Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Решения / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2023 г. № Ф10-3419/2023 по делу № А83-15471/2022

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2023 г. № Ф10-3419/2023 по делу № А83-15471/2022

Орган Пенсионного фонда РФ ссылается на то, что в добровольном порядке в установленный срок суммы финансовых санкций страхователем не уплачены.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в представленной страхователем отчетности недостоверные сведения отсутствуют, нарушений не допущено.

09.10.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 2023 г. по делу N А83-15471/2022

 

резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2023

постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2023

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Смолко С.И.

судей Леоновой Л.В.

Стрегелевой Г.А.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (295011, г. Симферополь, ул. Караимская, 52, ОГРН 1147746375116, ИНН 7706808265) - не явились;

от заинтересованного лица: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Заречненская школа - детский сад" Джанкойского района Республики Крым (296160, Республика Крым, с. Заречное, Джанкойский район, ул. Кошевого, 25, ОГРН 1149102181964; ИНН 9105007627) - не явились;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.02.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу N А83-15471/2022,

 

установил:

 

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Заречненская школа - детский сад" Джанкойского района Республики Крым (далее - учреждение) финансовых санкций по решениям о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.01.2022 N 091S19220000253, N 091S19220000252, N 091S19220000251, N 091S19220000250 в общей сумме 4 000 руб.

Решением суда произведена замена государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в порядке процессуального правопреемства на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - фонд); в удовлетворении требования фонда отказано.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявление фонда удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

В отзыве на жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.

Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.

Проверив в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на них судебные акты на предмет правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствия выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, учреждение зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном отделении Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (регистрационный номер 091002002644).

Фондом в отношении учреждения была проведена документальная проверка и выявлены несоответствия в представленных страхователем сведениях индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, а именно: необоснованно проставлен код льготы 27-ПД в региональные нерабочие праздничные дни и не проставлен код льготы 27-ПД в период прохождения сотрудниками курсов повышения квалификации.

В связи с этим в адрес учреждения направлено уведомление N 92 от 24.11.2021 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда, которое 26.11.2021 получено учреждением.

Так как страхователем несоответствия не устранены, фонд 09.12.2021 составил акты проверок N 091S18210012496, 091S18210012497, 091S18210012498, 091S18210012499.

14 января 2022 г. фондом приняты решения N 091S19220000253, 091S19220000252, 091S19220000251, 091S19220000250 о привлечении учреждения к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде применения финансовых санкций - 1.000 руб. по каждому решению, а всего - 4 000 руб.

14 февраля 2022 г. на основании указанных решений в адрес страхователя направлены требования об уплате финансовых санкций в срок до 05.03.2022.

Так как в добровольном порядке в установленный срок суммы финансовых санкций страхователем не уплачены, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Придя к выводу, что в отчетах учреждения отсутствуют недостоверные сведения, нарушений не допущено, суд первой инстанции отказал фонду в удовлетворении его заявления.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют предусмотренные, в том числе пунктом 2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствующие органы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, перечисленные в этом пункте.

Данные сведения подаются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507 п.

Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего закона.

В соответствии с подпунктом 2.3.26 Порядка заполнения формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п, действующего на момент представления сведений за 2017-2020 годы, для застрахованных лиц, работающих в территориальных условиях труда или на видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, код территориальных условий труда или код особых условий труда и условий для досрочного назначения страховой пенсии не указывается, если при отражении сведений в графе 11 "Дополнительные сведения" формы указаны дополнительные сведения - повышение квалификации с отрывом от производства - "КВАЛИФ".

Возможность проставлять код льготы в периоды, отмеченные в сведениях пояснением "КВАЛИФ", появилась только с 06.09.2021 после принятия Правлением ПФ России постановления N 304п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п" (зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2021 N 66175).

При этом постановление N 304п, как и постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2021 N 332, с принятием которого повышение квалификации стало засчитываться в льготный стаж, не содержат положений о распространении своего действия на предыдущие отчетные периоды и не предусматривают обязанность страхователя корректировать предоставленные ранее сведения.

Исходя из изложенного, суды пришли к выводу, что учреждение в отчетах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017-2020 годы верно указало в дополнительных сведениях о повышении застрахованными лицами квалификации с отрывом от производства - "КВАЛИФ" и не указало код льготы 27ПД.

Более того, частью 1 статьи 16 Закона N 27-ФЗ обязанность вносить корректировку в предоставленные страхователями сведения в случае изменения пенсионного законодательства возлагается на сами органы Пенсионного фонда.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из пунктов 5 и 6 Правил N 516 следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.

В силу части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от трудовых обязанностей - статья 106 ТК РФ.

В соответствии со статьей 107 ТК РФ к видам времени отдыха относятся, в том числе выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска.

Статьей 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов. В соответствии с данной статьей допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Законом Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым" установлено, что день воссоединения Крыма с Россией является нерабочим праздничным днем на территории Республики Крым.

Частью 7 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ органам государственной власти в Российской Федерации по просьбам религиозных организаций предоставлено право объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

То есть, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать нерабочие праздничные дни на территории субъекта.

Так как нерабочие праздничные дни устанавливаются законом субъекта РФ, Правила N 516 не предусматривают, что региональные нерабочие праздничные дни не подлежат включению в специальный стаж, суд пришел к выводу об обоснованности включения нерабочих праздничных дней, установленных правовым актом региона, в специальный стаж.

Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии недостоверности сведений в представленной страхователем отчетности, о незаконности решений фонда от 14.01.2022 и отказал фонду в удовлетворении его требования.

Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных решений.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.02.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2023 по делу N А83-15471/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

 

Председательствующий судья

С.И.СМОЛКО

 

Судьи

Л.В.ЛЕОНОВА

Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок