Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 06.06.2011 г. № Ф09-2811/11-С2

Постановление ФАС Уральского округа от 06.06.2011 г. № Ф09-2811/11-С2

Ссылка фонда на то, что за счет средств фонда оплате подлежат только путевки, предоставленные детям застрахованных граждан, но не их внукам, судом кассационной инстанции не принимается. Суды, руководствуясь системным толкованием положений Семейного кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что бабушка и внучка являются членами семьи и оздоровление внучки застрахованного лица не противоречит целям обязательного социального страхования и положениям Закона N 165-ФЗ.

14.07.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06.06.2011 г. № Ф09-2811/11-С2

Дело № А76-19155/2010-42-459
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Сухановой Н.Н., Юртаевой Т.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Миасский филиал N 7 (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2010 по делу N А76-19155/2010-42-459 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением (уточнив требования в порядке, предусмотренном "ст. 49" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании 12 075 руб. убытков с государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Аргаяшское медицинское училище (далее - страхователь).
Решением суда от 01.12.2010 (судья Бастен Д.А.) в удовлетворении заявленных требований фонда отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 (судьи Толкунов В.М., Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить.
Из материалов дела следует, что фондом проведена документальная выездная проверка по обязательному социальному страхованию, выявившая, по его мнению, что страхователем - плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН) произведено расходование средств в нарушение "п. 5" постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 144 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости в 2007 году" (далее - постановление от 05.03.2007 N 144).
По мнению фонда, страхователь не вправе был расходовать средства фонда в сумме 12 075 руб. на оплату стоимости путевки в санаторный оздоровительный лагерь сотруднице Булаевой Л.И. для ее внучки Малявкиной К. со сроком заезда с 29.06.2007 по 19.07.2007.
Фондом составлен акт от 26.05.2010 N 58 с/с, принято решение от 17.06.2010 N 52/58, которым к зачету не приняты расходы по санаторно-курортному обслуживанию детей работников предприятия в сумме 12 075 руб. Страхователю предложено отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и отчетности по средствам фонда, представить в территориальный орган ФНС России уточненный расчет по авансовым платежам по ЕСН.
Ссылаясь на то, что страхователем на счет фонда не перечислены расходы в сумме 12 075 руб., страховщик обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении требований фонда, исходя из фактических обстоятельств дела, пришли к выводу о том, что нарушения расходования средств страхователем не произведено, средства фонда использованы страхователем в пределах ассигнований.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
В силу "ст. 1" Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
На основании "п. 1 ст. 9" Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Из "подп. 14 п. 2 ст. 8" Закона N 165-ФЗ следует, что к страховым выплатам, в частности, отнесена оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
При этом в "статье 8" упомянутого Закона определенно не указано, что застрахованными работниками являются только родители.
Из "подп. 1 п. 1 ст. 10" Закона N 165-ФЗ следует, что застрахованные лица имеют право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении.
"Постановлением" Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 N 309 "Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей" (далее - Положение N 309) определены порядок и условия предоставления работникам и членам их семей за счет обязательного социального страхования путевок, в том числе и на санаторно-курортное лечение и оздоровление для профилактики заболеваний.
"Пунктом 3" данного Положения установлено, что путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения.
Согласно "п. 4" Положения N 309 страхователь за счет средств обязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение или оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных федеральным законом о бюджете фонда на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением фонда страхователю ассигнований на эти цели.
По смыслу "ст. 2" Семейного кодекса Российской Федерации семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.
"Статьей 11" Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" предусмотрено, что в 2007 году средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан.
"Пунктом 5" постановления от 05.03.2007 N 144 предусмотрено, что в целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году и в соответствии со "ст. 11" Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" Правительство Российской Федерации постановляет Фонду социального страхования Российской Федерации осуществить для детей застрахованных граждан, в том числе полную или частичную оплату стоимости путевок.
В соответствии с "Положением" N 309 оплата стоимости путевок производится при соблюдении следующих условий: путевки приобретены работодателями по договорам с санаторно-курортными учреждениями в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений; путевки предоставляются конкретным работникам на основании решения комиссии по обязательному социальному страхованию, образованной на предприятии; работники имеют право получать путевки не чаще одного раза в год; по возвращении из здравницы, лицо, получившее путевку за счет средств обязательного социального страхования, обязано сдать в бухгалтерию страхователя отрывной талон к путевке или документ, его заменяющий, о чем делается соответствующая запись в книге учета путевок и др.
Страхователь за счет средств обязательного социального страхования осуществляет самостоятельно расходы на полную или частичную оплату стоимости путевки на санаторно-курортное лечение или оздоровление работников и членов их семей из расчета стоимости пребывания в санаторно-курортном учреждении одного человека в сутки и продолжительности пребывания, установленных федеральным законом о бюджете фонда на соответствующий год, а также исходя из предусмотренных региональным отделением фонда ассигнований на эти цели ("п. 4" Положения N 309).
В соответствии с "п. 12" Положения N 309 средства обязательного социального страхования, израсходованные на оплату полной или частичной стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей с нарушением "Положения", региональными отделениями фонда к зачету не принимаются.
На основании "подп. 3 п. 1 ст. 11" Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их не по тому назначению, которое предусмотрено законом или договором.
Согласно "ст. 15" Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при доказанности факта причинения убытков и их размера, наличия причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, отказавшегося от исполнения договора.
Недоказанность хотя бы одного из элементов вышеуказанного состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении иска.
Процессуальная обязанность доказывания обстоятельств, на которых основан иск, возложена на истца ("ч. 1 ст. 65" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...Закона N 156-ФЗ..." имеется в виду "...Закона N 165-ФЗ...".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды пришли к выводу о том, что фондом не доказан полный состав правонарушения, при наличии которого могут быть взысканы убытки. При этом судами с учетом требований, предусмотренных "ст. 65", "71" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что путевка выдана застрахованному работнику, состоящему в трудовых отношениях со страхователем, за счет средств фонда, что не противоречит положениям "Закона" N 156-ФЗ и целям обязательного социального страхования.
Таким образом, выводы судов о том, что спорные страховые выплаты осуществлены в рамках деятельности страховщика в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов, фондом неправомерно отказано в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем на оплату путевок в оздоровительные учреждения, являются правильными и обоснованными.
Ссылка фонда на то, что за счет средств фонда оплате подлежат только путевки, предоставленные детям застрахованных граждан, но не их внукам, судом кассационной инстанции не принимается. Суды, руководствуясь системным толкованием положений Семейного "кодекса" Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что бабушка и внучка являются членами семьи и оздоровление внучки застрахованного лица не противоречит целям обязательного социального страхования и положениям "Закона" N 165-ФЗ. Суд кассационной инстанции также учитывает, что иными нормативными актами, регулирующими сходные правоотношения, в круг членов семьи для целей предоставления льгот детям по линии социального страхования включаются родители, бабушка, дедушка, опекун (попечитель) ("ст. 25" Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 с изменениями от 10.11.2009).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь "ст. 286", "287", "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2010 по делу N А76-19155/2010-42-459 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Миасский филиал N 7, - без удовлетворения.
Председательствующий
МЕНЬШИКОВА Н.Л.
Судьи
СУХАНОВА Н.Н.
ЮРТАЕВА Т.В.


Разместить:
Екатерина
15 июля 2011 г. в 11:23

Полностью согласна!!! Когда детки находятся на попечении дедушки-бабушки - они вместо родителей ... и. т.д.

Очень справедливое решение суда!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок