Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / 1-ое чтение / Проект Федерального закона

Проект Федерального закона

О внесении изменений в статью 94 Трудового кодекса Российской Федерации

24.07.2012Российский налоговый портал

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 94 Трудового кодекса Российской Федерации

Статья 1

Внести в статью 94 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 9, ст. 812) следующие изменения:

часть 3 изложить в редакции: «Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (часть первая статьи 92 настоящего Кодекса) и выполнения комплекса защитных мероприятий, установленных отраслевыми соглашениями, заключёнными на федеральном уровне социального партнёрства в сфере труда».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в статью 94 Трудового кодекса Российской Федерации»

Основные направления государственной политики в области охраны труда устанавливают за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, дополнительные компенсации и сокращенную продолжительность рабочего времени, в период которого работник находится под воздействием вредных и опасных условий труда.

При этом критерием отнесения условий труда к вредным и (или) опасными условиям труда является невозможность соблюдения на рабочем месте гигиенических нормативов условий труда.

В этих условиях содержащийся в статье 94 Трудового кодекса положения о том, что Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной частью второй настоящей статьи для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (часть первая статьи 92 настоящего Кодекса) и гигиенических нормативов условий труда, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются не действующими, в отношении предприятий с вредными и опасными условиями труда, поскольку для этих предприятий невозможно обеспечить на рабочих местах соблюдение гигиенических нормативов условий труда. Таким образом, действующая редакция части третьей содержит внутреннее противоречие: если гигиенические нормативы соблюдаются, условия труда перестают быть вредными и (или) опасными

При этом необходимо отметить, что в настоящий момент сложившейся ситуацией не удовлетворены ни работодатели, ни работники.

Из-за невозможности увеличения продолжительности рабочей смены, при сохранении установленной сокращенной продолжительности рабочей недели, работники практически всех отраслей промышленности, трудящиеся во вредных и опасных условиях труда, работают 5 дней в неделю. Учитывая удаленность объектов с вредными и опасными условиями труда от мест проживания граждан, они вынуждены ежедневно тратить значительное время на транспортировку от мест проживания к месту работы и обратно (часто более 6 часов день). Не менее значительные затраты времени возникают у работников в связи с проведением обязательного инструктажа по технике безопасности, одевание средств индивидуальной защиты, следование к рабочим местам, подготовку рабочих мест, послесменную реабилитацию. В итоге работники помимо времени нахождения на рабочем месте 6-8 часов, дополнительно затрачивают на сопряженные с производственным процессом мероприятия порядка 6-12 часов в день, т.е. на отдых и общение с семьей у работника остается от 6 до 12 часов в день. Как следствие работники не успевают восстановиться, что негативно сказывается как на эффективности их работы, так и на состоянии здоровья.

В этой связи работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неоднократно поднимали вопрос о необходимости предоставить им возможность увеличить продолжительность рабочей смены в рамках сокращенной продолжительности рабочей недели. Такое решение, могло бы позволить работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, перейти от 5 дневной рабочей недели к 4 или даже 3 дневной, что позволило бы им увеличить до 3 -4 дней количество выходных и, как следствие более способствовало бы их отдыху и восстановлению, а с учетом реализуемых работодателем мер, направленных на послесменную реабилитацию благотворно сказывалось бы на их здоровье.

Для работодателей, невозможность увеличения продолжительности рабочей смены, при сокращенной продолжительности рабочей недели, так же имеет значительный негативный эффект:

Работодатель вынужден содержать больше количество смен, в связи с чем:

Завышается штатная численность сотрудников предприятия и, как следствие, растет размер Фонда оплаты труда;

Работодатель несет дополнительные расходы на:

транспортировку работников от мест компактного проживания до работы и обратно (25 % от существующего уровня расходов на эти цели);

на оплату движения работников до рабочего места (составляет до 2 часов или 25-30 % от времени продолжительности рабочей смены);

обеспечение дополнительных работников рабочей одеждой, средствами индивидуальной защиты, послесменной реабилитацией (25 % от существующего уровня расходов на эти цели);

оплату коммунальных услуг.

Резко падает производительность труда. В связи с необходимостью приёма - сдачи рабочих мест при пересменках эффективность труда падает в первый и последний час каждой смены. В этой связи переход на работу с меньшим количеством смен в сутки позволит увеличить производительность труда на 15-20%.

Разрешением указанных выше проблем является внесение предлагаемой поправки в часть 2 статьи 94 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме устранения явного противоречия действующего текста вышеуказанной статьи Трудового кодекса РФ, данная поправка позволит работодателям при реализации определённых отраслевым соглашением, заключённым на федеральном уровне комплекса мер, направленных на снижение воздействия вредных и опасных факторов на работника и обеспечения надлежащих условий послесменной реабилитации, в случае достижения договоренности с первичной профсоюзной организацией (в рамках коллективного договора) и согласия

работника (в рамках трудового договора) увеличить продолжительность рабочей смены, при сохранении сокращенной продолжительности рабочей недели. Как следствие улучшаться условия для восстановления и укрепления здоровья сотрудников, станет более комфортным режим работы, повысится производительность труда на предприятии, сократятся издержки и как следствие увеличатся поступления бюджетов всех уровней по налогу на прибыль (на уровне порядка 10-15% по сравнению с действующим уровнем).

Внесение предлагаемой поправки будет являться дополнительной мотивацией выполнения работодателями предусмотренных статьей 22 Трудового кодекса РФ обязанностей по обеспечению безопасности и соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда условий труда своих работников. У работодателей появится стимул инвестировать денежные средства в мероприятия по охране труда и здоровья работников, при этом перечень мероприятий и их выполнение будет составляться с учетом мнения представителей работников – профсоюзов, и под их контролем.

Выбор отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне социального партнерства, как документа, устанавливающего комплекс мер, направленных на снижение воздействия вредных и опасных факторов, обусловлен следующим. Отраслевое соглашение на федеральном уровне социального партнерства – это правовой акт, заключаемый между представителями работодателей и работников конкретной отрасли экономики, что позволяет учитывать специфические потребности в мероприятиях по охране труда работников данной отрасли. Кроме того, такие соглашения в соответствии с механизмом, установленным статьей 48 Трудового кодекса РФ, могут автоматически распространить свое действие на всех без исключения работодателей отрасли.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок