Некоторые соображения о законопроекте о внесении изменений в статью 87 Налогового кодекса (начало)
26.07.2013Российский налоговый порталНекоторые соображения о законопроектео внесении изменений в статью 87 Налогового кодекса
20.06.2013 на веб-сайте Единого портала раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения было открыто общественное обсуждение проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 87 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Законопроект)[i]. Непродолжительность срока, который был отведен для общественного обсуждения Законопроекта, не позволила поучаствовать в этом мероприятии, но, несмотря на это, хотелось бы, пусть и в другом формате, высказать некоторые возникшие в процессе внимательного рассмотрения Законопроекта соображения. Однако прежде, чем перейти к изложению этих соображений, представляется целесообразным вспомнить предысторию появления Законопроекта и рассмотреть обстоятельства его подготовки и цели его предполагаемого принятия.
Предыстория появления, обстоятельства подготовкии цели предполагаемого принятия Законопроекта
Российская Федерация является участником Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для налоговых целей (далее – Глобальный форум).В ходе проходившей 1 и 2 сентября 2009 года встречи, которую принимали Мексиканские Соединенные Штаты, участники Форума одобрили Доклад Группы двадцати министров финансов и глав центральных банков об итогах встречи Глобального форума по транспарентности и обмену информацией в налоговых целях в Лос-Кабосе (далее – Доклад)[ii]. В Докладе, помимо прочего, предусматривались ключевые принципы транспарентности и обмена налоговой информацией для налоговых целей, в том числе, включающие принцип существования механизмов обмена информацией и осуществление обмена налоговой информацией для производства, как по гражданским, так и уголовным делам. Также участники Глобального форума решили установить механизм обзора имплементации стандартов транспарентности и обмена информацией для налоговых целей.
В октябре 2012 года в отношении России было завершено проведение I фазы обзора имплементации стандартов транспарентности и обмена информацией для налоговых целей, по итогам которой был подготовлен Обзорный доклад. I фаза. Юридическая и регулятивная система (далее – Обзорный доклад)[iii]. В Обзорном докладе, в частности, отмечается, что Российской Федерации, в принципе, доступны механизмы обмена информацией, которые предусмотрены в договорах об избежании двойного налогообложения и не вступившей для России в силу Конвенцией о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988, и дается рекомендация продолжать расширять круг этих механизмов, вступая в специальные соглашения об обмене информацией.
По-видимому, содержащаяся в Обзорном докладе рекомендация расширять круг механизмов обмена информацией для налоговых целей, была положительно встречена российскими властями. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012[iv] было указано на необходимость «добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений». А в Основных направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 30.05.2013 (далее – Основные направления налоговой политики)[v], были запланированы разработка типового соглашения об обмене налоговой информацией и заключение на его основе соответствующих соглашений с низконалоговыми юрисдикциями. При этом было отмечено, что положениями этого типового соглашения будет предусматриваться возможность участия налоговых органов низконалоговых юрисдикций в проводимых российскими налоговыми органами налоговых проверках и в связи с тем, что «подобные положения не соответствуют положениям законодательства Российской Федерации, во избежание необходимости ратифицировать каждое соглашение об обмене налоговой информацией с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями, планируется внести изменения в статью 87 Кодекса». Из чего можно прийти к выводу, что разработчики Основных направлений налоговой политики и Законопроекта (последнее подтверждается пояснительной запиской к Законопроекту), видят целями предполагаемого принятия Законопроекта избежание Российской Федерацией необходимости ратифицировать будущие соглашения об обмене информацией и имплементацию положений этих соглашений во внутреннее право России.
Собственно соображения, которые хотелось бы высказать после рассмотрения Законопроекта, главным образом, касаются того, насколько Законопроект адекватен целям его предполагаемого принятия, или, говоря другими словами, того, насколько принятие Законопроекта будет способствовать достижению каждой из целей его предполагаемого принятия.
Соображения, касающиеся того, насколько принятие Законопроектабудет способствовать избежанию Россией необходимостиратифицировать будущие соглашения об обмене информацией
Как юридическое явление ратификация международного договора может существовать в двух ипостасях – как ратификация во внутригосударственном и в международном планах (подробнее об этом см. комментарий к статье 11 в Проекте статей о праве международных договоров с комментариями, одобренном Комиссией международного права на ее 18 сессии в 1966 году[vi]). Одним из наиболее важных различий между ратификацией во внуригосударственном плане и ратификацией в международном плане является то, что первая – внутренняя, а вторая – международная процедура или международный акт, говоря словами подпункта b пункта 1 статьи 2 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 (далее – Венская Конвенция).Какую же из ратификаций соглашений об обмене информацией, по замыслу разработчиков Законопроекта и Основных направлений налоговой политики, позволит избежать принятие Законопроекта? Ни Законопроект, ни пояснительная записка к нему, ни Основные направления налоговой политики не дают ответа на этот вопрос. Поэтому, чтобы попытаться найти этот ответ нужно обратиться к правилам, регулирующим ратификацию международных договоров.Правила, регулирующие ратификацию международного договора в международном плане, предусмотрены в пункте 1 статьи 14 Венской Конвенции. В соответствии с этими правилами международный договор подлежит ратификации в международном плане, если необходимость ратификации международного договора выражена в ходе преддоговорных переговоров, вытекает из полномочий представителей государств, вытекает из самого международного договора (это наиболее распространенный случай, когда может требоваться ратификация международного договора в международном плане) или другой договоренности, либо оговорена при подписании международного договора. Нетрудно заметить, что так или иначе необходимость ратификации международного договора в международном плане зависит от воль договаривающихся государств. Может ли что-то повлиять на воли государств, решивших, что заключаемое ими соглашение об обмене информацией по налоговым вопросам будет подлежать ратификации в международном плане? Однозначно – нет. К примеру, Модельное Соглашение об обмене информацией по налоговым вопросам, разработанное Рабочей группой по эффективному обмену информацией Глобального форума (далее – Модельное Соглашение) [vii], на основе которого вырабатывается и российское типовое соглашение об обмене налоговой информацией, не содержит условия о ратификации в международном плане, что, тем не менее, не препятствует государствам заключать соглашения об обмене информацией по налоговым вопросам на таком условии. Например, в пункте 1 статьи 11 Соглашения между Республикой Австрией и Гибралтаром об обмене информацией по налоговым вопросам от 17.09.2009[viii]предусматривается, что это Соглашение подлежит ратификации, а обмен ратификационными грамотами должен состояться так скоро, как только это станет возможным. Равным образом не может влиять на воли государств, решивших, что заключаемое ими соглашение об обмене информацией по налоговым вопросам будет подлежать ратификации в международном плане, и то, что одно из этих государств имплементирует положения этого соглашения в его внутреннее право еще до того, как выразит согласие на обязательность для него такого соглашения. Из этого можно сделать вывод о том, что принятие Законопроекта не будет способствовать избежанию ратификации российских соглашений об обмене налоговой информацией в международном плане, если эти соглашения будут подлежать ратификации в международном плане по основаниям, предусмотренным в пункте 1 статьи 14 Венской Конвенции. Означает ли это, что принятие Законопроекта позволит избежать ратификации российских соглашений об обмене налоговой информацией во внутригосударственном плане?Окончание следует
[i]. http://regulation.gov.ru/project/3534.html?point=view_project&stage=2&stage_id=1413.
[ii]. http://www.oecd.org/ctp/harmful/43775637.pdf.
[iii]. http://eoi-tax.org/jurisdictions/RU#p1.
[iv]. http://www.kremlin.ru/transcripts/17118/work.
[v]. http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/06/ONNP_2013-06-05.pdf
[vi]. Yearbook of the International Law Commission, 1966. Vol. II.
[vii]. http://www.oecd.org/tax/exchange-of-tax-information/2082215.pdf.
[viii]. http://www.eoi-tax.org/agreements/AT_GI_TIEA_2.
Темы: Налоговое право  Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности  
-
Александра Баязитова
Корреспондент Известия -
Александр Бастрыкин
Председатель Следственный комитет России -
Александр Бороухин
Возглавляет практику «Энергетика и коммунальный комплекс» Адвокатске бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры» -
Александр Захаров
Партнер Paragon Advice Group -
Александр Очаковский
Независимый обозреватель Независимый обозреватель -
Александр Починок
экономист, министр труда и социального развития россии в 2000-2004 гг. - -
Алексей Кудрин
председатель комитет гражданских инициатив -
Алена Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алёна Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Анастасия Жигина
Старший юрист Пепеляев Групп -
Анатолий Аксаков
депутат Госдума -
Анатолий Вассерман
журналист, политический консультант - -
Анатолий Черняков
Генеральный директор ЗАО «Асон-Аудит» (г. Москва) -
Андрей Ярковой
Руководитель юридической службы Производственная компания -
Антон Вашкевич
старший юрист Goltsblat BLP -
Антон Рахманов
генеральный директор УК «Тройка Диалог» -
Антон Соничев
Адвокат компании «Деловой фарватер» -
Арина Холина
журналист - -
Аркадий Брызгалин
Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право» Группа компаний «Налоги и финансовое право» -
Бижанов Махач
Управляющий Партнер Юридическая фирма Legal Consulting Group -
Борис Грозовский
экономический обозреватель forbes.ru -
Борис Титов
уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей - -
Вадим Зарипов
руководитель аналитической службы Юридическая компания «Пепеляев Групп» -
Валентин Гаврилов
Директор отдел исследований рынка CBRE -
Валерий Саркисов
Адвокат, руководитель проекта АК «Судебный адвокат» АК «Судебный адвокат» -
Вера Ситнина
Корреспондент Slon -
Вероника Хан
частный консультант -
Владимир Громковский
совладелец ГК «Финематика» -
Владимир Назаров
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Институт экономической политики им.Гайдара -
Владимир Фролов
Президент Ассоциация «Налоги России» -
Владислав Земляной
Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик ООО «ПКИК» -
Владислав Иноземцев
директор Центр исследований постиндустриального общества -
Гарамита Валентин
Заместитель генерального директора ЗАО «Юрэнерго» Группа компаний «Юрэнерго» -
Григорий Бирг
аналитик компания «Инвесткафе» -
Даниил Авдеев
Партнер Компания «Соллерс Траст» -
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер Юридическая компания «Taxadvisor» -
Дмитрий Сокуренко
корреспондент агентство «Прайм» -
Дмитрий Фадеев
Заместитель директора Юридического департамента Торгово-промышленная палата РФ -
Дмитрий Хитров
Председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж», разработчик системы для осуществления коммерческого онлайн-правосудия в РФ Компания «Электронный арбитраж» -
Евгений Воловик
Эксперт Финансовая газета -
Евгений Кобзев
Руководитель проекта «Электронный бухгалтер «Эльба» ЗАО «ПФ «СКБ Контур» -
Екатерина Кузнецова
Старший менеджер группы по оказанию услуг в области налогового и бухгалтерского КПМГ в России и СНГ -
Екатерина Румянцева
председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Group -
Елена Зиязова
юрист -
Иван Кабулаев
Управляющий директор «Инвесткафе» -
Игорь Базилевский
юрист -
Игорь Индриксонс
управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru -
Илья Жуков
Руководитель проекта, консультант www.taxanalytics.ru -
Илья Соколов
эксперт Институт Гайдара -
Илья Трунин
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов -
Карина Кассис
Аналитик Synerdocs -
Кирилл Никитин
Директор Центр налоговой политики Экономического факультета МГУ -
Кирилл Титаев
ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения -
Константин Ворович
внештатный корреспондент Forbes.ru -
Константин Захаров
Пенсионер МВД -
Константин Петров
генеральный директор «ВТБ регистратор» -
Константин Сасов
Ведущий юрист ООО «Пепеляев Групп» -
Лысенков Антон
юрист Правовой центр Фиолент -
Магомедов Марад
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch -
Максим Агалаков
Генеральный директор ЗАО «В.И.Г.- БизнесКонсалтинг» -
Максим Кваша
Спецкорреспондент ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» -
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение" -
Мария Шклярук
научный сотрудник Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге -
Михаил Галятин
Свободен советник по юридическому маркетингу, бывший адвокат МГКА -
Михаил Делягин
Директор Институт проблем глобализации -
Михаил Орлов
партнер КПМГ -
Михаил Соболев
Партнер Consulco Group, ведущий налоговый консультант на рынке СНГ Consulco International -
Наталья Ларионова
глава Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития -
Наталья Свистунова
юрист, главный редактор Российский налоговый портал -
Николай Левичев
Председатель «Справедливая Россия» -
Оксана Дмитриева
доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» «Справедливая Россия» -
Ольга Плешанова
Юрист Редакция Закон.ру -
Павел Гагарин
Председатель совета директоров Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа» -
Петр Попов
Ведущий юрист «Пепеляев Групп» -
Роман Романенко
Заместитель начальника Юрист сообщества Правовед.ру -
Рустам Вахитов
Руководитель департамента налогового консультирования International Tax Associates -
Сергей Алексашенко
экономист - -
Сергей Беляков
Заместитель министра Министерство экономического развития -
Сергей Воропаев
Партнер Deloitte -
Сергей Пепеляев
Управляющий партнёр «Пепеляев групп» -
Сергей Старцев
руководитель Представительство РИА Новости в Италии -
Татьяна Суфиянова
Консультант по налогам и сборам Российский налоговый портал -
Ульяна Коровкина
бизнес-аналитик Synerdocs -
Фаина Филина
Корреспондент Российский налоговый портал -
Филипп Стеркин
- - -
Элла Панеях
Ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге -
Эриг Берглоф
Главный экономист Европейский банк реконструкции и развития -
Юрий Печенкин
Должность не раскрывается Место работы не раскрывается -
Ян Арт
директор-главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России ООО «Банкир.Ру» (Информационное агентство Bankir.Ru) -
Ярослав Романчук
основатель и директор Центр им. Мизеса, Минск
Комментарии
С интересом ожидаем окончания, чтобы получить понимание, не зря ли кто-то потратил бюджетные деньги на свою зарплату.