Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Андрей Ярковой

Андрей Ярковой


Работа: Производственная компания

Должность: Руководитель юридической службы

Новости / Мнения / Как вылечить налоговую систему?

Как вылечить налоговую систему?

Издержки налогового администрирования в России могут быть значительно снижены

22.01.2010Российский налоговый портал

Люди, знакомые с логикой развития технических систем, понимают закономерности их изменения на каждом последующем этапе. Логика развития может быть заимствована любой системой при формировании идеологии совершенствования, включая систему государственных органов исполнительной власти в сфере налогового администрирования. На мой взгляд, издержки, связанные с функционированием налоговой системы могут быть снижены.

В аспекте обозначенной проблемы заслуживают внимания два закона развития технических систем. Это закон увеличения степени идеальности системы и закон согласования ритмики (частоты колебаний, периодичности) всех частей системы.

Идеальная система управления - это система, ресурсы которой и предпринимаемые усилия стремятся к нулю, хотя ее способность выполнять работу при этом не уменьшается. Другими словами, идеальная система администрирования - это когда система может слабо проявляться внешне, но ее функция сохраняется и выполняется.

Приведу собственное наблюдение. Всем известно «дело Юкоса», которое стало отправной точкой для идеологов мер репрессивного налогового администрирования.

По итогам, подобных дел появилось несколько опасных заблуждений:

- система налогового администрирования должна прилагать повышенные усилия для увеличения собираемости налогов,

- система получает наибольший эффект от жесткой регламентации документального подтверждения налогооблагаемых операций.

Вместе с тем, система, которая стремиться к увеличению собственной идеальности всегда учитывает эффект саморегуляции ее участников, вследствие чего уменьшаются собственные усилия. Понимание этого механизма, показывает ориентиры в реформировании систем налогового контроля. В частности, ужесточение риторики сотрудников ФНС РФ вряд ли снижает степень их усилий. Однако, изменение законодательства относительно внутренних налоговых оффшоров в РФ, порядка применения спецрежимов практически мгновенно влечет уменьшение объема затрачиваемых ресурсов ФНС РФ и территориальных органов для распутывания схем налоговой оптимизации. Действительно, сейчас у налогового инспектора нет необходимости ехать в Ингушетию или Калмыкию для установления наличии склада или реально работающего офиса. Степень влияния и участия ФНС в противодействии внутрироссийским схемам налоговой оптимизации снизилась (возможно, она нулевая), а эффективность повысилась.

Сейчас мы наблюдаем ориентацию налогового законодательства на бумажный документ. Документальное подтверждение проведенных операций увеличивает нагрузку на суды, компании и налоговые органы. Сложно представить налогового инспектора будущего, который вынужден осуществлять контроль за тоннами бумажных документов налогоплательщика средней руки.

Очевидно, что подход к контролю и фиксации налогооблагаемых операций должен быть изменен. Это позволит снизить степень усилий, как налогоплательщиков, так и налоговых органов для поддержания функционирования налоговой системы.
Сегодня можно задать себе проверочные вопросы реальной эффективности российской системы налогового администрирования. Вот они. Каков процент претензий налоговых органов к налогоплательщикам основан на претензиях к недочетам документального характера, а не по экономической сути сделки? От ответа на данный вопрос зависит – является ли выстроенная российская налоговая система конкурентоспособной по сравнению с другими налоговыми юрисдикциями в части урегулирования разногласий с налогоплательщиками. Очевидно, если китайская компания получает налоговый вычет (а значит и оборотные средства) быстрее, чем российская, то китайская компания является более конкурентоспособной.

И второй вопрос. Являются ли затраты российского налогоплательщика на прямое поддержание функционирования системы налогового администрирования сравнимыми с зарубежными аналогами? По имеющейся статистике, численность федеральных органов исполнительной власти составляет 667 009 сотрудников, из них 182 728 сотрудников работает в Федеральной налоговой службе, то есть около 27% от всей численности федеральных органов исполнительной власти. Нельзя и обойти вниманием тот факт, что физические лица в РФ в подавляющем большинстве являются пассивными налогоплательщиками, исполнение и контроль их налоговых обязательств возложены на работодателей, которые несут данный вид издержек за свой счет.

Среди путей, которые могли бы значительно снизить взаимных издержек налогового администрирования, можно выделить следующие.

Во-первых, на основе достижений телекоммуникационных технологий могут быть внесены поправки в гражданское и налоговое законодательство. В частности, государство могло бы видоизменить документальный товарооборот, переведя его в электронный. Мечта любой оптовой компании – поставить товар, получив юридические значимые доказательства его поставки. По нашей практике при массовых операциях купли-продажи неизбежно возникают споры о полномочиях лиц принявших товар, дефектности первичной документации, утрате документов. Идея электронно-цифровой подписи при принятии товаров, обмен авторизованными электронными документами могли бы освободить налогоплательщика от документального оформления.

Во-вторых, должна быть изменена часть мер налогового контроля за гражданами. Например, транспортной налог должен быть включен в стоимость ГСМ. Помимо более справедливого налогообложения, это позволяет высвободить службы, ежегодно участвующие в его сборе: налоговые инспектора, суды, судебные приставы. А значит - снизить издержки на граждан и упорядочить равномерное поступление данного налога.
Далее – декларирование гражданами вторичных сделок продаж автотранспортных средств, либо иного имущества должны быть отменены. Пожалуй, за исключением недвижимости, ни один вид другого имущества граждан не имеет эффекта удорожания с течением времени.

Катализатором изменений правил налогового администрирования могло стать расширение прав налогоплательщика по доказыванию, например, размера налогового вычета. В частности, не только на основе перечня установленных документов (которые имеют дефекты), но и на основе иных документов (платежных поручений, накладных и т.п.). Это привело бы к разгрузке судебной системы от необоснованных претензий. А также к определенному «креативу» в недрах Минфина РФ и ФНС РФ по созданию более адекватных инструментов контроля, чем контроль за дефектной «первичкой», которая сегодня является «дойной коровой» всех налоговых проверок и бичом налогоплательщиков.

Необходимо введение мер первичного контроля и идентификации за субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими взаимные платежи свыше определенной суммы. Борьба с компаниями-«однодневками» за счет добросовестного налогоплательщика приводит к несправедливым санкциям. Предлагается выделить новообразованных субъектов предпринимательской деятельности в группу повышенного налогового риска, введя меры идентификации со стороны банков по получателям –распорядителям денежных средств. Бизнес «однодневок», на мой взгляд, существует не только из-за драконовской налоговой системы, но и по причине слабой связи компаний с личностями, распоряжающимися денежными средствами.

Необходимо снизить долю наличного денежного оборота для крупных покупок (новых автомобилей, квартир, земельных участков). Безналичные денежные средства в сфере потребления неизменно влекут потребность в «очищенных» после налогов и легальных деньгах.

Наконец, нуждаются в изменении акценты в контрольных мероприятиях налоговой системы. Не случайно я упомянул про налоговое администрирование граждан. Компании (особенно международные) легко применяют методы налоговой оптимизации, используя свой транснациональный статус. Однако, это вряд ли возможно, когда речь идет о физических лицах. Как правило, это аккуратные налогоплательщики, если они понимают, когда и сколько следует уплачивать налогов. Жители любой страны мира имеют очень скудный набор средств налоговой оптимизации и национальные налоговые службы хорошо понимают эту особенность, перенося свой контроль за личными доходами, а не корпоративным налогообложением. Кстати, НДФЛ в последнее время уверенно лидирует среди самых собираемых налогов (http://www.rbcdaily.ru/2009/04/21/focus/411466).

Подведем итог. При развитии любой системы наблюдается парадокс: высвобождающуюся энергию система тратит на увеличение своих рабочих параметров. Разгрузка системы от неэффективных функций, устранение некоторых видов налогового контроля приводит к росту эффективности в сфере контроля ключевых параметров. Это позволяет, в какой то мере, достичь компромисса между налогоплательщиками и налоговой службой, снизить накал взаимных упреков и дать возможность для развития электронного правосудия, автоматизации форм госконтроля.

Разместить:
Принцип реконструкции

Д. Костальгин в статье  «О необходимости введения в РФ положений о противодействии избежания налогообложения» затронул ряд животрепещущих тем относительно дальнейшего развития подходов к пониманию и квалификации действий налогоплательщиков по получению необоснованной налоговой выгоды. 

Премия или корректировочный счет -фактура

ВАС РФ  в отношении «Леруа Мерлен» внес определенное смятение в сложивший порядок начисления и выплаты премий

Закон не должен быть лоскутным одеялом
Состоящим из требований узкой группы заинтересованных лиц
Taxing officer
1 февраля 2010 г. в 11:12

1. Декларирование гражданами вторичных сделок продаж автотранспортных средств изменено с 01.01.2010.

2. "Исполнение и контроль налоговых обязательств физических лиц возложены на работодателей" - на мой взгляд, - самое сильное место в данной статье. Не трогайте контроль, оставьте его ФНС. И не забывайте про прочие , помимо НДФЛ, налоги физических лиц: налог на имущество, землю и пресловутый транспорт. Каждому налогоплательщику- физическому лицу налоговики должны расчитать налог и вручить расчет. Это работа не для слабых и слабонервных. Например, убедить мамочку-одиночку, что нужно платить налог за долю малолетнего ребенка в квартире ...

3. Электронный оборот, безусловно - дело будущего, но для нашей страны удаленного. Помню долго бодались налогоплательщики за электронные авиабилеты... И получили право учитывать их в составе расходов. Чтож, капля камень точит.

Козявкин
11 февраля 2010 г. в 10:17

Декларирование гражданами вторичных сделок продаж автотранспортных средств изменено с 01.01.2010.

--------------------------------------------------------------------------

Но не отменено , а самый главный недостаток нового автомобиля в том, что выехав за ворота автосалона - это уже не новая машина :))

Системщик
11 февраля 2010 г. в 13:23

Начал за здравие, кончил - за упокой.

Системный анализ - очень продуктивный метод научного исследования. Открытые, закрытые, жесткие и корпускулярные (дискретные) системы хорошо вписываются в логику научного понимания общественных процессов.

А вот тут, пошла ахинея. Наша налоговая система она какая из?

Призывы не менять налоговую ситему по существу, стремясь к ее упрощению, а призывать как муэтзин с минарета к усилению мер налогового администирования - это тупик. Тупик, имеющий в оптимуме - что? ? досоусовершенствовать велосипед можно до бесконечности.

Это как машина, у которой фары горят, мотор работает, а тормоза нет, и руль не крутится? Ехать на ней можно, но ...не далеко...и не по делам.

Перед нами очередная жерва западной теории предельной полезности, теории, очень удобной для того, чтобы оправдывать всякие безобразия типа..."Борьба с компаниями-«однодневками» за счет добросовестного налогоплательщика приводит к несправедливым санкциям", но абсолютно непригодная для понимания сути происходящего в экономике, и в налоговой системе, в частности.

Жан
26 февраля 2010 г. в 14:20

Я считаю, чтобы изменить систему, нужно чтобы были не налоговые инспектора, а налоговые консультанты, тогда все проблемы уйдут сами по себе. Чтобы налогоплательщик (Юр. лицо или физическое) не боялся налоговиков, а был им только рад. Когда они вместо штрафов по любому случаю, давали бы консультации, чтобы этих штрафов не было. только на это никто не пойдет, потому как система гнилая и менять ее никто не хочет.

Inkama
28 мая 2010 г. в 9:33

Надо чтобы труд инспектора оценивался не по сумме доначисленных налогов и штрафов

123
28 мая 2010 г. в 14:50

Вторичные сделки с авто старше 3-х лет освобождены от налогообложения (статья 217. п. 17.1 НК РФ)

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок