Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2023 г. № Ф10-754/2023 по делу № А35-5902/2020

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2023 г. № Ф10-754/2023 по делу № А35-5902/2020

Оспариваемым решением обществу доначислены недоимка по налогу на имущество организаций и пени в связи с неправомерным исключением объектов налогообложения, что повлекло неуплату сумм авансовых платежей по налогу на имущество организаций.

Итог: дело в части направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не дал оценку влиянию возможности перемещения и демонтажа спорных объектов на оценку технологических характеристик спорного оборудования в комплексе и сохранение функционального назначения и заявленной проектной мощности АЭС.

19.06.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2023 г. по делу N А35-5902/2020

 

Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2023

Постановление изготовлено в полном объеме 05.06.2023

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Бутченко Ю.В.

судей Радюгиной Е.А.

Чаусовой Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цыпленковой А.А.,

при участии в судебном заседании:

от АО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Курская атомная станция" - Катанаевой Т.В. (доверенность от 20.01.2023 N 9/140/2023-ДОВ), Гринемаера Е.А. (доверенность от 20.01.2023 N 9/141/2023-ДОВ), Суликашвили А.М. (доверенность от 30.03.2023 N 9/357/2023-ДОВ);

от Управления Федеральной налоговой службы по Курской области - Шевцова П.А. (доверенность от 29.12.2022 N 35-10/28332);

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 15.04.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А35-5902/2020,

 

установил:

 

акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Курская атомная станция" (далее - заявитель, общество, АО "Концерн "Росэнергоатом") обратилось с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 24.03.2020 N 07-19/105 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления недоимки по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2019 года в сумме 103 600 753 руб. 67 коп. и пени в размере 4 886 338 руб. 99 коп.

Решением Арбитражного суда Курской области от 15.04.2022 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Не согласившись с указанными судебными актами, Управление Федеральной налоговой службы по Курской области (далее - управление, УФНС по Курской области) обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.

Определением Арбитражного суда Центрального округа от 23.03.2023 в порядке, установленном в статье 48 АПК РФ, в связи с реорганизацией инспекции в форме присоединения к управлению произведена замена заинтересованного лица МИФНС N 5 по Курской области (ИНН 4632013763, ОГРН 1044637046475) на УФНС по Курской области (ИНН 4632048580, ОГРН 1044637043384).

В судебном заседании представитель УФНС по Курской области поддержал заявленное уточнение к кассационной жалобе (исх. от 23.05.2023), согласно которого управление просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения требований общества о признании недействительным решения от 24.03.2020 N 07-19/105 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 101 047 180 руб. 29 коп. и пени в размере 4 765 992 руб. 32 коп., указав, что данные суммы налога и пени начислены в связи с неправомерным исключением обществом из объектов налогообложения 76 объектов Курской АЭС (приведены в таблице N 1 дополнения к кассационной жалобе от 30.03.2023). Также поддержал доводы кассационной жалобы и дополнений к ней относительно указанных объектов 76 объектов Курской АЭС, поскольку по мнению налогового органа данные объекты неразрывно связаны физически, технологически и образуют единый производственно-технологический комплекс. Также пояснил, что в остальной части судебные акты не обжалуются, по определению среднегодовой стоимости указанных объектов и арифметическому расчету налога и пени спора не имеется.

Представители общества не возражали против уточнения объема обжалования управлением судебных актов; возражали против удовлетворения кассационной жалобы с учетом ее уточнения по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему. Пояснили, что необходимо исходить из наличия\отсутствия прочной связи с землей каждого рассматриваемого объекта; каждый из спорных объектов отдельно поставлены на учет в качестве основных средств с разными сроками полезного использования; государственная регистрация единого недвижимого комплекса в ЕГРН отсутствует. Также пояснили, что по определению среднегодовой стоимости указанных объектов и арифметическому расчету налога и пени в отношении 76 объектов спора между сторонами не имеется. При этом указали, что функциональное назначение и связь спорных 76 объектов суды не исследовали.

Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в ней (с учетом дополнений и уточнений), в связи с чем законность и обоснованность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в обжалуемой части о признании недействительным решения от 24.03.2020 N 07-19/105 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 101 047 180 руб. 29 коп. и пени в размере 4 765 992 руб. 32 коп.

Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее с учетом дополнений к ним, заслушав представителей сторон, пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части и направления дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.

Из материалов дела следует и суды установили, что АО "Росэнергоатом" предоставило в инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения филиала "Курская атомная станция" 18.10.2019 расчет по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2019 года с суммой налога к уплате 62 627 500 руб. Данная сумма налога на имущество уплачена 05.11.2019.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку указанной декларации, по результатам которой составила акт проверки от 03.02.2020 N 07-19/258 и установила нарушение АО "Концерн Росэнергоатом" положений пункта 1 статьи 374, пункта 1 статьи 375, пункта 4 статьи 382 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), выразившееся в неправомерном исключении из объектов налогообложения, в том числе 76 объектов, что повлекло неуплату сумм авансовых платежей по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2019 года в сумме 101 047 180 руб. 29 коп., а именно:

 

Наименование и инвентарный номер объекта основных средств

Сумма авансового платежа

1. Реактор РБМК (энергоблок N 2), 41013645

15 717 804,45

2. Реактор РБМК (энергоблок N 1), 41013644

7 633 120,07

3. Реактор РБМК (энергоблок N 4), 41021845

5 822 539,88

4. Реактор РБМК (энергоблок N 3), 41021844

1 766 176,61

5. Турбогенератор N 5 блока Г, 41030220

5 335 901,01

6. Турбогенератор N 8, 41030225

1080940,00

7. Турбогенератор N 7, 41030224

4 309 982,38

8. Турбогенератор N 6 блока Г, 41030221

1 464 876,92

9. Транспортно-технологическая система, 42330876

3 809 420,94

10. Система сейсмической защиты ссз энергоблока N 2, 41070841

181 761,57

11. Система сейсмической защиты ссз энергоблока 1, 41070840

181 221,38

12. Система сейсмической защиты ссз энергоблока N 4, 41070843

158 331,94

13. система сейсмической защиты ссз энергоблока N 3, 41070842

158 155,35

14. Система контроля и управления турбинного отделения (СКУ ТО) 4 энергоблока, 41070839

2 233 248,62

15. Система контроля и управления спецводоочистки, 41070835

1 128 169,50

16. Трансформатор (автотрансформатор типа АОДЦТН), 13000000855 9

681 802,57

17. Насос аварийной подпитки (НАП), 41010019

481 480,09

18. Силовое оборудование блока Г, 41030222

1 279 527,31

19. Силовые машины и оборудование вспомогательное блока Г, 41030216

5 817 395,24

20. Оборудование дозиметрического контроля, 41050438

667 950,51

21. Система выдачи мощности энергоблока N 3, 41050524

394 144,39

22. Система контроля и управления реакторного отделения (СКУ РО) энергоблока N 3, 41070837

470 655,01

23. Электросиловое оборудование блока Г, 41050447

511 272,15

24. Система радиационного контроля, 43096594

503 005,37

25. Оборудование блока Г, 41030201

2 161 943,24

26. Система электроснабжения, 43055455

310 226,57

27. Система бесперебойного электроснабжения (БЭС) 2 блок, 41070812

393 574,66

28. Система аварийного охлаждения реактора 2 (САОР-2), 41010726

352 490,77

29. Сосуды САОР (гидробаллоны), 41010020136

885,61

30. Система защит и возбуждения турбогенератора ТГ-3 энергоблока N 2, 41050515

55 828,67

31. Система защит и возбуждения турбогенератора ТГ-4 энергоблока N 2, 41050516

77 402,77

32. Система возбуждения турбогенератора ТГ-6 энергоблока N 3, 41050528

151 465,58

33. Система возбуждения турбогенератора ТГ-5 энергоблока N 3, 41050529

158 763,47

34. Система контроля расхода воды через каналы реактора (КРВ) 4 энергоблока, 41070830

423 714,41

35. Система контроля расхода воды через каналы реактора (КРВ) 3-го энергоблока, 41070821

417 934,60

36. Система аварийной защиты реактора по снижению расхода воды (АЗРГК) 2-го энергоблока, 41070811

152 258,38

37. Система автоматического химического контроля водно-химического режима (АХК ВХР) 1 очереди, 41070832

184 461,19

38. Система автоматического химического контроля воды, 41070834

285 498,29

39. Оборудование водозаборных сооружений 3,4 - 41114205

283 255,07

40. Технологическое оборудование водозаборного сооружения N 2, 41114203

150 522,19

41. Система бесперебойного электроснабжения КУКУЗ ПТКУБ-Т 4 энергоблока, 41070828

540 868,62

42. Система обеспечения питательной водой реакторов (СОПВ) э/бл 1 очереди, 41010729

443 190,04

43. Силовое оборудование компрессорной, 41010001

273 887,08

44. Система аварийного электроснабжения энергоблока (САЭ-1), 41050518

837 566,37

45. Система аварийного электроснабжения САЭ-2 энергоблока, 41050517

150 831,34

46. Оборудование спецхимводоочистки блока В 2 блока, 41060607

152 460,53

47. Оборудование и трубопроводы спецводоочистки блока В, 41060609

831 058,54

48. Управляющая система безопасности по технологическим параметрам (УСБ-Т) 4-го энергоблока, 410708291

502 968,15

49. Управляющая система безопасности по технологическим параметрам (УСБ-Т) 3-го энергоблока, 41070819

1 496 032,02

50. Система бесперебойного электроснабжения КСКУЗ и ПТК УСБ-Т, 41070823

483 487,93

51. Управляющая система безопасности по технологическим параметрам (УСБ-Т) 2-го энергоблока, 41070813

464 591,48

52. Информационно-измерительная система ИИС "Скала-микро" 4 энергоблока, 41070826

2 045 701,99

53. Информационно-измерительная система ИИС "Скала-микро" 3-го энергоблока, 41070820

1 489 171,75

54. Информационно-измерительная система ИИС "Скала-микро" 2 энергоблока, 41070810

574 513,82

55. Защитное сооружение на АБК-2 (убежище), 42460003

246 081,45

56. Система кондиционирования помещений спецсистем 3 энергоблока, 41101125

224 713,12

57. Система вентиляции здания "Убежище на территории Курской АЭС", 130000008549

206 578,98

58. Система приточно-вытяжной общеобменной вентиляции основного и вспомогательного блоков ХТРО-Ш, 130000008414

134 656,03

59. Система кондиционирования помещений спецсистем энергоблока N 4, 41101126

158 876,52

60. Временный защищенный пункт управления противоаварийными действиями ВЗПУ, 42460004

153 561,88

61. Комплексная система контроля управления и защиты реактора 3-го энергоблока, 41070818

4 702 080,32

62. Комплексная система контроля управления и защиты реактора 4-го энергоблока, 41070825

4 146 312,36

63. Комплексная система управления и защиты реактора КСКУЗ - 3 энергоблока, 41070814

2 486 991,76

64. Система дымоудаления и подпора воздуха на путях эвакуации персонала 2-й очереди Курской АЭС, 41101129

473 016,71

65. Система выдачи мощности энергоблока N 4, 41050523

1 008 955,92

66. Оборудование насосной станции 4,5 - 411142061

624 474,64

67. Система контроля и управления турбинного отделения, 41070836

1 161 496,3

68. Технологическое оборудование насосной 1,2 - 41114204

284 324,22

69. Силовое оборудование ОРУ-330 кв., 41050401

525 495,74

70. Открытое распределительное устройство ОРУ-750-5 блок, 41550444

1 295 988,27

712. Силовое оборудование ОРУ-330 кв. на площади 1 га, 41050434

1 696 130,71

72. Система спецканализации, 42330878

564 447,03

73. Система контроля и управления газового контура ск, 41070838

170 120,66

74. Система контроля и управления газового контура (СКУ ГК) 4 энергоблока, 41070831

128 566,07

75. Автоматизированная информационно-измерительная система технического учета электроэнергии, 13000000868 6

464 339,88

76. Сеть надежного питания энергоблока N 4, 41050520

418 533,31

 

По результатам рассмотрения акта проверки, материалов налоговой проверки, возражений налогоплательщика, инспекция вынесла решение от 24.03.2020 N 07-19/105 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу, в частности, начислен налог на имущество в размере 101 047 180 руб. 29 коп. и пени в размере 4 765 992 руб. 32 коп.

Решением УФНС по Курской области от 03.06.2020 N 124 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования в указанной части, пришли к выводу о не представлении налоговым органом доказательств отнесения спорных объектов к недвижимому имуществу, отклонив доводы налогового органа о необходимости применения положений статей 130, 133, 133.1, 134 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Суды руководствовались пунктами 4, 20 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств "ПБУ 6/01", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенным в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее - ОКОФ), Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", и указали, что различать движимое и недвижимое имущество нужно по ОКОФ, в соответствии с которым спорные объекты относятся к машинам и оборудованию и не относятся к зданиям и сооружениям, принимались к учету в разное время, имеют собственные сроки полезного использования, специальное назначение и функциональную роль в производственном процессе, обладают отдельными техническими характеристиками и конструктивными особенностями; возможен демонтаж и перенос объектов без несоразмерного ущерба назначению.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с указанными выводами судов по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В силу статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций является недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса.

На основании статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Между сторонами спора относительно среднегодовой стоимости спорного имущества не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В целях исчисления налога на имущество надлежит руководствоваться статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и нормами других отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующих спорные правоотношения.

В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Статьей 133.1 ГК РФ установлено, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

В соответствии со статьей 134 ГК РФ, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

Согласно статье 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Для квалификации объекта гражданского права на предмет его относимости к движимым вещам или объектам недвижимости подлежат определению такие обстоятельства как наличие у объекта неразрывной связи с землей, в том числе опосредованно, через иные объекты (здания, сооружения, фундаменты и т.п.); является ли объект составной частью неделимой недвижимой вещи; входит ли в состав единого недвижимого комплекса. В части неразрывной связи с землей при квалификации объектов гражданских прав необходимо выяснять, являются ли такие объекты стационарными в той степени, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (совокупные затраты на демонтаж, перевозку, ревизию, закупку запчастей, работу квалифицированных специалистов превысят остаточную стоимость упомянутых объектов), а также будет ли связано перемещение объектов на другой производственный объект сопряжено с изменением его конфигурации и заменой отдельных конструктивно сочлененных элементов (будет ли нанесен существенный ущерб целостности всей изначальной конструкции или таковая может продолжать функционировать без оцениваемых объектов) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2018 N 305-КГ18-20539).

При рассмотрении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать нормы ОКОФ, а также Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), согласно которым здание и сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (пункт 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности АО "Концерн Росэнергоатом" является производство электроэнергии атомными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (ОКВЭД 35.11.3), а также производство пара и горячей воды (тепловой энергии) атомными электростанциями (ОКВЭД 35.30.12).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих, в том числе, в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).

Электроэнергетическая система - совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

Субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности.

Объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

К объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" объектами использования атомной энергии являются ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение; пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) - стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов; тепловыделяющая сборка ядерного реактора - машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции.

Для целей настоящего Федерального закона под полным жизненным циклом объекта использования атомной энергии в зависимости от категории объекта применения настоящего Федерального закона понимаются размещение, проектирование (включая изыскания), конструирование, производство, сооружение или строительство (включая монтаж, наладку, ввод в эксплуатацию), эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, вывод из эксплуатации (закрытие), транспортирование (перевозка), обращение, хранение, захоронение и утилизация объектов использования атомной энергии.

Объекты электросетевого комплекса являются по своей правовой природе сложной вещью, в состав которой может входить как движимое, так и недвижимое имущество, предполагающее использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь. Вынужденное деление единого имущественного электросетевого комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии (Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146).

По смыслу статьи 8 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущественный комплекс в области использования атомной энергии представляет собой совокупность недвижимого и иного имущества, имеющего единое производственно-технологическое назначение и непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный производственный процесс.

В составе атомного энергопромышленного имущественного комплекса (АЭПИК) следует понимать совокупность недвижимого и иного движимого имущества, имеющего единое производственно-технологическое назначение и непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный производственный процесс в области использования атомной энергии.

В состав АЭПИК предлагается включать: 1) объекты недвижимого имущества: а) ядерные установки, в том числе атомные станции; б) пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов; 2) иное движимое имущество, непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и реализации продукции, работ, услуг и обеспечивающее непрерывный производственный процесс.

Согласно ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения" под электростанцией понимается энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла.

При этом энергоустановка - это комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.

Атомной электростанцией АЭС признается электростанция, преобразующая энергию деления ядер атомов в электрическую энергию или в электрическую энергию и тепло.

Постановлением Ростехнадзора от 10.12.2007 N 4 утверждены и введены в действие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций. НП-082-07" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.01.2008 N 10951), согласно п. 1.1, 1.2, 1.4 и 1.5 которых настоящие Правила ядерной безопасности реакторных установок (РУ) атомных станций (АС) распространяются на все проектируемые, конструируемые, сооружаемые и эксплуатируемые АС, устанавливают требования к конструкции, характеристикам и условиям эксплуатации систем и элементов РУ, а также организационные требования, направленные на обеспечение ядерной безопасности при проектировании, конструировании, сооружении и эксплуатации РУ и АС.

Ядерная безопасность РУ и АС определяется техническим совершенством проектов, требуемым качеством изготовления, монтажа, наладки и испытаний элементов и систем, важных для безопасности, их надежностью при эксплуатации, диагностикой технического состояния оборудования, качеством и своевременностью проведения технического обслуживания и ремонта оборудования, контролем и управлением технологическими процессами при эксплуатации, организацией работ, квалификацией и дисциплиной персонала. Ядерная безопасность РУ и АС обеспечивается системой технических и организационных мер, предусмотренных концепцией глубокоэшелонированной защиты.

Согласно данных Правил реакторная установка - комплекс систем и элементов АС, предназначенный для преобразования ядерной энергии в тепловую, включающий реактор и непосредственно связанные с ним системы, необходимые для его нормальной эксплуатации, аварийного охлаждения, аварийной защиты и поддержания в безопасном состоянии при условии выполнения требуемых вспомогательных и обеспечивающих функций другими системами АС. Границы РУ устанавливаются для каждой АС в проекте.

Система управления и защиты - совокупность средств технического, программного и информационного обеспечения, предназначенных для обеспечения безопасного протекания цепной ядерной реакции деления. Данная система важная для безопасности, совмещающая функции нормальной эксплуатации и безопасности и состоящая из элементов управляющих систем нормальной эксплуатации, защитных, управляющих и обеспечивающих систем безопасности.

Ссылка судов на отсутствие оснований применения к рассматриваемому спору положений статьи 8 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ, а также не применение судами указанных норм отраслевого законодательства, ошибочны и противоречит положениям пункта 1 статьи 11 НК РФ, а также основным принципам государственной политики в области управления и распоряжения имуществом организаций атомного энергопромышленного комплекса, закрепленным в статье 2 Закона N 13-ФЗ, которыми, в частности, являются: обеспечение приоритета устойчивой и безопасной деятельности организаций атомного энергопромышленного комплекса, в том числе соблюдение требований ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, экологической безопасности и требований в области охраны окружающей среды, физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов, радиоактивных веществ, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, а также сохранности и надлежащего использования указанных объектов (пункт 1); обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии, в соответствии с его целевым назначением (пункт 5).

Кроме того, на необходимость применения указанной нормы закона, а также статей 134, 135 ГК РФ, ранее указывалось судами в судебных актах при рассмотрении спора между теми же лицами по вопросам налога на имущество организаций в рамках дела N А35-1982/2019, которыми также установлено, что АО "Концерн Росэнергоатом" является собственником всех атомных станций России и в отношении него в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ и Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ законодательно закреплена деятельность только на производство электрической (тепловой) энергии. Следовательно, общество является субъектом электроэнергетики, осуществляющее производство электрической, тепловой энергии и мощности с использованием оборудования атомной энергетики.

Суды не исследовали вопросы расположения спорных объектов на АЭС и являются ли они неотъемлемой технологической частью объектов генерации АЭС, конструктивную связь объектов, входят ли в состав единого имущественного комплекса АЭС как сложной вещи и приводит ли отсутствие или невозможность использования спорных объектов к фактической невозможности использования имущества АЭС по целевому назначению и осуществлению деятельности по преобразованию энергии деления ядер атомов в электрическую энергию или в электрическую энергию и тепло.

Указание судов на необходимость разграничения движимого и недвижимого имущества только по ОКОФ ОК 013-2014, ссылки на Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - Положение по бухгалтерскому учету), и выводы, основанные на учете обществом основных средств в бухгалтерском учете, ошибочны учитывая изложенное, а также принимая во внимание следующее.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены Положением по бухгалтерскому учету, согласно которому единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету).

Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Следовательно, учитывая в бухгалтерском учете составные части АЭС как самостоятельные инвентарные объекты налогоплательщиком применен подход, закрепленный в пункте 6 Положения по бухгалтерскому учету, согласно которому в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Данный подход обусловлен различиями в сроках полезного использования отдельных частей объекта и не может использоваться в качестве безусловного критерия для оценки применения положений пункта 1 статьи 374 НК РФ к спорному имуществу.

Применяя данный подход амортизируемое имущество распределяется налогоплательщиком по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования, которые определяются с учетом ОКОФ, включаемых в амортизационные группы, что в целях бухгалтерского учета не противоречит Положению по бухгалтерскому учету.

Судами также не учтено, что отсутствие спорных объектов в составе зарегистрированного в установленном порядке (ЕГРП) единого объекта недвижимого имущества является следствием действий правообладателя, поскольку в силу положений статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения в ЕГРП вносятся в заявительном порядке.

Таким образом, в рамках настоящего спора подлежат исследованию и оценке проектная и техническая документация АЭС, технические паспорта, паспорта на технологические системы оборудования, акты ввода в эксплуатацию АЭС и приемки в эксплуатацию производственных мощностей, инструкции по эксплуатации спорных объектов, первичные документы, подтверждающие ремонт спорного оборудования, и иные документы, на основе которых можно сделать вывод представляют ли собой спорные 76 объектов совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически и технологически, обеспечивающие выработку электрической и тепловой энергии и участвующие в этом процессе, и возможен ли производственный процесс в отсутствие спорного имущества при осуществлении деятельности АЭС по целевому назначению, что судами не сделано.

Суды не исследовали вопросы отнесения спорных объектов к отдельным конструктивно обособленным предметам, предназначенным для выполнения определенных самостоятельных функций, целого комплекса конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы АЭС (непосредственно в выработке электроэнергии), то есть являются ли ее неотъемлемой технологической частью, участвуют ли непосредственно в выработке электроэнергии, тепла и функционируют в целях деятельности электростанции, и в целях налогообложения по налогу на имущество организаций следует ли их отнести к единому недвижимому имуществу.

При этом в материалы дела представлены налоговым органом перечни технологически связанных между собой объектов имущества АЭС I и II категории, состоящий из спорных 76 объектов и содержащие их функциональное назначение в системе непрерывного технологического цикла, нормативное обоснование их включения в данные перечни со ссылкой на нормы и правила в области использования атомной энергии (т. 36, л.д. 20-21, 26-30), которые оценки судов не получили.

Выводы судов о том, что конструктивные характеристики спорных объектов, в том числе реакторов, защитного сооружения (убежища), систем их защиты, вентиляции и охлаждения, электро-водоснабжения, контроля и управления, аварийных систем АЭС, и др., позволяют осуществить демонтаж, перемещение и последующую сборку без несоизмеримого ущерба назначению, нарушения эксплуатационных качеств и проектных характеристик, без нарушения целостности и функционального назначения, сделаны необоснованно и без ссылок на имеющиеся в деле доказательства, а также без исследования и оценки наличия/отсутствия доказательств несоразмерного ущерба проектному функциональному назначению АЭС, в том числе потере установленной мощности, при изъятии и перемещения спорных объектов и применения подлежащего применению законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Кроме того, данные выводы судов сделаны без исследования доводов налогового органа (т. 27, л.д. 41 - 53) со ссылками, в том числе, на положения Федерального закона "Об использовании атомной энергии", Положения об отнесении объектов использования атомной энергии к отдельным категориям и определении состава и границ таких объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1494 и др., в качестве обоснования возражений на представленные в суд первой инстанции обществом экспертные заключения (т. 26, 27, протокол судебного заседания от 21.10.2021), где указано на возможность демонтажа спорных объектов с разрушениями, с привлечением специалистов и разработкой технической документации, при этом отсутствует вывод о соразмерности ущерба назначению и целостности комплексов энергоблоков со всем оборудованием АЭС при перемещении спорного оборудования. Между тем, следует учитывать, что правовая оценка отнесения спорных объектов к движимым или недвижимым с учетом применения норм ГК РФ и законодательства, регулирующего спорные правоотношения, относится к прерогативе суда.

Без установления возможности участия спорного оборудования в обороте иначе как в составе всего комплекса, имеет ли оно само по себе какое-либо функциональное назначение, входит ли спорное оборудование в состав единого комплекса АЭС конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначено для выполнения определенной работы - выработки электрической и тепловой энергии, исходя из положений пункта 1 статьи 133, статьи 133.1 ГК РФ, выводы судов о правомерности исключения обществом спорных 76 объектов Курской АЭС из объектов налогообложения нельзя признать обоснованными.

При этом судам также следует дать оценку влиянию возможности перемещения и демонтажа спорных объектов на оценку технологических характеристик спорного оборудования в комплексе и сохранении функционального назначения и заявленной проектной мощности АЭС.

Данные выводы согласуются с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.01.2023 по делу N А51-7270/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 14.04.2023 N 303-ЭС23-5254 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Ссылки общества на иные судебные акты не могут быть приняты, так как они основаны на иных фактических обстоятельствах и объеме доказательств, оцениваемых судами в каждом деле, и существенно отличаются от обстоятельств рассматриваемого спора.

Следовательно, выводы судов о неправомерности оспоренного решения налогового органа в обжалуемой части нельзя признать обоснованными, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права, а также без учета и оценки обстоятельств, подлежащих исследованию, и представленных в дело документов, не исследованных судами, что является нарушением главы 7 и статей 168, 170, 268, 271 АПК РФ.

Названные нарушения привели к принятию неправильных и необоснованных судебных актов в обжалуемой части, что является основанием для их отмены в указанной части в силу частей 1 - 3 статьи 288 АПК РФ. В стальной не обжалуемой части судебные акты подлежат оставлению без изменения.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, в полном объеме установить и исследовать обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора в указанной части, в полном объеме исследовать позиции лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, и с учетом установленных обстоятельств разрешить спор в этой части с применением норм подлежащего применению законодательства.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене, а дело в данной части - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.

Руководствуясь пунктами 1 и 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Курской области от 15.04.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А35-5902/2020 в части удовлетворения требований акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Курская атомная станция" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области от 24.03.2020 N 07-19/105 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 101 047 180 руб. 29 коп. и пени в размере 4 765 992 руб. 32 коп., отменить и направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курской области.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Ю.В.БУТЧЕНКО

 

Судьи

Е.А.РАДЮГИНА

Е.Н.ЧАУСОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налог на имущество организаций
  • 22.05.2024  

    Налоговый орган доначислил налог на имущество организаций, начислил пени и штраф в связи с выявлением расхождения показателей стоимости основных средств, отраженных в бухгалтерском балансе и в декларации по налогу на имущество организаций.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт неправомерного занижения налоговой базы по налогу вследствие неправомерного включения налогоплате

  • 12.05.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен налог на имущество организаций, начислены пени и штраф в связи с неправомерным применением обществом налоговой льготы.

    Итог: требование удовлетворено, так как установлено, что обществом соблюдены все условия для применения налоговой льготы, установленные законом.

  • 01.05.2024  

    Заявителю доначислен налог на имущество организаций, начислены пени и штраф в связи с выводом о неправомерном применении заявителем льготы, установленной п. 2.3 ст. 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", при исчислении налога на имущество в отношении объекта недвижимого имущества.

    Итог: требование частично удовлетворено, поскольку заявителем представлены доказател


Вся судебная практика по этой теме »

Начисление пени на авансовые платежи
  • 05.07.2007   Налоговым законодательством не предусмотрена возможность начисления пени за несвоевременную уплату платежей по налогам, исчисляемым расчетным путем.
  • 04.07.2002  

    Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного, в течение бюджетного года, поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.


Вся судебная практика по этой теме »