Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Услуги для иностранной компании – как правильно выставить счет-фактуру?

Услуги для иностранной компании – как правильно выставить счет-фактуру?

Документальным подтверждением места оказания услуг являются контракт и документы, подтверждающие факт оказания услуг

01.12.2017
Автор: Ткач Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, оказывает информационно-консультационные услуги по работе с программным обеспечением. Организация собирается оказать информационную услугу литовской организации (покупатель находится на территории Литвы).

НДС организация с данной продажи не уплачивает.

1. Как необходимо в данном случае выставить счет - с НДС "0" или без НДС?

2. Какие справки необходимо представить в налоговую инспекцию?

3. Нужно ли что-то подтверждать в налоговой инспекции?

4. Необходимо ли иностранному покупателю (резиденту Литвы) удерживать налог, взимаемый в соответствии с законодательством Литвы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Поскольку местом реализации информационно-консультационных услуг, оказанных покупателю - иностранной организации, зарегистрированному на территории Литвы, территория РФ не признается, то и реализация указанных услуг не является объектом обложения НДС в соответствии с положениями НК РФ.

В связи с этим организация-исполнитель оформляет документы, в том числе и счета, без указания НДС; при этом счет-фактура не составляется.

Документальным подтверждением места оказания услуг являются контракт с покупателем - иностранной организацией и документы, подтверждающие факт оказания услуг.

Кроме этого, о факте оказания услуг, местом реализации которых не признается территория РФ, организация уведомляет налоговый орган путем заполнения раздела 7 в составе декларации по НДС.

При этом доходы, полученные российской организацией от оказания информационно-консультационных услуг резиденту Литвы, подлежат обложению налогом на прибыль только на территории РФ. В силу положений действующего Соглашения иностранный покупатель (резидент Литвы) не должен удерживать налог, взимаемый в соответствии законодательством Литвы.

Обоснование вывода:

Для начала отметим, что статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над соответствующими нормами НК РФ.

В настоящее время между РФ и Литовской Республикой (далее - Литва) действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 29 июня 1999 г.) (далее - Соглашение).

Соглашение не регламентирует порядок взимания косвенных налогов по операциям между резидентами РФ и Литвы, поэтому в целях обложения реализации рассматриваемых услуг НДС российской организации следует руководствоваться только нормами НК РФ.

Так, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация услуг на территории РФ. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ, в соответствии с пп. 4 п. 1 которой местом оказания услуг, перечисленных в данном подпункте, признается территория РФ, только если покупатель таких услуг осуществляет деятельность в России. При этом, местом оказания услуг не признается территория РФ, если покупатель услуг, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации (пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Таким образом, для того, чтобы оказание российской организацией услуг иностранной компании не облагалось НДС, должны одновременно выполняться два условия:

- организацией оказаны услуги, поименованные в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ;

- покупатель услуг не осуществляет деятельность на территории РФ.

В рассматриваемой ситуации услуги оказываются иностранной организации, не осуществляющей свою деятельность на территории РФ.

Отметим, что информационно-консультационные услуги по работе с программным обеспечением прямо не поименованы в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. В то же время в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ указаны, в частности, следующие услуги, которые по своей сути наиболее близки к анализируемым:

- услуги (выполнение работ) по адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;

- консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.

Необходимо учитывать, что в случае, если организацией оказывается несколько видов услуг и реализация одних услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других услуг, местом реализации вспомогательных услуг признается место реализации основных услуг (п. 3 ст. 148 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России 21.07.2014 N 03-07-08/35579).

Услуги по технической поддержке, доработке программного обеспечения, его модификации, адаптации, сопровождению, инсталляции (и прочие) программного обеспечения, а также информационные, технические, сервисные и иные услуги, оказываемые в связи с реализацией прав, обновление, техническую поддержку ПО подлежат обложению НДС на территории РФ, только если покупатель зарегистрирован в РФ (пп. 1 и 2 ст. 161, абзац пятый пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ) (письма Минфина России от 12.01.2009 N 03-07-05/01, от 02.06.2008 N 03-07-08/134, от 21.02.2008 N 03-07-08/36, от 15.01.2008 N 03-07-08/07, УФНС России по г. Москве от 30.03.2012 N 16-15/27670, от 10.03.2009 N 16-15/020629, от 11.08.2008 N 19-11/75222).

В рассматриваемой ситуации российской организацией оказываются консультационные услуги иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории РФ. То есть фактическим покупателем информационно-консультационных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная организация, в связи с чем местом реализации указанных работ территория РФ не признается и, соответственно, такие работы НДС в России не облагаются (письма Минфина России от 30.05.2017 N 03-07-08/33135, от 15.07.2013 N 03-07-08/27581, от 09.04.2013 N 03-07-08/11612, от 17.12.2010 N 03-07-08/367).

В связи с этим, организация-исполнитель оформляет документы, в том числе и счета, без НДС. Обратите внимание, что при осуществлении операций, по которым отсутствует объект обложения НДС, счет-фактура не составляется (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Документальное подтверждение

Нормами п. 4 ст. 148 НК РФ установлен перечень документов, подтверждающих место оказания услуг в рассматриваемой ситуации. Помимо контракта, в данный перечень включены документы, подтверждающие факт оказания услуг. В качестве таких документов можно назвать акты (иные документы), отражающие конкретные вопросы (расшифровки), по которым оказаны консультационные услуги.

Решение вопроса о том, будет ли местом реализации таких услуг признана территория РФ или нет, в рассматриваемом случае зависит от характера таких услуг, который определяется содержанием договора, заключенного между российской организацией и иностранной компанией. Поэтому для того чтобы избежать возможных споров с представителями налоговых органов, следует детально проработать характеристики услуг, названных в контракте (иных документах), чтобы привести их наименования в максимальное соответствие с нормами НК РФ, что позволило бы применить нормы пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ.

Данные о реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ в соответствии со ст.ст. 147, 148 НК РФ российская организация указывает в Разделе 7 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее также - Декларация) (п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@). При этом рассматриваемые операции указываются с кодом 1010812 "Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации".

Отметим, что информация, отражаемая налогоплательщиком в разделе 7 Декларации, является справочной и не учитывается при определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (возмещению из бюджета).

Удержание иных налогов

В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль российской организации от предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории Литвы (в том числе в виде оказания информационно-консультационных услуг резиденту Литвы), подлежит обложению налогом на прибыль только на территории РФ (то есть в соответствии с нормами НК РФ), если только российская организация не осуществляет предпринимательскую деятельность в Литве через находящееся там постоянное представительство.

То есть из дохода, выплачиваемого российской организации, литовская компания не должна удерживать иностранный налог на прибыль.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами. Расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 311 НК РФ).

В случае, если литовская организация все же удержит из доходов российской организации налог на прибыль, сумму удержанного налога можно зачесть при уплате российской организацией налога на прибыль в РФ в порядке, установленном п. 3 ст. 311 НК РФ.

Порядок удержания иных налогов (не указанных в Соглашении) из сумм, выплачиваемых российской организации за оказываемые ею резиденту Литвы информационно-консультационные услуги, регулируется законодательством, применяемым на территории Литвы.

Отметим, что Россия не является членом Европейского Союза, а потому не применяет положения Директивы Совета Европейского Союза 2006/112/ЕС от 28.11.2006 об общей системе налога на добавленную стоимость, которые может применять контрагент из Литвы.

Отметим, что Глава 21 НК РФ не содержит норм, аналогичных установленным п. 3 ст. 311 НК РФ. Суммы НДС, удержанные контрагентами в соответствии с требованиями иностранного законодательства, вычету при исчислении суммы налоговых обязательств по НДС в соответствии с требованиями НК РФ не подлежат.

К сведению:

Суммы НДС по работам (услугам), приобретенным для оказания иностранным лицам рекламных, маркетинговых и консультационных услуг, учитываются в стоимости этих работ (услуг) и могут включаться в затраты для целей налогообложения налогом на прибыль организаций при условии соответствия их требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованности и документальное подтверждение).

ГАРАНТ

Разместить:
Константин
13 мая 2018 г. в 11:11

Большое спасибо за подробные разъяснения с указанием источников!

Илья
6 января 2019 г. в 21:54

Ольга, благодарю за столь развёрнутую и понятную статью. В данном случае речь идет, как я понимаю, об ООО на ОСН. У меня ИП УСН 6% (Доход). Хочу оказать услугу рекламы в Интернете для организации из ЕС. Подскажите пожалуйста, что в моём случае меняется? Я читал, что для ИП УСН Соглашение об избежании двойного налогообложения не действует. Но я, как ИП на УСН освобожден от обязанности уплаты НДС. Иными словами:

а) Должен ли я на территории РФ платить НДС?

б) Должен ли я в стране заказчика рекламы (Греция) платить какие-то налоги (НДС, налог на прибыль)?

в) Либо сам заказчик обязан удержать из моей прибыли сумму налогов в бюджет своей страны?

Спасибо!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 22.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени, сделав вывод о наличии признаков недобросовестности в действиях налогоплательщика и его контрагентов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено создание налогоплательщиком формального документооборота с контрагентами, обязательства по грузоперевозкам контрагентами не исполнены, включение налогоплательщиком в состав налоговых вычетов п

  • 22.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик не осуществлял реальных хозяйственных операций со спорными контрагентами, а лишь создал формальный документооборот с целью получения необоснованной налоговой экономии.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку спорные контрагенты являлись самостоятельными действующими юридическими лицами, реальность хозяйственных о

  • 22.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что контрагенты налогоплательщика являются недобросовестными налогоплательщиками, реальность хозяйственных операций налогоплательщиком не подтверждена.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что в действительности хозяйственные операции спорными контрагентами не осуществлялись и не могли ос


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 19.05.2024  

    Налоговый орган начислил НДС, указывая на создание обществом фиктивного документооборота с участием контрагентов в отсутствие реальности сделок с целью применения вычета по налогу.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено, что действия общества были направлены исключительно на минимизацию налоговых обязательств по НДС.

  • 15.05.2024  

    Обществу начислены НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с нереальностью сделок с контрагентами и созданием искусственного документооборота в целях завышения расходов при исчислении налога на прибыль и вычетов по НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказаны искажение обществом сведений о фактах хозяйственной деятельности, подлежащих отражению в налоговом, бухгалтерском учете и н

  • 12.05.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, пени в связи с неправомерным применением обществом налоговых вычетов по НДС по хозяйственным операциям с контрагентами, поскольку, по мнению налогового органа, основной целью общества при заключении сделок являлось не получение доходов от результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.

    Итог: в удовлетворении требования отказано,


Вся судебная практика по этой теме »