Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Дмитрий Костальгин

Дмитрий Костальгин


Работа: Юридическая компания «Taxadvisor»

Должность: Управляющий партнер

Биография: Налоговый консалтинг, налоговые споры

Новости / Мнения / Формальные претензии налогоплательщиков. Надолго ли?

Формальные претензии налогоплательщиков. Надолго ли?

Осенью Президиум ВАС РФ решит судьбу налоговых проверок, признанных недействительными по формальным основаниям.

25.08.2010

Коллегия судей передала, на мой взгляд, весьма важное дело № ВАС-7278/10 в Президиум ВАС РФ. Если кратко, обстоятельства дела таковы.

Была проведена ВНП. По итогам доначислены налоги, пеня, штраф. Налогоплательщик оспорил решение в суде[1]. Суд «сносит» решение за недоказанностью, отмечая:

…в протоколе не зафиксированы факт, содержание и результаты действий, в ходе которых установлено расхождение площади торговой зоны, установленной при осмотре, с площадью торговой зоны согласно утвержденной экспликации…. В протоколе отсутствуют подписи представителя Общества о понятых о разъяснении им прав и обязанностей. Факт, содержание и результаты действий в протоколе осмотра понятыми не удостоверены….

… В нарушение вышеизложенных требований законодательства к содержанию актов налоговых проверок проверяющим инспектором в акте проверки не указано документальное обоснование установленного в ходе проверки размера выручки от общих продаж. Также не указаны сумма выручки от общих продаж и розничной торговли по данным налогоплательщика при том, что, как указано в Акте проверки, Обществом велся раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций….

И т.д.

При наличии такого количества косяков УФНС назначает повторную проверку и конечно же по ее итогам доначисляют все тоже самое, что и при первой проверке. Налогоплательщик снова идет в суд. Суды со ссылкой на Постановление КС РФ от 17.03.2009 №5-П признают нового решение недействительным, поскольку оно пытается преодолеть вступившее в силу решение суда.

Но в Определении судьи не согласны с таким подходом, они отмечают:

….названная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации не охватывает случаев, когда объективно исключена возможность возникновения указанных противоречий, в частности, если при рассмотрении другого дела суд не давал оценки доказательствам и фактическим обстоятельствам, а также сделанным инспекцией на их основе выводам, обоснованность и законность которых являются предметом контроля вышестоящего налогового органа при проведении повторной проверки. Кроме того, предметом контроля могут являться оценка эффективности проведения первоначальной проверки в части выявления нарушений налогового законодательства, а также сделанные в ходе данной проверки выводы об отсутствии таких нарушений….

…Из содержания решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13.05.2009 по делу N А58-1644/2008 следует, что основанием для признания недействительным решения инспекции явилось его несоответствие требованиям пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом фактические обстоятельства, послужившие основанием к доначислению налогов, начислению пеней и штрафов и обоснованность доначисленных сумм судом не исследовались и не проверялись….

Т.е. позиция такова: если суд «снес» по формальным основаниям Решение, то у налогового органа всегда есть возможность провести повторную проверку, исправить (а может и нет) формальные нарушения. А налогоплательщик не вправе ссылаться на предыдущее решение, ибо оно отнесено к области «legal cheating». К сожалению, формальные основания у такой позиции есть из-за расплывчатости позиции КС РФ.

С другой стороны, ВАС РФ уже сформировал обширную практику в отношении отмены решений налоговиков по формальным основаниям, в т.ч. из-за отсутствия уведомления о дате рассмотрения результатов проверки. Если же вдруг ВАС РФ согласится с «тройкой», то грош цена всем предыдущим решениям. Будет так. Вас не уведомляют о рассмотрении результатов проверки. Вдруг это обнаруживается. УФНС назначает повторную проверку (это они уже пытаются делать и сейчас).

Но в глобальном смысле, мне кажется, этот спор длится очень давно. Вопрос о том, может ли лицо, "уйти" от ответственности по формальным основаниям (по процессуальным основаниям), раскалывает людей на два лагеря. Одни считают, что наказать неплательщика, строго следуя правилам. Другие - что наказать нужно любой ценой. Эдакое противостояние Шараповых и Жегловых.

Сейчас практика очень размыта в этих подходах. Но решение ВАС РФ уж точно склонит чашу весов в сторону определенного лагеря.

Какого? Ваши мысли Коллеги?

P.S. Если кого заинтересует: Решение суда по 1-ой проверке, Решение по 2-ой проверке.

Файлы для скачивания

Разместить:
Борьба с «однодневками»: имитация бурной деятельности

Действующие законы позволяют налоговикам ловить крупных уклонистов, новые идеи силовиков могут привести лишь к проблемам для честного бизнеса

Кручу, верчу, рыночные цены найти хочу!

Национальные особенности деятельности оценщиков

Савин Денис
Савин Денис
2 сентября 2010 г. в 16:01

автор "Блога Фискала", блога про налоги и налоговый контроль http://blogfiscal.ru, автор

Вообще на мой взгляд не правильно лишать налоговые органы возможности исправить косяки, т.к. бюджет не должен страдать из-за разгельдяйства некоторых кадров из ИФНС. Есле же дело было рассмотрено по сути, тогда повторные попытки доначислений, конечно же должны пресекаться

People
8 февраля 2011 г. в 17:07

офисная мебель москва

12 февраля 2011 г. в 12:48

"разгельдяйства некоторых кадров из ИФНС"...пусть ФНС знает как брать разгельдяев на работу!!..в смысле в налоговую на работу таких людей не надо брать...м.б. ФНС разработать определенные критерии и требов к професс. уровню претендентов на вакансии госслуж.?

12 февраля 2011 г. в 12:49

поэтому я за лишение прав налоговиков возможности исправить косяки

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок