Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

29.03.2023

Письмо Минфина России от 01.03.2023 г. № 03-07-14/17079

Вопрос: В силу п. п. 1 и 5 ст. 145 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три последовательных календарных месяца сумма полученной ими выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 млн руб.

Предусмотренное освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Между тем указанный порог был введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ пятнадцать лет назад и указанные величины в силу экономических и инфляционных процессов утратили свою актуальность.

В настоящее время указанный порог представляется чрезмерно низким и негативно влияющим на развитие малого предпринимательства.

На основании изложенного предлагается повысить существующий порог для освобождения от исполнения обязанностей плательщиков НДС по выручке за три последовательных календарных месяца до 10 млн руб. (сейчас - 2 млн руб.).

16.02.2023

Письмо Минфина России от 16.01.2023 г. № 03-07-11/2244

Вопрос: Имеет ли право ИП - глава КФХ на ЕСХН, утратившего право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 145 НК РФ в связи с превышением суммы дохода, полученного от реализации, установленного в абз. 2 п. 1 ст. 145 НК РФ, принять к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным КФХ до и в период, в котором было превышение дохода, и уменьшить к уплате сумму восстановленного НДС?

24.01.2023

Письмо Минфина России от 12.12.2022 г. № 03-07-09/121692

Вопрос: Организация (ООО) является участником проекта "Сколково" (свидетельство серии от 28.09.2015).

В соответствии со ст. 145.1 НК РФ общество освобождено от уплаты НДС.

В пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ установлено:

налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, если иное не предусмотрено пп. 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.

Вправе ли общество на основании вышеизложенных норм не выставлять счета-фактуры контрагентам?

Кроме этого, ООО является правообладателем программы для ЭВМ, включенной в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД, запись в реестре от 24.06.2019.

Из пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ следует:

не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

26) исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Вправе ли общество не выставлять счета-фактуры контрагентам по лицензионным договорам, предоставляющим право пользования программным обеспечением, включенным в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД?

11.01.2023

Письмо Минфина России от 24.11.2022 г. № 03-07-07/115025

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту - Общество) осуществляет деятельность согласно ОКВЭД 56.10.1 "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания".

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ предлагается дать разъяснение: вправе ли Общество применять освобождение от уплаты НДС в отношении услуг общественного питания в соответствии с пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ в 2022 г. в случае утраты Обществом в 2022 г. права применять упрощенную систему налогообложения по основаниям, указанным в п. 4 ст. 346.13 НК РФ?

09.01.2023

Письмо Минфина России от 01.12.2022 г. № 03-07-05/117715

Вопрос: Федеральным законом от 09.03.2022 N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС, был дополнен операциями по реализации драгоценных металлов в слитках банками физическим лицам (пп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, далее - Закон).

Банк является одним из крупнейших участников рынка драгоценных металлов (годовой оборот только физического золота составляет более 70 тонн) и заключает сделки с драгоценными металлами с юридическими и физическими лицами.

Клиентами Банка по операциям с драгоценными металлами являются в том числе физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее - ИП). Учитывая, что в отношении ИП в Законе не содержится отдельного регулирования в части налогообложения НДС по операциям реализации драгоценных металлов, требуется подтвердить позицию Банка в отношении порядка налогообложения НДС реализации драгоценных металлов Банком физическим лицам - ИП.

НК РФ предусматривает самостоятельные определения терминов "физические лица" и "индивидуальные предприниматели". Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ:

1) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

2) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

При этом термин "индивидуальные предприниматели" определяется НК РФ через другой термин - "физические лица". В этой связи термин "индивидуальные предприниматели" означает подгруппу физических лиц, обусловливая таким образом существование двух подгрупп физических лиц по этому признаку:

1) физических лиц, не являющихся ИП, и

2) физических лиц, являющихся ИП.

В этой связи термин "физические лица" в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ распространяется как на физических лиц, не являющихся ИП, так и на физических лиц, являющихся ИП, ввиду отсутствия специального указания о его применении лишь в отношении одной из указанных подгрупп (и, как следствие, о его неприменении к другой из указанных подгрупп).

Кроме того, при системном анализе норм НК РФ, в которых используется термин "физические лица", можно сделать вывод о том, что при распространении норм на обе подгруппы физических лиц используется термин "физические лица" (например, ст. ст. 3, 8, 9, 207 НК РФ). При применении требований к одной из указанных подгрупп физических лиц используются прямые оговорки о применении нормы лишь к одной из указанных подгрупп (например, ст. ст. 148, 227, 333.5 НК РФ).

Таким образом, учитывая, что в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ упоминается термин "физические лица" и не содержится указаний о применении данной нормы исключительно к одной из подгрупп физических лиц, требуется подтвердить, что данная норма НК РФ распространяется на обе подгруппы физических лиц: ИП и не ИП.

При этом необходимо отметить, что уплата НДС ИП, занятыми в ювелирной промышленности, будет произведена в любом случае:

1) при покупке слитка в банке без НДС такой ИП впоследствии выставит НДС конечному потребителю при продаже ювелирного изделия и уплатит его в бюджет, либо

2) при покупке слитка в банке с НДС такой ИП уплатит "входящий" НДС банку (и банк уплатит его в бюджет) и затем уменьшит на эту сумму свой исходящий НДС при продаже ювелирного изделия конечному потребителю.

Анализ Федерального закона N 47-ФЗ показывает, что указанное дополнение в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ вносилось одновременно с положениями, не допускающими использование упрощенной системы налогообложения для ИП, осуществляющих ювелирную деятельность, что подчеркивает целенаправленный выбор законодателем общего термина "физические лица" в указанном дополнении в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, охватывающего всех физических лиц независимо от того, являются ли они ИП или нет, - с учетом указанного выше общего экономического эффекта.

Кроме того, в случае, если физическое лицо зарегистрировано в качестве ИП вне зависимости от того, осуществляет оно деятельность, связанную с драгоценными металлами, или иную и желает приобрести слитки золота в целях инвестирования или сбережения собственных средств, такое физическое лицо не сможет реализовать свое право на освобождение от НДС операций по покупке золота в банке.

Также обращается внимание, что при ином толковании указанной нормы ее реализация на уровне банков не представляется возможной в связи со следующим:

1) при обращении в банк физического лица с целью покупки драгоценных металлов в слитках банк не может достоверно определить, применяется ли к такой операции пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ (проведение проверки физического лица на предмет регистрации в качестве ИП, а также проверки целей приобретения слитков не предусмотрено Законом);

2) учитывая, что для применения указанной статьи не установлен порядок подтверждения статуса физического лица и целей приобретения слитков, Банк не вправе обусловливать продажу слитков без НДС физическим лицам представлением подтверждающих документов:

- документов или сведений, подтверждающих наличие или отсутствие регистрации в качестве ИП (согласно п. 14 Указания Банка России N 2255-У требуется только паспорт);

- сведений о целях приобретения таких слитков.

При этом необходимо отметить, что Законом не предусмотрены допустимые цели приобретения слитков драгоценных металлов без НДС, таким образом, у физического лица отсутствуют юридическая ответственность за достоверность заявленной банку цели приобретения слитков, а также обязанность придерживаться данной цели (то есть нет препятствий приобрести слитки для личных целей, а затем добросовестно передумать и использовать их в коммерческих целях). Для банков не установлены требования по документальной фиксации цели приобретения слитков физическим лицом для обоснования продажи слитка с НДС или без него. В отсутствие фиксации целей приобретения невозможен эффективный налоговый контроль обоснованности продажи банком слитка физическому лицу с НДС или без него.

Каков порядок применения пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ?

08.12.2022

Письмо Минфина России от 11.11.2022 г. № 03-07-07/109883

Вопрос: Согласно п. 5 ст. 145 НК РФ, если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн руб. либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Возможно ли в указанном в п. 5 ст. 145 НК РФ случае исчислять выручку методом начисления ИП на ОСН в целях освобождения от уплаты НДС в силу п. 1 ст. 145 НК РФ?

01.12.2022

Письмо Минфина России от 10.10.2022 г. № 03-07-05/97550

Вопрос: Согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, при соблюдении условий, предусмотренных данным подпунктом.

Применяется ли освобождение по НДС в рамках вышеуказанной нормы НК РФ к услугам по доработке программ и баз данных, в результате которых происходит расширение функциональных возможностей программного обеспечения (далее - ПО), зарегистрированного в Едином реестре российских программ:

1) без создания отдельного модуля ПО;

2) путем создания отдельного модуля ПО,

когда такие услуги оказывает лицо, не являющееся правообладателем ПО?

Имеет ли в данном случае значение для освобождения передача исключительных прав на произведенные доработки ПО лицу, по заказу которого осуществляется доработка (переработка, модификация) ПО?

Письмо ФНС России от 23.11.2022 г. № СД-4-3/15777@

Вопрос: О документе, подтверждающем сведения о суммах НДС, от уплаты которых налогоплательщик был освобожден при помещении товаров под процедуру реимпорта.

25.11.2022

Письмо Минфина России от 14.10.2022 г. № 03-07-07/99643

Вопрос: Согласно пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности (далее - БСО).

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон) все организации и индивидуальные предприниматели обязаны при осуществлении ими расчетов применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), включенную в реестр ККТ, и выдавать покупателю кассовые чеки или БСО.

Под БСО согласно ст. 1.1 Закона понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ.

Таким образом, в целях применения освобождения от уплаты НДС и соблюдения требований Закона организации, реализующие входные билеты на посещение мероприятий, поименованных в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, обязаны учитывать Приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ (далее - Приказ ФНС России) и выдавать населению билет в виде БСО, сформированного в порядке, предусмотренном Законом и Приказом ФНС России, либо билет с одновременной выдачей кассового чека (БСО), либо билет с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО) в соответствии с п. 5.8 ст. 1.2 Закона. ФНС России придерживается аналогичной позиции (Письмо от 30.08.2019 N АС-4-20/17479@).

На основании п. 5.8 ст. 1.2 Закона Приказом Минкультуры России от 29.06.2020 N 702 "Об утверждении форм билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе форм электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности" (далее - Приказ Минкультуры России) утверждены формы БСО, применяемые при реализации билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

При этом из буквального трактования термина "расчеты", содержащегося в ст. 1.1 Закона, следует, что безвозмездная передача товаров, работ, услуг не подпадает под данный термин в понимании Закона и, соответственно, не требует применения ККТ. ФНС России придерживается аналогичной позиции (Письмо от 16.07.2020 N АБ-4-20/11542).

На основании изложенного возможно ли применение пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ при безвозмездной реализации услуг театров, кинотеатров, концертных организаций, цирков, библиотек, музеев, выставок, дворцов культуры и аналогичных услуг, оформляемой безденежными входными билетами по форме, утвержденной Приказом Минкультуры России, без применения ККТ?

24.11.2022

Письмо Минфина России от 31.10.2022 г. № 03-07-07/105286

Вопрос: Об освобождении от НДС либо применении ставки НДС 10% при реализации и ввозе в РФ медицинских изделий.

23.11.2022

Письмо Минфина России от 11.10.2022 г. № 03-07-07/98151

Вопрос: Как применяются налоговые льготы по налогу на прибыль и НДС организациями, получившими статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", либо участников проекта, признанных таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - участники проекта)?

Согласно ст. 145.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.07.2019) участник проекта имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), в течение десяти лет со дня получения им статуса участника проекта.

Также согласно ст. 246.1 НК РФ участник проекта освобождается от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль в течение 10 лет со дня получения им статуса участника проекта.

ООО (далее - Общество) получило свидетельство о внесении записи в реестр участников проекта о присвоении статуса участника проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра "Инновационный научно-технологический центр "Сириус" 11 июля 2022 г.

Общество планирует разработку научного проекта и его дальнейшую коммерциализацию. Ресурсы, в том числе кадровые, распределены между штатными работниками в сфере информационных технологий, рабочая локация которых не привязана к одному месту работы, а находится в том числе в других субъектах Российской Федерации.

Правомерно ли применение освобождения от налога на прибыль и НДС участников проекта в случае коммерциализации научной деятельности, созданной работниками, находящимися в процессе разработки в других регионах и производящими налоговые и иные выплаты по месту нахождения обособленных подразделений?

Письмо Минфина России от 10.10.2022 г. № 03-07-07/97546

Вопрос: ООО (далее - Общество) является медицинской организацией и осуществляет свою деятельность в рамках одного юридического лица на объектах (санаторий, база отдыха, буфеты и спортивный комплекс). Все продукты питания, реализуемые на объектах Общества, производятся в столовой санатория.

В Письме Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-07/73871 сообщается, что "от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовой медицинского учреждения, независимо от того, кому (лицам, получающим медицинские услуги, или иным лицам) в этом учреждении реализуются данные продукты питания".

Будет ли правомерным применение вышеуказанной льготы при реализации продуктов питания, произведенных в столовой, на объектах Общества с целью организации деловых обедов, торжественных ужинов и буфетного обслуживания?

Письмо Минфина России от 05.10.2022 г. № 03-07-07/96201

Вопрос: Организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг и имеет лицензию на осуществление брокерской деятельности. Также Организация осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и включена Банком России в единый реестр инвестиционных советников.

Распространяется ли освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ на услуги по инвестиционному консультированию, оказываемые Организацией путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций клиентам, с которыми у Организации отсутствуют брокерские договоры?

28.10.2022

Письмо Минфина России от 19.09.2022 г. № 03-07-11/90411

Вопрос: В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), освобождаются от обложения НДС.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 г.

Таким образом, операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляемые региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 1 января 2020 г. предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который с 1 января 2020 г. применяет освобождение от обложения НДС в отношении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 г. вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.

Согласно п. 5 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ одно из оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора:

задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Правомерно ли применение освобождения от обложения НДС реализации услуг по обращению с ТКО при наличии превышения задолженности регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с ТКО двенадцатой части необходимой валовой выручки регионального оператора?

27.10.2022

Письмо ФНС России от 24.10.2022 г. № СД-4-3/14289@

Вопрос: О документальном подтверждении освобождения от НДС услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, а также о заполнении разд. 7 декларации.

26.10.2022

Письмо Минфина России от 13.09.2022 г. № 03-07-07/88567

Вопрос: О применении освобождения от НДС услуг по инвестиционному консультированию, оказываемых брокером.

24.10.2022
13.09.2022
24.08.2022

Письмо Минфина России от 05.08.2022 г. № 03-07-07/76243

Вопрос: О реализации права на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС организацией, получившей статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ.

15.08.2022

Письмо Минфина России от 15.07.2022 г. N 03-07-07/68502

Вопрос: Об условиях применения освобождения от НДС при оказании услуг общественного питания.

Перейти к странице:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок