Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / НДС или налог с продаж: доводы "за" и "против"

НДС или налог с продаж: доводы "за" и "против"

Институт экономики переходного периода (ИЭПП) опубликовал исследование "НДС и налог с продаж: доводы "за" и "против". Его авторы к.ю.н., зав. лабораторией налоговой политики ИЭПП Наталья Корниенко и научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ Маргарита Головнева, сравнив два налога, приходят к выводу, что замена налога на добавленную стоимость (НДС) на налог с продаж ввергнет российскую экономику в шок

07.05.2008
Finam.ru

НДС в России был введен в 1992 году. С тех пор ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот и т.д. И споры эти не случайны.

Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС - один из основных источников налоговых поступлений. В 2006 году его доля превысила 20%-ный рубеж всех налоговых поступлений в бюджет. Собираемость налога - около 90%. Однако эту положительную картину омрачают проблемы с администрированием. НДС. С одной стороны, многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета. С другой стороны, "серые" схемы возмещения НДС получили широкое распространение и наносят ощутимый урон бюджету.

Именно наличие "серых" схем и заставило ряд специалистов в области налогового законодательства поднять вопрос о замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы - простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления.

Наталья Корниенко и Маргарита Головнева видят следующие преимущества НДС. Во-первых, это нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства. Во-вторых, потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы. В-третьих, плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.

Помимо этого надо также отметить тот факт, что при исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж - валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).

Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.

Если сравнивать налоговый контроль, то при многократном обложении (НДС) фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и следить за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.

Не стоит забывать, что НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.

Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно, бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.

Еще один минус налога с продаж - увеличение налогового бремени для малого бизнеса. При взимании налога с продаж весь доход будет собираться на конечном этапе торговой цепочки, состоящей, в основном, из субъектов малого и среднего бизнеса. Освобождение же данного сектора экономики от налога с продаж приведет к сокращению налогооблагаемой базы, тогда как при существующей системе "освобождения" малого бизнеса от НДС, этот налог все равно учитывается в цене приобретаемых ими товаров.

Эффективное применение налога с продаж возможно при его сравнительно небольших ставках. В подавляющем большинстве стран налог с продаж ниже или равен 10%, а НДС, как правило, выше 10%. Если вводить налог с продаж со ставкой не более 10%, это повлечет существенные потери бюджета, а найти безболезненные и быстродействующие способы компенсации выпадающих в связи с отменой НДС доходов не представляется возможным.

А теперь о минусах НДС. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.

К тому же чрезвычайно распространенные схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта) требуют тщательного контроля за его применением. Соответственно, взимание НДС влечет довольно высокие административные расходы (по оценкам, в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год). Кроме того, НДС требует определенной квалификации и образования со стороны бухгалтерии и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования НДС как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны государства.

Еще одна проблема состоит в том, что существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой - у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).

Однако в итоге Наталья Корниенко и Маргарита Головнева приходят к выводу, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж. По их мнению, замена НДС налогом с продаж негативно отразится на стабильности налогового законодательства, как следствие - уменьшится инвестиционная привлекательность экономики Российской Федерации.

Отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики. При этом, кроме очевидного внутреннего шока для бюджета и предприятий, имеет место и эффект восприятия России со стороны остального мира. Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС, этому же нас учит и история.

Разместить:
Tatiana
8 мая 2008 г. в 7:25

Эти эксперты не тот налог с продаж анализировали, что привело к неверным выводам. Во-первых, по всей цепочке добавленной стоимости должен уплачиваться налог с продаж, так как передача продукции другому предприятию (не только конечная продажа) так же является реализацией. Во-вторых, не от НДС "прячутся" предприятия, а от ЕСН, так как единственным расходом, с которого нельзя возместить НДС является зарплата, таким образом, чтобы заплатить сотрудникам достойную зарплату предприятие вынуждено заплатить за это право 37% налогов (15% НДФЛ+26% ЕСН+ 20% НДС - 24% Н/прибыль).

Le
8 мая 2008 г. в 11:02

Tatiana

НДФЛ у нас 13%, НДС - 18% и все равно я не понял почему чтобы заплатить сотрудникам достойную зарплату предприятие вынуждено заплатить за это право 37 % (33%).

Предприятие платит с зарплаты 26 % ЕСН, причем здесь "расход, с которого нельзя возместить НДС".

Почему Вы прибавляете НДС?

А источник НДФЛ зарплата физлиц, т.е. это не налог предприятия.

Получается 26%-24% =2 % предприятие вынуждено заплатить за право заплатить сотрудникам достойную зарплату )))))))

Комментарий Диаса.
8 мая 2008 г. в 18:37

Дискуссия на тему замены НДС на НсП давно ведется на сайте

http://diac.ru/news/comments.php?news_id=1158&sortirovka=id

Честно сказать , аргументы вышеприведенные не чем не отличаются от всех тех , что были высказаны до этого в том числе и Сергеем Шаталовым. Логика проста- лучше по чуть-чуть много раз , чем один раз , но много!

Я же скажу ,что ежели хотим стать страной с развитым производством , необходимо НДС не снижать , а отменять замещая его значительно более объективным НсП.

Пароксизм иллюзорного сознания на воле
29 июня 2010 г. в 23:41

Все налоги, абсолютно все, в конечном итоге оплачивает конечный потребитель продукции. То есть население. Но к конечном итоге. А налог с продаж и НДС есть по сути те же яйца - только в профиль, это косвенные налоги, включаемые в цену конечного продукта. Они не только увеличивают цену (действуют как дополнительные инфляционные факторы, а это хуже любого фискального бремени и эффективнее в деле обесценения сбережений...почувствуйте разницу). Будучи важной часть ВВП налоги, тем не менее, сокращают платежеспособный, а главное эффективный спрос на всех этапах воспроизводства. И наша задача предложить этим юристам логически непротиворечивую идею о том, что

во первых, нет ответа на вопрос - зачем (не почему, а именно зачем, облагаьб налогом прибыль и добавленную стоимость, какие цели преследуются этими фискальными регуляторами?!

и во-вторых, найти во всей цепочке такой объект налогообложения, который будет стимулировать снижение издержек и позволит "безнаказанно" максимизировать прибыль предприятия. В этом суть, смысл и цель предпринимательства.

Налоговые механизмы должны соответствовать этим целям, а не противоречить им. Иначе рождаются химеры. Нежизнеспособные социальные уродливые конструкции. Недолговечные. Аморальные. Не способные ни к какой модернизации.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться