В Минфине рассказали, как новый закон о бухучете изменит обязанности и ответственность главбуха
С начала следующего года начнет действовать новый Федеральный закон о бухгалтерском учете (от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). К чему готовиться, рассказал начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента Минфина России Игорь Сухарев
05.05.2012журнал «Главбух»— Новый закон о бухучете не обязывает главного бухгалтера подписывать отчетность компании. Значит ли это, что главбух не будет нести ответственности за финансовые решения?
— Действительно, по новому закону о бухучете подпись главного бухгалтера на отчетности не обязательна. В статье 7 сказано, что руководитель отвечает за ведение учета и хранение бухгалтерских документов.
Но составление отчетности входит в должностные обязанности бухгалтера, работающего в компании. Поэтому он несет ответственность за достоверность этих данных. В этом смысле его подпись играет такую же роль, как подпись любого другого сотрудника на документе, подготовленном им при исполнении должностных обязанностей.
— Если бухгалтер не согласен с «опасными» требованиями руководства, нужно ли ему заручиться письменным распоряжением директора?
— Да, нужно. В части 8 статьи 7 нового закона прямо сказано, что в случае разногласий главбух принимает данные к учету по письменному распоряжению руководителя. И директор уже единолично несет ответственность за эти действия.
— По новому закону о бухучете претендент на должность главного бухгалтера должен отвечать определенным требованиям. Что будет, если главбух им не соответствует?
— Начнем с того, что специальные требования предъявляются не ко всем бухгалтерам. Они касаются только главбухов ОАО, страховых компаний, пенсионных фондов и других видов организаций, перечисленных в пункте 4 статьи 7 закона. Требования довольно простые. Это высшее профессиональное образование, отсутствие судимости за экономические преступления, стаж работы по специальности не менее 3 лет (или не менее 5 лет, если образование непрофильное).
Что касается ответственности за нарушение требований к главбухам, то закон о бухучете ее не устанавливает. Ответственность является предметом других отраслей законодательства, и поэтому нормы о ней нужно смотреть в других законах.
В то же время у большинства из тех организаций, которые перечислены в пункте 4 статьи 7, есть надзорные органы. Они контролируют соблюдение этими компаниями норм законодательства. И у них есть инструменты воздействия.
— По новому закону компании на «упрощенке» должны вести бухучет в полном объеме. С чем связано такое решение чиновников?
— Сейчас закон просто привели в соответствие с остальным законодательством. До этого норма об освобождении от бухучета малого бизнеса с юридической точки зрения была мертвой.
Например, Гражданский кодекс РФ, законы об ООО и АО требуют вести бухгалтерский учет. И эти правила не зависят от применяемой системы налогообложения. Чтобы освободить организации от бухгалтерского учета, необходимо менять все такие федеральные законы.
Другое дело индивидуальные предприниматели. В новом законе сказано, что они освобождаются от бухучета, если ведут хоть какой-то учет в соответствии с требованиями налогового законодательства. Например, доходов и расходов.
— С января 2013 года можно будет не использовать унифицированные формы «первички». Есть ли какие-либо требования к собственным формам первичной документации?
— Этому полностью посвящена статья 9 нового закона. В ней есть перечень реквизитов, которые должны присутствовать в первичном документе.
Это название организации, дата составления документа, подписи уполномоченных лиц и другие.
В электронной «первичке» также должны быть обязательные реквизиты, перечисленные в статье 9. Обращаю внимание, что закон о бухучете не устанавливает вид электронной подписи. Соответственно, если другими законодательными актами не установлено иное, то это может быть и простая электронно-цифровая подпись.
— Нужно ли утверждать собственные шаблоны форм первичных документов?
— Думаю, типовые формы, которые постоянно используют в деятельности, нужно утвердить. Но, конечно, предусмотреть все формы, особенно внешние, невозможно. Например, акт приемки-передачи. Его подписывают две стороны. И очень маловероятно, что у обеих компаний будет одинаковый шаблон. В этом случае фактом утверждения формы будет подпись на акте.
— В новом законе есть перечень обязательных реквизитов для регистров бухучета. Как их утверждать и вести?
— Перечень реквизитов дан в пункте 4 статьи 10 нового закона. В целом они очень похожи на реквизиты первичных документов. Но здесь уже четко сказано, что регистры должен утверждать руководитель. Их можно формировать как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В последнем случае обязательно заверять цифровой подписью.
Коротко о важном
— Отвечает ли главбух за достоверность отчетности?
— Да.
— Кто сможет не вести бухучет?
— Индивидуальные предприниматели.
Темы: Бухгалтерский учет и аудит  
- 04.09.2017 Кассовые операции по новым правилам (изменения в подотчете)
- 01.04.2014 Изменения под контролем – новые возможности функции «Документы на контроле» в системе КонсультантПлюс
- 18.09.2013 Универсальную электронную карту теперь можно получить в Нижнем Новгороде
- 02.11.2023 Ведение налогового учета на забалансовом счете не предусмотрено
- 19.07.2023 Районный коэффициент по регионам России в 2023 году
- 12.09.2022 Путевки для сотрудников за счет ФСС и порядок бухучета
- 23.04.2024 Письмо Минфина России от 06.02.2024 г. № 07-01-07/9455
- 12.03.2024 Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 07-01-10/195
- 12.03.2024 Письмо Минфина России от 14.02.2024 г. № 07-01-09/12651
Комментарии