Аналитика / Налогообложение / Нормируем расход автомобильного топлива для легковушек
Нормируем расход автомобильного топлива для легковушек
Если у организации есть автомобиль, но автотранспортной она не является, то для целей налогообложения и бухгалтерского учета израсходованных ГСМ каких-либо ограничительных нормативов нет. Поэтому затраты на ГСМ плательщики налога на прибыль могут списывать исходя из фактического расхода <1>
28.04.2016Журнал «Главная Книга»Однако многие приходят к тому, что подобные нормативы нужны прежде всего для себя - чтобы понимать, сколько реально тратится бензина на деловые поездки, а что «сгорает» в угоду каким-то иным целям водителей. Да и экономическую обоснованность расходов на топливо при общении с проверяющими проще подтвердить с помощью нормативов.
Мы посмотрим, как установить нормативы расходов на бензин для легковых автомобилей с учетом изменений, внесенных прошлым летом Минтрансом в Методические рекомендации.
Примечание. Упрощенцы на «доходно-расходной» УСН списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производство) <2>.
Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованны <3>. Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.
Разрабатываем топливные нормы
Сначала лучше определить базовую норму расхода топлива для конкретного автомобиля. А затем в зависимости от условий эксплуатации автомобиля применять те или иные корректирующие/поправочные коэффициенты.
ШАГ 1. Определяем базовую норму
Для этого есть несколько способов:
<или> по минтрансовским нормативам <4>;
<или> исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль;
<или> на основании самостоятельных контрольных замеров.
ШАГ 2. Устанавливаем коэффициенты/надбавки
В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса. Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.
Учтите, что если вы установили нормы расхода топлива и применяемые коэффициенты по минтрансовским Рекомендациям в 2015 г. или ранее, то их можно пересмотреть, поскольку летом 2015 г. Минтранс внес изменения в свои Рекомендации. В частности, увеличились некоторые повышающие коэффициенты, причем существенно.
Мы посмотрим наиболее востребованные коэффициенты:
- «городской» - зависит от численности населения в населенном пункте. К примеру, при численности свыше 5 млн человек возможно применение коэффициента до 35% включительно <5>, от 1 до 5 млн человек - до 25%;
- «возрастной» - к примеру, для автомобилей старше 5 лет или с пробегом более 100 тыс. км можно применить коэффициент до 5%;
- «зимний» - может составлять от 5 до 20% в зависимости от климатического района <6>. Так, в Москве и Московской области срок действия зимних надбавок - с 1 ноября по 31 марта (5 месяцев). Предельный зимний коэффициент - 10%;
- коэффициент для кондиционера - до 7%, такой же коэффициент предусмотрен и при использовании системы «климат-контроль»;
- чрезвычайные погодные коэффициенты - к примеру, при сильном снегопаде и гололедице можно использовать коэффициент до 35%;
- коэффициенты за сложность - например, можно применить повышающий коэффициент для поездок с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, опасных грузов, грузов в стекле и т. п.) в диапазоне: 20-40 км/ч - до 15%, со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.
ШАГ 3. Считаем итоговую (рабочую) норму
Для этого надо взять базовую норму и учесть применяемые коэффициенты. Если их несколько, то надо их суммировать.
Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно. К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период.
Применяем утвержденные нормы в работе
Нормативный расход ГСМ можно посчитать как произведение рабочей нормы расхода топлива и пробега автомобиля.
Когда реальный расход не превышает установленный в организации норматив - вопросов нет, бухгалтерия учитывает в расходах стоимость израсходованных литров топлива. Если потрачено незначительно больше, чем рассчитано по нормативу, по решению руководства затраты на израсходованное топливо также могут быть учтены бухгалтерией без каких-либо дополнительных расследований.
Однако если превышение более существенное, имеет смысл разобраться в причинах.
* * *
Если топливные расходы в вашей организации стабильно не вписываются в утвержденные нормативы, причем у разных водителей, это повод их пересмотреть. Задумайтесь над причинами.
Возможно, вы не применяете повышающие коэффициенты, которые нужно использовать в тех условиях, в которых ваши автомобили реально работают.
--------------------------------
<1> подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письма Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12
<2> подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
<3> п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ; Письмо Минфина от 23.12.2009 № 03-11-09/413
<4> Методические рекомендации, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее - Методические рекомендации); Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12
<5> п. 5 Методических рекомендаций
<6> приложение № 2 к Методическим рекомендациям
Темы: Транспортные расходы  
- 05.09.2017 Компания вправе принять в состав расходов компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля
- 17.02.2014 Наличие ТТН является необходимым условием для принятия расходов, связанных с перевозкой грузов
- 30.09.2013 Путевые листы, как подтверждение расходов на ГСМ, обязательны не для всех организаций
- 14.02.2014 Учет транспортных расходов по доставке некачественного товара: мнение специалистов
- 03.12.2013 Компенсации за использование личного авто сотрудника
- 20.09.2013 Нормирование расходов по ГСМ
- 19.01.2024 Письмо Минфина России от 30.11.2023 г. № 03-03-06/1/115223
- 29.11.2023 Письмо Минфина России от 14.11.2023 г. № 03-08-05/108523
- 09.11.2023 Письмо Минфина России от 24.10.2023 г. № 03-03-06/1/100966
Комментарии