Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 9 августа 2010 г. N КА-А40/8437-10

Постановление ФАС Московского округа от 9 августа 2010 г. N КА-А40/8437-10

осуществление зачета не квалифицируется в качестве меры принудительного взыскания налога. В связи с этим суд не установил предусмотренного ст. 79 НК РФ основания для возврата процентов. Общество не имеет право на проценты, начисляемые на суммы налога, пени, штрафа, которые им не перечислялись на счета соответствующего бюджета.

31.08.2010  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 августа 2010 г. N КА-А40/8437-10

Дело N А40-144625/09-35-1091

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Н.В. Буяновой,

судей Л.В. Власенко и Т.А. Егорова

при участии в заседании:

от истца (заявителя) - С.А. Христолюбовой (дов. N 1Д-252 от 30.12.2009);

от ответчика - Н.Л. Кузьмина (дов. N 03-02/11 от 21.04.2010),

рассмотрев 02.08.2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России по КН N 6

на постановление от 27.04.2010

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями - М.С. Сафроновой, Л.Г. Яковлевой, П.В. Румянцевым,

по иску ФГУП "ГТК Россия"

об обязании начислить и уплатить проценты в размере 12 825 943 руб. 50 коп.

к МИ ФНС России по КН N 6

установил:

ФГУП "ГТК Россия" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - инспекция) уплатить проценты в сумме 12 825 943 руб. 50 коп., начисленные на сумму излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Решением суда от 09.02.2010 года в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 года решение суда отменено, заявление общества удовлетворено.

Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 284 и 286 АПК РФ.

Проверив обжалуемое постановление, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, суд кассационной инстанции полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Судами установлено, что инспекция провела выездную налоговую проверку предприятия. По результатам проверки принято решение о привлечении к налоговой ответственности от 26.11.2007 года N 57-13\57-13\223661, которым предприятию начислены налог на прибыль в сумме 83 121 775 руб., пени за неуплату указанного налога в сумме 16 037 556 руб. и штраф в размере 8 212 684 руб. 41 коп.

Предприятию направлено требование об уплате начисленных налогов, пеней, штрафа N 326 по состоянию на 06.08.2008 года.

06.08.2008 года предприятие направило в инспекцию письмо N 2-82, в котором содержалось заявление о зачете начисленных по указанному решению сумм в счет имеющейся переплаты по иным видам налогов.

07.08.2008 года инспекция на основании заявления приняла решения о зачете N 7136, 3222, 3230, 3225, 3223, 3224, 7173, 3226, 3229, 3227, 3228.

После этого предприятие обжаловало в суде решение о привлечении к налоговой ответственности N 57-13\57-13\223661 в части тех пунктов, которыми начислены налог, пени, штраф. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.03.2009 года по делу N А40-61302\08-269 решение признано недействительным.

03.07.2009 года предприятие обратилось к инспекции с заявлением о возврате ранее зачтенных сумм налогов. Рассмотрев заявление, инспекция приняла решения о возврате N 5032-5035, 5037-5040 от 15.07.2009 года.

Далее предприятие обратилось в суд с настоящим иском об обязании возвратить проценты, начисляемые на сумму излишне взысканных путем зачета налогов, пеней, штрафа.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сослался на Определение Конституционного Суда РФ N 381-О-П от 08.02.2007 года, в соответствии с которым осуществление зачета не квалифицируется в качестве меры принудительного взыскания налога. В связи с этим суд первой инстанции не установил предусмотренного ст. 79 НК РФ основания для возврата процентов.

Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление предприятия, суд апелляционной инстанции сделал противоположный вывод о том, что в результате зачета налог, пени, штраф излишне взысканы, в связи с чем на основании ст. 79 НК РФ проценты подлежат возврату. Суд апелляционной инстанции указал, что вышеназванное Определение Конституционного Суда РФ неприменимо к возникшим правоотношениям.

В кассационной жалобе инспекция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при зачете начисленных сумм налогов, пеней, штрафа взыскание не произошло. В связи с этим, указывает податель жалобы, суд апелляционной инстанции не имел оснований для отмены решения суда.

Суд кассационной инстанции находит жалобу инспекции обоснованной.

Спорным по делу стал вопрос о том, можно ли расценивать произведенный налоговым органом зачет начисленных по решению о привлечении к налоговой ответственности сумм в качестве взыскания налогов, пеней, штрафа. От этого зависит право налогоплательщика на предусмотренные ст. 79 НК РФ проценты. Суд кассационной инстанции полагает, что при решении данного вопроса зачет нельзя приравнять к взысканию, поскольку в бюджет налогоплательщик налоги, пени, штраф не перечислял.

Данный вывод основан на ст. 79 НК РФ, Определении Конституционного Суда РФ N 381-О-П и судебной практике применения данной нормы при рассмотрении аналогичных дел, а именно - Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 г. N 11074\05.

В нем указано, что излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Таким образом, общество не имеет право на проценты, начисляемые на суммы налога, пени, штрафа, которые им не перечислялись на счета соответствующего бюджета.

То обстоятельство, что инспекция приняла решения о возврате указанных сумм, не имеет существенного значения, поскольку зачет произведен не по решению суда.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 г. по делу N А40-144625/09-35-1091 отменить.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2010 г. оставить без изменения.

Председательствующий судья

Н.В.БУЯНОВА

Судьи

Л.В.ВЛАСЕНКО

Т.А.ЕГОРОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок