Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Что поможет уменьшить размер налогового штрафа

Что поможет уменьшить размер налогового штрафа

Если совсем избежать налоговой ответственности не получается, можно попытаться хотя бы уменьшить размер штрафа. В этом помогут смягчающие обстоятельства: наличие даже одного из них влечет уменьшение налогового штрафа не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ)

26.05.2010
ЭЖ «Юрист»
Автор: Наталья Сергеева, налоговый юрист

За что снижают штраф

В законе установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. В свою очередь суд может уменьшить штраф и более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.99 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Иногда суды снижают штрафы в десятки раз (постановления ФАС ДВО от 10.08.2007 № Ф03-А51/07-2/3063, ФАС СЗО от 07.03.2008 № А56-19784/2007, ФАС ЗСО от 10.06.2009 № Ф04-3444/2009 (8552-А67-34), ФАС УО от 11.11.2009 № Ф09-8786/09-С2, ФАС СКО от 24.12.2009 № А61-1078/2009). Некоторым судам не помеха и тот факт, что наряду со смягчающими у налогоплательщика имеются и отягчающие обстоятельства (постановления ФАС ЗСО от 20.11.2008 № Ф04-7069/2008 (16117-А81-43), ФАС ДВО от 22.06.2009 № Ф03-2296/2009, ФАС МО от 26.08.2009 № КА-А40/8480-09, ФАС УО от 17.09.2009 № Ф09-7041/09-С3).

Устанавливать наличие смягчающих обстоятельств, а также уменьшать размер штрафа могут налоговый орган (на стадии рассмотрения материалов проверки) и суд (при рассмотрении дела о налоговом правонарушении) (п. 4 ст. 112, подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). И даже если ИФНС при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности уже учла смягчающие обстоятельства, суд может дополнительно снизить штраф (постановления ФАС ЦО от 06.03.2009 № А14-9844/2008-304/24, ФАС ВСО от 24.03.2009 № А19-11651/08-33-Ф02-1008/09, ФАС ВВО от 09.07.2009 № А43-904/2009-30-16).

Перечень смягчающих обстоятельств, содержащийся в НК РФ, не закрытый и применим в основном к физическим лицам. Вот этот перечень (п. 1 ст. 112 НК РФ):

— совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

— совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

— тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности;

— иные обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими судом или налоговым органом.

Получается, что право признавать, какие обстоятельства для организаций являются смягчающими, отдано на откуп судам.

Чаще всего суды называют в качестве смягчающих следующие обстоятельства.

Нарушение совершено впервые и в отсутствие умысла (постановления ФАС ЗСО от 12.01.2009 № Ф04-13/2009 (19096-А03-34), ФАС ПО от 12.02.2009 № А72-3326/2008, ФАС СКО от 11.08.2009 № А32-10964/2008-45/200, ФАС УО от 21.09.2009 № Ф09-7045/09-С2, ФАС ВСО от 08.10.2009 № А33-948/09), а до этого налогоплательщик добросовестно уплачивал налоги и выполнял другие обязанности (постановления ФАС МО от 28.03.2008 № КА-А40/2400-08, ФАС ДВО от 15.08.2008 № Ф03-А73/08-2/3280, ФАС ВСО от 10.06.2009 № А33-12490/08-Ф02-2564/09). Правда, иногда суды говорят, что добросовестное исполнение обязанностей по уплате налогов является нормой поведения налогоплательщика и не может учитываться в качестве смягчающего обстоятельства (постановления ФАС ЗСО от 12.03.2008 № Ф04-1809/2008 (2136-А27-14), ФАС СЗО от 10.02.2009 № А44-2109/2008, ФАС СКО от 27.05.2009 № А63-14796/2008-С4-32).

На момент совершения правонарушения у налогоплательщика нет текущей задолженности по налогам (постановления ФАС ПО от 20.02.2009 № А57-14517/2006, ФАС СКО от 02.06.2009 № А53-15810/2008-С5-34, ФАС СЗО от 22.06.2009 № А05-13750/2008, ФАС ЗСО от 14.09.2009 № Ф04-5550/2009 (19560-А45-42).

Тяжелое финансовое положение организации, подтверждаемое данными бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках (постановления ФАС ПО от 30.05.2008 № А55-16159/07, ФАС ВСО от 28.04.2009 № А58-6935/08-Ф02-1710/09, ФАС УО от 28.10.2009 № Ф09-4863/09-С3, ФАС ЗСО от 30.10.2009 № А67-7037/2006, ФАС СКО от 02.11.2009 № А32-8723/2007-51/189).

Кроме того, суды часто уменьшают налоговые штрафы тем компаниям, в отношении которых введена процедура банкротства. Ведь уплата штрафа в полном размере может привести к прекращению их деятельности (постановления ФАС ВСО от 05.07.2007 № А19-40753/05-18-Ф02-4059/07, ФАС ПО от 30.03.2009 № А55-2585/2007, ФАС СЗО от 22.04.2009 № А42-6097/2008, ФАС СКО от 18.05.2009 № А32-18366/2007-46/329).

В некоторых случаях суды учитывают то, что у налогоплательщика были кадровые проблемы в бухгалтерии, например, бухгалтер был на больничном или из-за проблем с подбором кандидатуры на должность главбуха бухгалтерский учет временно вел бухгалтер-кассир, не имеющий достаточной квалификации (постановления Десятого ААС от 30.04.2008 № А41-К2-15189/07, ФАС ДВО от 26.11.2008 № Ф03-5163/2008, ФАС ЗСО от 04.08.2009 № Ф04-4611/2009 (12031-А27-27).

Также судами может быть положительно оценена значимость основной деятельности налогоплательщика для общества и государства. Вот примеры подобной деятельности:

— строительство социально значимых объектов, например автодорог или жилых домов (постановления ФАС СКО от 10.12.2008 № Ф08-7077/2008, ФАС УО от 15.12.2008 № Ф09-9299/08-С2, ФАС ВСО от 29.01.2009 № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, ФАС СКО от 13.04.2009 № А32-22679/2008-19/414, Первого ААС от 31.08.2009 № А79-2223/2009);

— поставка тепловой энергии (постановления ФАС СКО от 20.05.2008 № Ф08-2696/2008, ФАС ЦО от 15.12.2009 № А35-4417/07-С10);

— деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение, водоотведение, отопление) (Постановление ФАС СЗО от 18.06.2009 № А26-6260/2007);

— оказание транспортных услуг населению (Постановление ФАС ЦО от 25.05.2009 № А48-3883/08-15);

— пассажирские авиаперевозки (Постановление Тринадцатого ААС от 13.10.2009 № А21-5186/2009);

— производство сельскохозяйственной продукции (постановления ФАС ЗСО от 12.04.2007 № Ф04-2171/2007 (33316-А70-7) и от 27.04.2007 № А56-29381/2006, ФАС СКО от 07.07.2008 № Ф08-3482/2008);

— спортивная работа с детьми и инвалидами (Постановление ФАС ДВО от 22.09.2008 № Ф03-А51/08-2/3993);

— научно-исследовательские работы в области космических технологий (Постановление ФАС МО от 22.01.2009 № КА-А41/13108-08).

Повлиять на смягчение ответственности может и тот факт, что ваша организация периодически занимается благотворительностью (постановления ФАС ВСО от 24.07.2007 № А33-18106/06-Ф02-4515/07, ФАС СЗО от 15.09.2009 № А56-27810/2008, ФАС ДВО от 21.09.2009 № Ф03-4608/2009). Также суды нередко уменьшают штрафы организациям, финансируемым за счет бюджетных средств, аргументируя тем, что они могут уплатить налоги только после поступления денег из бюджета, а финансирование или оплата за госзаказ поступают с запозданием и не полностью (постановления ФАС ДВО от 31.10.2007 № Ф03-А73/07-2/4484 и от 30.10.2008 № Ф03-4875/2008, ФАС ЦО от 22.09.2008 № А09-1473/2008-12, ФАС ВСО от 08.10.2008 № А19-18184/07-24-Ф02-4949/08, ФАС ЗСО от 08.04.2009 № Ф04-2116/2009 (4271-А45-26), ФАС СКО от 24.12.2009 № А61-1078/2009).

Большинство перечисленных условий можно применить и к индивидуальным предпринимателям. Однако суды также учитывают и другие обстоятельства, характерные только для физических лиц:

— нахождение на иждивении предпринимателя несовершеннолетних детей и (или) других членов семьи (например, престарелых родителей или жены-инвалида) (постановления ФАС ПО от 28.04.2009 № А12-16089/2008, ФАС СКО от 02.06.2009 № А20-2083/2008, ФАС СЗО от 08.06.2009 № А05-7410/2008, ФАС ЦО от 02.10.2009 № А48-3923/08-8, ФАС ВСО от 06.10.2009 № А33-5571/09);

— тяжелое состояние здоровья самого предпринимателя или членов его семьи (постановления Семнадцатого ААС от 27.11.2007 № 17АП-4758/2007-АК, ФАС СЗО от 04.08.2009 № А66-569/2008);

— необходимость оплачивать обучение детей или выплачивать ипотечный кредит (постановления ФАС СЗО от 08.02.2007 № А42-13951/2004, Семнадцатого ААС от 14.07.2008 № 17АП-4262/2008-АК, ФАС ПО от 30.06.2009 № А12-17245/2008);

—  участие предпринимателя в боевых действиях и наличие правительственных наград (Постановление ФАС ПО от 30.06.2009 № А12-17245/2008).

 

Инициатива обязательна!

Несмотря на то что налоговая инспекция обязана сама выявлять наличие смягчающих ответственность обстоятельств (подп. 4 п. 5 ст. 101, подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ, постановления ФАС ЗСО от 13.03.2008 № Ф04-1691/2008 (1961-А75-29), ФАС СЗО от 12.05.2008 № А56-27789/2007), лучше не уповать на ее сознательность. Главная ваша цель — снизить штраф. Поэтому нужно заявить о смягчающих обстоятельствах на стадии рассмотрения в ИФНС материалов налоговой проверки.

В суде заявлять о смягчающих обстоятельствах надо на стадии обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Бессмысленно заявлять о таких обстоятельствах, оспаривая, например, решение о принудительном взыскании налогового штрафа. Суд не станет учитывать заявленные обстоятельства, потому что решение о взыскании — это уже процедурный документ, направленный на исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности (Постановление ФАС СЗО от 15.05.2009 № А56-37692/2008).

В заключение хотелось бы посоветовать следующее: лучше всего заявлять не одно, а несколько смягчающих обстоятельств. Чем больше вы их заявите, тем выше шансы на то, что штраф будет уменьшен.

Разместить:
Василий Лахин
27 мая 2010 г. в 22:46

Здесь вообще пустышкины рассуждения газеты "ЭЖ юрист" о смягчающих вину обстоятельствах при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по одному лишь основанию: перечень смягчающих вину обстоятельств не имеет ограничений ни для налогового органа, ни для суда!

Полный простор! И ... так много воды!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться