Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.03.2023 г. № Ф03-458/2023 по делу № А51-6202/2022

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.03.2023 г. № Ф03-458/2023 по делу № А51-6202/2022

По результатам проверки произведены начисления, в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафных санкций по п. 3 ст. 122 НК РФ, в связи с непринятием льготного исчисления взносов на всех работников, работающих у резидента порта.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана взаимозависимость общества-резидента с организациями, входящими в группу компаний, что позволило ему создать условия для получения необоснованной экономии при уплате страховых взносов за счет применения пониженных ставок при формальном переводе работников в свой штат.

22.03.2023Российский налоговый портал 

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2023 г. N Ф03-458/2023

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.,

судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо" - представитель не явился;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю - Зрелова Е.А., представитель по доверенности от 03.11.2022 N 29; Данилян Е.Ю., представитель по доверенности от 16.01.2023 N 7; Виниченко О.А., представитель по доверенности от 23.05.2022 N 11;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо"

на решение от 09.09.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022

по делу N А51-6202/2022 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо" (ОГРН 1152502002652, ИНН 2502053585, адрес: 692770, Приморский край, г. Артем, ул. 1-я Рабочая, д. 91, этаж 2, каб. 17)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю (ОГРН 1042500907283, ИНН 2502005990, адрес: 692760, Приморский край, г. Артем, ул. Партизанская, д. 8)

о признании недействительным решения

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью "Туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо" (далее - общество, заявитель, страхователь, налогоплательщик, резидент) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 17.11.2021 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части дополнительного начисления страховых взносов в размере 14 852 756,18 руб., пеней в размере 6 200 924,82 руб. и штрафных санкций по пункту 3 статьи 122 НК РФ в размере 4 771 150,76 руб.

Решением суда от 09.09.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022, в удовлетворении требований отказано.

Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применением судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Общество в жалобе настаивает, что изменения, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 300-ФЗ) в статью 427 НК РФ в виде дополнения данной статьи пунктом 10.1, в части применения пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, учитывая правила пункта 1 статьи 5 НК РФ о порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, распространяются только на правоотношения, возникшие с 26.06.2018. В связи с чем, считает ошибочным вывод судов об отсутствии у него права применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всей базы для начисления страховых взносов; а также вывод о формальном документообороте и формальном переводе работников из группы компаний "Сумотори" на взаимозависимое от нее лицо - общество.

Инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседании суда округа, проведенном в порядке статьи 153.1 АПК РФ посредством организации ВКС-связи с Арбитражным судом Приморского края, доводы кассационной жалобы отклонили, предлагая судебные акты оставить без изменения.

Общество, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения от 29.12.2020 N 5 инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.

Обстоятельства проверки зафиксированы в акте от 18.08.2021 N 4, в соответствии с которым налогоплательщик неправомерно применил пониженные тарифы для исчисления страховых взносов в отношении физических лиц, в том числе в отношении работников, не занятых на новых рабочих местах.

По результатам рассмотрения акта проверки, инспекцией принято решение от 17.11.2021 N 2 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу дополнительно начислены: налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 16 667 руб., налог на прибыль организаций в размере 6 242 902 руб.; страховые взносы в размере 17 675 098,18 руб., пени в размере 7 377 810,82 руб., а также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере в размере 4 771 150,76 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 289,56 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, штрафы снижены в 8 раз).

Общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, который решением от 10.03.2022 N 13-09/09276@ оставил жалобу без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции от 17.11.2021 N 2 в части доначисления страховых взносов ввиду непринятия налоговым органом льготного исчисления взносов на всех работников общества, работающих у резидента порта Владивосток и, посчитав, что оно не отвечает требованиям закона и нарушает его права, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который пришел к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для оспариваемых доначислений, в связи с чем, в удовлетворении требований отказал.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

На основании пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ (в редакции спорного периода) определено, что для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 настоящей статьи, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.

Пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 настоящей статьи, применяются плательщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 12 настоящей статьи (пункт 3 статьи 427 НК РФ).

Согласно пункту 13 пункта 1 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются, для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ закреплено, что под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

Общество в силу приведенных положений НК РФ является плательщиком страховых взносов и обязано отдельно в отношении каждого физического лица исчислить и уплатить страховые взносы и вправе согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Общество получило статус резидента свободного порта Владивосток по Соглашению об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 16.03.2016 N СПВ-2/16, согласно которому оно обязано осуществить инвестиции в проект "Строительство Туристско-рекреационного кластера "Приморское кольцо", включающий в себя спортивно-технический комплекс, выставочный и торговый комплекс, детские и развлекательные зоны, гостиничный комплекс и т.д.

При этом, по верным выводам судов, возможность применения обществом, как страхователем, пониженных тарифов для исчисления и уплаты страховых взносов в отношении работающих у него застрахованных лиц, обусловлена обязательным соблюдением им всех определенных в НК РФ и Законе N 212-ФЗ требований.

С 03.08.2018 вступил в силу Федеральный закон N 300-ФЗ, которым статья 427 НК РФ дополнена пунктом 10.1 о том, что плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ или Законом N 212-ФЗ. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 300-ФЗ закреплено, что действие положений пункта 10.1 статьи 427 НК РФ в отношении резидентов СПВ распространяется на правоотношения, возникшие с 26.06.2018.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@ резидент СПВ, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018 применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента территории опережающего социально-экономического развития.

Таким образом, как верно определили суды, по общему правилу резидент СПВ вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента СПВ.

При этом, вопреки толкованию общества, пункт 10.1 статьи 427 НК РФ, по существу лишь уточнил условия для применения резидентами СПВ пониженных тарифов страховых взносов: такие тарифы применяются резидентами СПВ исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

Данная позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 N АКПИ19-935 "Об отказе в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@".

Из материалов дела усматривается, что, в качестве видов экономической деятельности, осуществляемой обществом, как резидентом, были заявлены: "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания; деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков; деятельность рекламная; деятельность зрелищно-развлекательная прочая; деятельность ярмарок и парков с аттракционами; деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков; прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки; аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом".

Соглашением от 16.03.2016, в редакции дополнительного соглашения от 17.08.2017 N 1, предусмотрено, что резидент создает 48 новых рабочих мест в рамках реализации инвестиционного проекта.

Пунктом 3.3.10 Соглашения закреплено, что в случае одновременного осуществления деятельности в рамках реализуемого инвестиционного проекта и иной деятельности, осуществляемой вне реализации инвестиционного проекта, на которую не распространяются меры государственной поддержки, резидент обязан вести раздельный учет (в том числе раздельный учет доходов и расходов) и раздельный учет рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда.

В рассматриваемом случае, инспекция и в дальнейшем суды установили, что в проверяемом периоде раздельный учет налогоплательщик-страхователь не вел, считая, что трудовые обязанности всех его сотрудников были непосредственно связаны с исполнением Соглашения и реализацией инвестиционного проекта.

Однако суды признали подтвержденным материалами дела вывод инспекции о том, что ходе выездной налоговой проверки были установлены сведения, опровергающие позицию общества, поскольку установлен формальный документооборот и формальный перевод работников из группы компаний "Сумотори" на общество, являющееся его взаимозависимым лицом.

Из информации, содержащейся на интернет-сайте www.sumotori.ru, установлено, что в группу компаний "Сумотори" входят следующие компании: ООО "ТРК "Приморское кольцо" (управление группой компаний Сумотори), ООО "Приморское кольцо" (туристско-рекреационный кластер), ООО "Техцентр Сумотори" (реализация коммерческой техники, запчастей), ООО "Сумотори-Авто" (дилерский центр Mazda, Subaru, Suzuki, Kia), ООО "Сумотори-Авто ФВ" (дилерский центр Volkswagen, Skoda и Ford), ООО "Сумотори-Автопорт" (продажа авто с пробегом), ООО "Сумотори-Авто МКЦ" (малярно-кузовная станция), ООО "Сумотори-Контракт" (реализация контрактных запчастей для грузовиков и спецтехники).

Руководитель ООО "ТРК "Приморское кольцо" Веркеенко СВ. в проверяемом периоде, являлся генеральным директором и ООО "ТХ Сумотори", ООО "Сумотори-Авто", ООО "Сумотори-Авто МКЦ", ООО "Сумотори-Авто СМ".

Руководитель ООО "ТРК "Приморское кольцо" Веркеенко С.В. и учредитель ООО "Приморское кольцо" и ООО "ТХ Сумотори" Веркеенко В.В. являются братьями.

ООО "ТРК "Приморское кольцо" в проверяемом периоде являлось учредителем ООО "Сумотори-Авто" (до 29.05.2019 доля участия составляла 100%, с 29.05.2019 - 10%).

Согласно бизнес-плану в рамках реализации инвестиционного проекта резидент обязуется создать 48 новых рабочих мест.

Вместе с тем, установлено, что штатное расписание общества, предусмотренное бизнес-планом, помимо количественной составляющей, также не соответствует и должностям принятых сотрудников.

Эти обстоятельства заявителем не опровергнуты.

В ходе допроса главного бухгалтера резидента Турмовой И.В., а также бухгалтеров, находящихся в ее непосредственном подчинении (Щербиной Я.А., Кузнецовой Ю.С., Кушнир Ю.В. и др.), установлено, что эти работники фактически осуществляли деятельность только в группе компаний "Сумотори".

Главным инженером Немцовым И.К. представлены пояснения, что до перевода в общество он был трудоустроен в ООО "Сумотори Рентал" и ООО "Технохолдинг Сумотори", вместе с тем, должностные обязанности и место выполнения работ после перевода остались без изменений.

В подчинении Немцова И.К. находились главный инженер (Сысоев В.Н.), уборщицы (Семилетко И.М., Булынина СВ., Бутакова З.Н, и др.), слесарь-электрик (Бутаков А.Б.), разнорабочие (Хачатрян А.Б. и Мендиков И.И.). Из пояснений Немцова И.К. следует, что уборщицы в период официального трудоустройства в общество фактически были заняты уборкой помещений в ООО "Сумотори Авто", равно как и Бутаков А.Б., Хачатрян А.Б. и Мендиков И.И. преимущественно выполняли работы в помещениях этого же юридического лица.

Также суды заметили, что фактическим началом деятельности общества в рамках инвестиционного соглашения является октябрь 2017 года, тогда как перевод работников был осуществлен ранее - в 2016 году.

Таким образом, инспекция установила, суды обоснованно согласились, что перевод работников между взаимозависимыми лицами не сопровождался сменой нахождения рабочих мест и должностных обязанностей, что свидетельствуют о формальном трудоустройстве физических лиц в общество и не в связи с созданием новых рабочих мест в целях реализации инвестиционного проекта.

Вместе с этим, в ходе проверки выявлено, что объекты незавершенного строительства были переданы на баланс общества от ООО "ТХ Сумотори" в качестве вклада в уставный капитал 04.05.2017. Часть объектов общества были 18.10.2017 переданы в аренду иным лицам - ООО "РПМ", ООО "ДЛГ РУС", в деятельности резидента не использовались.

Кроме того, материалами дела подтверждено, что с момента государственной регистрации по 29.10.2019 общество-резидент находилось по одному адресу (г. Артем, ул. Тульская, 2) с учредителем ООО "ТХ Сумотори", который по договору субаренды передал обществу в пользование помещение площадью 27, 5 кв. м.

29.10.2019 обе организации сменили юридический адрес на г. Артем, ул. 1-я Рабочая, 91, и от учредителя в пользование резиденту передано помещение площадью (4 кв. м).

Таким образом, суды правомерно согласились с налоговым органом в том, что даже площадь полученных в аренду нежилых помещений подтверждает создание формального документооборота для получения льгот по уплате страховых взносов по заниженным тарифам, так как явно недостаточна для оборудования рабочих мест сотрудников, в том числе формально переведенных в общество.

Также установлено, что общество не приобретало компьютерную и офисную технику для принятых работников, они продолжали пользоваться материально-технической базой ООО "ТХ Сумотори".

При таких обстоятельствах, выводы о том, что в данном случае налоговым органом надлежащим образом доказано, что взаимозависимость общества - резидента СПВ с организациями, входящими в группу компаний "Сумотори", позволила ему создать условия для получения им как резидентом необоснованной экономии при уплате страховых взносов за счет применения пониженных ставок при формальном переводе работников в свой штат, верны, соответствуют материалам дела.

В связи с чем, в удовлетворении требований обществу отказано правомерно.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

 

постановил:

 

решение от 09.09.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 по делу N А51-6202/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий судья

И.М.ЛУГОВАЯ

 

Судьи

Т.Н.НИКИТИНА

И.В.ШИРЯЕВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок