Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации

ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации

Причиной спора стало принятие налоговым органом в апреле 2020 года в электронном виде уточненных деклараций организации по НДС за III – IV кварталы 2018 года, II – IV кварталы 2019 года по доверенности, которую организация не выдавала. То есть "уточненки" были поданы неуполномоченным лицом. Организация просила исключить из обработки уточненные декларации и восстановить информацию по ранее поданным, а также предоставить документы, на основании которых налоговый орган принял информацию от третьего лица. Инспекция и УФНС оставили жалобы без удовлетворения. Компания обратилась в суд

01.09.2022

Суды трех инстанций признали незаконными действия налогового органа по принятию уточненных налоговых деклараций по НДС за указанные налоговые периоды 2018 – 2019 годов при отсутствии доверенности от имени налогоплательщика, обязав инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В остальной части заявленные обществом требования (о признании незаконным бездействия налогового органа по непринятию мер на сообщение заявителя о подаче в инспекцию неуполномоченным и не имеющим отношения к обществу лицом уточненных налоговых деклараций, обязании налоговых органов устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки спорных уточненных налоговых деклараций и восстановлении результатов первичных налоговых деклараций, представленных заявителем), оставлены без удовлетворения, поскольку, по мнению судов, действующими в рассматриваемые периоды положениями НК РФ и Административным регламентом налоговым органам не было предоставлено право аннулировать принятые налоговые декларации. Устранение последствий нарушенного права в такой ситуации возможно, как отметили суды, только путем подачи налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах. Налоговый орган, в свою очередь, путем осуществления мероприятий налогового контроля вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогов.

СКЭС ВС РФ считает несостоятельной ссылку налогового органа и судов на п. 4.1 ст. 80 Налогового кодекса, в котором установлены основания признания декларации непредставленной, в их числе – подписание декларации или расчета неуполномоченным лицом, и вступление в силу указанных изменений. Рассматриваемая редакция ст. 80 НК РФ направлена на законодательное установление в административном порядке оснований и механизма признания декларации, поданной налогоплательщиком, непредставленной, и соответствующие правовые последствия совершения указанных действий для такого лица.

В настоящем споре налоговые декларации поданы не самим налогоплательщиком, а иным лицом, что установлено судами трех инстанций и по существу признано налоговым органом. Следовательно, ссылки на отсутствие у налогового органа технической возможности, равно как и установленного регламента по удалению из системы недостоверных сведений, не могли служить основанием для отказа обществу в восстановлении его нарушенных прав в сфере публичных налоговых правоотношений.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия ВС РФ считает, что оспариваемые судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене в части отказа в удовлетворении заявленного обществом требования, как принятые при существенном нарушении норм материального и процессуального права. Дело в отмененной части подлежит направлению на новое рассмотрение. Суду при новом рассмотрении дела необходимо рассмотреть по существу заявленные обществом требования, в удовлетворении которых было отказано, и принять решение, обеспечив реальное восстановление нарушенных прав налогоплательщика. Соответственно, с учетом результата рассмотрения требований суду следует решить вопрос о возмещении заявителю расходов по уплате государственной пошлины (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 19 августа 2022 г. № 306-ЭС22-7274).

ГАРАНТ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 14.11.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.

    Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе

  • 21.02.2018  

    Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.

  • 07.12.2016  

    Когда налогоплательщик обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговая Декларация. Внесение изменений в налоговую декларацию
  • 19.07.2023  

    Налогоплательщик указывал на неотражение в карточке расчетов с бюджетом данных уточненной налоговой декларации по НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку декларация подана за пределами трехлетнего срока, наличие объективных препятствий для своевременной подачи уточненной налоговой декларации не доказано.

  • 23.08.2017  

    Суд правильно указал на отсутствие у инспекции права отказать в принятии налоговой декларации, поданной в установленной форме. Подача уточненной налоговой декларации в период проведения и после окончания выездной налоговой, так же, как и после принятия решения по результатам такой проверки, не запрещены. Налогоплательщик не ограничен сроком на представление уточненной налоговой декларации, в том числе и в случае, когда по ре

  • 16.11.2016  

    Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.


Вся судебная практика по этой теме »