Аналитика / Налогообложение / Антикризисные изменения Налогового кодекса
Антикризисные изменения Налогового кодекса
26.03.2022 подписан Федеральный закон № 67‑ФЗ о внесении в ч. I и II НК РФ изменений, направленных на реализацию первоочередных антикризисных мер поддержки налогоплательщиков в условиях введения иностранными государствами санкций в отношении российских лиц. Рассмотрим поправки, касающиеся непосредственно НДС
19.04.2022Туриндустрия и гостиничный бизнес: льготы по НДС
Перечень операций, облагаемых нулевой налоговой ставкой, дополнен – в п. 1 ст. 164 НК РФ введены пп. 18 и 19.
В первом (пп. 18) говорится об услугах по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристской индустрии, введенных в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 01.01.2022 и включенных в реестр объектов туристской индустрии.
К сведению
Порядок ведения реестра объектов туристской индустрии утверждается Правительством РФ (абз. 1 пп. 18 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Налогоплательщики, оказывающие услуги в названной отрасли, вправе применять ставку НДС 0 % до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).
В подпункте 19 п. 1 ст. 164 НК РФ названы услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения. Эта норма введена на пять лет: она будет применяться по 30.06.2027 включительно.
Но если в оказании таких услуг задействованы объекты туриндустрии из правительственного перечня (см. абз. 1 пп. 18 п. 1 ст. 164 НК РФ), то нулевая ставка применяется до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции). Это следует из абз. 2 (здесь есть оговорка: если иное не установлено абзацем третьим настоящего подпункта) и, соответственно, абз. 3 пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Таким образом, некоторые применяющие традиционную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели из туристического и гостиничного бизнеса смогут применять нулевую ставку НДС. При нулевом «исходящем» НДС они смогут заявлять вычет «входящего» налога и возмещать его. Для этого нужно подтвердить льготную ставку и вычеты.
С указанной целью законодатель скорректировал ст. 165 НК РФ, дополнив ее п. 5.4 и 5.5.
Так, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % и налоговых вычетов по услугам аренды или пользования на ином праве объектов туристской индустрии (пп. 18 п. 1 ст. 164 НК РФ) в налоговые органы представляются (п. 5.4 ст. 165 НК РФ):
документ (его копия), подтверждающий ввод объекта туристской индустрии в эксплуатацию (в том числе после реконструкции);
договор (копия договора) на оказание услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объекта туристской индустрии.
Налогоплательщики гостиничного бизнеса, реализующие услуги, предусмотренные пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, подтверждают нулевую ставку и налоговые вычеты путем представления в инспекцию отчета о доходах от оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания (абз. 1 п. 5.5 ст. 165 НК РФ).
Налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии (абз. 3 пп. 16 п. 1 ст. 164 НК РФ), для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % и вычетов в налоговые органы также представляют документ (его копию), подтверждающий ввод объекта туристской индустрии в эксплуатацию (в том числе после реконструкции). Об этом сказано в абз. 1 п. 5.5 ст. 165 НК РФ.
В целях гл. 21 НК РФ моментом определения налоговой базы при реализации услуг, предусмотренных пп. 18 и 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, является последнее число каждого налогового периода. Это следует из нового п. 9.3, которым дополнена ст. 167 НК РФ.
Обратите внимание
Оба рассмотренных новшества начнут действовать с 01.07.2022, что следует из ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 67‑ФЗ.
Дополнительная возможность применения заявительного порядка возмещения НДС
В силу ст. 176.1 НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в декларации по НДС, до завершения проводимой в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Условия, при наличии которых плательщику НДС может быть предоставлено такое право, перечислены в п. 2 ст. 176.1 НК РФ. В этот список введен новый пп. 8.
Дополнительная возможность применения заявительного порядка возмещения НДС предусмотрена на 2022 и 2023 годы. Воспользоваться им смогут налогоплательщики, в отношении которых на дату представления заявления о применении такого порядка одновременно соблюдаются следующие требования:
- налогоплательщик не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
- в отношении налогоплательщика не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).
Положения пп. 8 п. 2 ст. 176.1 НК РФ применяются с учетом особенностей, установленных п. 2.2 ст. 176.1 НК РФ. В частности, указанные налогоплательщики вправе применить заявительный порядок к сумме НДС, не превышающей совокупную сумму налогов и страховых взносов, уплаченную налогоплательщиком за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения, без представления банковской гарантии или поручительства, предусмотренных пп. 2 и 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ.
Обратите внимание
Налоги в связи с перемещением товаров через границу и налоги, уплаченные налоговым агентом, в расчете не учитываются.
Если НДС к возмещению больше лимитированной суммы, указанные налогоплательщики вправе рассчитывать на применение заявительного порядка возмещения в части такого превышения при представлении действующей банковской гарантии или поручительства, предусмотренных пп. 2 и 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ.
К сведению
В случае если у налогового органа имеются сведения, указывающие на возможное нарушение заявителем порядка возмещения налога в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, связанное с исчислением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (в том числе за предыдущие налоговые периоды), руководитель (заместитель руководителя налогового органа) вправе отказать в возмещении НДС в заявительном порядке.
Для такого решения инспекторам отведен срок – в течение пяти дней со дня подачи налогоплательщиком заявления о применении заявительного порядка возмещения налога (абз. 1 п. 8 ст. 176.1 НК РФ). Указание на это дано в новом абз. 2 п. 8 ст. 176.1 НК РФ.
Статья 176.1 НК РФ с рассмотренными изменениями вступила в силу со дня официального опубликования Федерального закона № 67‑ФЗ (см. ч. 1 ст. 5 закона), – 26.03.2022.
НДС: проблемы и решения, №4, 2022 год
Темы: НДС  Изменения в налоговом законодательстве  
- 22.04.2024 В РФ упростили подтверждение права на обнуление НДС при экспорте товаров и услуг
- 18.04.2024 Заявление на ускоренное возмещение НДС будет сдаваться по новой форме
- 17.04.2024 В Уфе директора «Стройиндустрии» будут судить за неуплату НДС на 122 млн
- 25.04.2024 Путин назвал донастройку налоговой системы шагом к улучшению инвестклимата
- 23.04.2024 В Якутии приняли поправки в закон о налоговой политике
- 03.04.2024 Мишустин: налоговая реформа поможет снизить неравенство в обществе
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 25.04.2024 АКРА оценила эффект для бюджета РФ от налоговой реформы
- 14.02.2024 Президент РФ одобрил налоговые изменения по ПИФам и замещающим облигациям
- 29.12.2023 Какие налоговые изменения в сфере недвижимости ожидаются в 2024 году
- 12.05.2024
Обществу доначислены
НДС, штраф и пени в связи с тем, что им была создана видимость осуществления деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, спорные контрагенты были использованы исключительно с целью минимизации налоговых обязательств общества путем злоупотребления правом на использование контрагентами специального налогового режима (УСНО).Итог: требование удовлетворено в связи с недоказанностью на
- 12.05.2024
Налоговый орган
в ходе проверки пришел к выводу, что общество неправомерно применило вычеты по НДС и включило в состав расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, затраты на основании документов, составленных от имени контрагентов, в отсутствие реальных хозяйственных операций.Итог: в удовлетворении требования отказано в связи с созданием обществом фиктивного документооборота по приобретению у спор
- 12.05.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени в связи с неправомерным применением обществом налоговых вычетов по НДС по хозяйственным операциям с контрагентами, поскольку, по мнению налогового органа, основной целью общества при заключении сделок являлось не получение доходов от результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: в удовлетворении требования отказано,
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 07.05.2024 Письмо Минфина России от 17 января 17.01.2024 г. № 03-07-14/2891
- 03.05.2024 Письмо Минфина России от 29.02.2024 г. № 03-07-11/18515
- 27.04.2024 Письмо Минфина России от 20.03.2024 г. № 03-07-07/24797
- 15.04.2024 Письмо Минфина России от 11.01.2024 г. № 03-04-05/1108
- 04.04.2024 Письмо ФНС России от 29.03.2024 г. № СД-17-2/917@
- 07.03.2024 Письмо Минфина России от 05.06.2023 г. № 03-15-05/51680
Комментарии