Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Марина Корф

Марина Корф


Должность: Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение"

Новости / Мнения / Если близко воробей – мы готовим пушку

Если близко воробей – мы готовим пушку

Резервы на возможные потери помогают бороться со схемами вывода активов

20.07.2011Российский налоговый портал

Можете мне не верить, конечно, но я предчувствовала, что это случится.

С одной стороны, уже довольно давно Банк России не вносил никаких изменений в нормативные акты, регулирующие порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери (месяца три, не меньше – для резервов это много). С другой – достаточно много у регулятора накопилось проблем, которые он не может решить с помощью имеющихся в его распоряжении инструментов (во всяком случае, говорит, что не может).

На самом же деле у Банка России имеется абсолютно универсальный и довольно простой инструмент, позволяющий финансовому регулятору (а также всем остальным регуляторам, органам власти и отдельным должностным лицам, к чьему мнению Центробанк прислушивается) решать практически любые проблемы. Это, как вы уже догадались, резервы на возможные потери.

За последние семь лет (до вступления в силу Положения № 254-П резервы играли гораздо более скромную роль в жизни российских кредитных организаций) Банк России с переменным успехом пытался с помощью резервов победить следующие проявления вселенского зла:

– недостаточную капитализацию кредитных организаций;

– отмывание и обналичивание;

– фирмы-однодневки;

– уклонение от уплаты налогов;

– перекредитование;

– «черные» и «серые» зарплаты;

– монополии и аффилированность;

– недостоверная отчетность организаций;

– скрытые комиссии и финансовую безграмотность населения (если вам что-то говорят аббревиатуры ЭПС и ПСК, вы поняли, о чем речь).

И это не говоря об основной цели формирования резервов – отражения в отчетности банка реальной стоимости его активов.

Весь цимус резервов состоит в том, что для внесения изменений в процедуру их формирования Банку России не нужно менять законодательство. А в некоторых случаях можно даже не менять собственные нормативные акты, ограничившись рассылкой писем рекомендательного характера: их даже с Минфином согласовывать не надо. В то же время не так много найдется банков, готовых игнорировать такие рекомендации.

На этот раз регулятор решил с помощью резервов побороть схемы вывода активов с использованием ценных бумаг, практиковавшиеся несколькими банками (известными с недавних пор под кодовым названием «банки Матвея Урина»).

Проект Указания «Об особенностях формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые в соответствии с применимым правом подлежат удостоверению депозитариями», был размещен на сайте регулятора в пятницу.

Не будем сейчас обсуждать экономические и политические аспекты и последствия этой инициативы Банка России (нет, если кто хочет – то пожалуйста; там тоже много интересного). А мы ограничимся технологическими и методологическими вопросами, которые могут возникнуть в случае принятия рассматриваемого документа (пока, напомню, это проект).

Прежде всего, новое Указание не вносит изменения в ныне действующее Положение Банка России от 20.03.2006 г. № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», как это может показаться с первого взгляда (однако Положение № 283-П применяется с учетом данного Указания). И не предусматривает введения новых видов резервов (как, скажем, по операциям с резидентами оффшорных зон). Кредитные организации всего лишь должны будут доформировать резервы по некоторым элементам расчетной базы, предусмотренным Положением № 283-П, до размера, установленного пунктом 2.2. Указания. То есть до 100%.

Центральный банк, не мудрствуя лукаво, определил, что безнадежными (а именно по таким активам создается резерв в размере 100%) теперь будут считаться:

– вложения в ценные бумаги, отраженные на балансовых счетах раздела 5 «Операции с ценными бумагами» главы А «Балансовые счета»;

– ценные бумаги, переданные в доверительное управление (балансовый счет № 47901);

– ценные бумаги, полученные по операциям, совершаемым на возвратной основе (балансовый счет № 91314).

Освобождаются от необходимости формирования резервов лишь те ценные бумаги, права на которые удостоверены депозитариями, удовлетворяющими определенным критериям.

Перечень условий для признания депозитария кошерным приведен в пункте 1.1. Указания; как пишет «Коммерсант», из 700 лицензированных депозитариев указанным критериям соответствуют около 200.

Понятно, что у банков, сотрудничающих с остальными пятьюстами депозитариями и имеющих более или менее существенные вложения в ценные бумаги, расходы по формированию резервов резко возрастут; особенно актуальной эта проблема может стать в связи с планируемым увеличением минимального размера собственных средств (капитала) кредитных организаций с 1 января 2012 г.

И еще один разрыв шаблона для специалистов по работе с финансовыми инструментами: резервы в размере 100% должны будут формироваться даже по тем ценным бумагам, которые оцениваются (переоцениваются) кредитной организацией по текущей (справедливой) стоимости (то есть не являются элементом расчетной базы для целей формирования резервов в соответствии с Положением № 283-П). О такой мелочи, как отсутствие подходящих счетов для отражения таких резервов (например, по счету № 501), можно даже не вспоминать.

Излишне говорить и о том, что новые резервы ни одна порядочная налоговая инспекция не примет в составе расходов для целей расчета налога на прибыль.

Можно предположить, что заявленных целей (исключения возможности вывода активов с использованием фиктивных ценных бумаг) новый документ позволит достичь примерно с такой же эффективностью, как ковровые бомбардировки леса – изгнания из него браконьеров. Как справедливо заметил директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов, недобросовестные игроки, чья цель — вводить в заблуждение регулятора, начислять резервы вряд ли будут, а проверить это, как и раньше, можно только в ходе проверки. «Похоже, что Банк России создал очередную видимость разрешения проблемы, в результате которой одни банки – крупные – получат ничем не обоснованные привилегии, а другие — средние и мелкие — невинно пострадают», – цитирует Терехова «Коммерсант».

Указание подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования. Предложения и отзывы на проект принимаются для 15 августа.

А мы, конечно, будем следить за судьбой этого документа.

P.S. Вообще-то я планировала эту колонку посвятить совсем другому центробанковскому проекту – Указания «О порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации», который был размещен на сайте регулятора на прошлой неделе. Однако документ с сайта уже исчез (а жаль, фантазии на тему соблюдения кассовой дисциплины индивидуальными предпринимателями и их контроля кредитными организациями обещали много лулзов интересного) – и тут одно из двух: либо отозван для дальнейшей доработки, либо передан на регистрацию в Минюст.

В любом случае и за этим документом обещаем последить.

Разместить:
Эволюция обязательств

Очередная задачка для бухгалтеров от Банка России

Нерезиновая?

Нет, эта колонка не про то, что вы подумали. А всего лишь про пояснительную записку к годовому отчету

Прокрастинация

Предновогодний поток новых нормативных актов от Банка России набирает силу

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок