Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Последние дни однодневок?

Последние дни однодневок?

Президент Дмитрий Медведев потребовал разработать закон о фирмах-однодневках к 1 февраля, это одна из мер нового витка кампании по борьбе с коррупцией. При этом ответственность ждет не только тех, кто использует фирмы-однодневки, но и тех, кто предоставляет для их открытия паспорта

24.01.2011
Российский налоговый портал

Как мы уже писали, наказание будет назначено в том случае, если при регистрации юрлиц и ИП подаются документы без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность. Наказывать можно будет всех: руководителей и учредителей фирмы-однодневки, руководство компании-учредителя и др. Штрафы составят от 500 тыс. до 1 млн рублей или размер дохода осужденного за период до 3 лет. Лишить свободы могут сроком до 6 лет без права занимать «определенные должности или заниматься определенной деятельностью» до трех лет. Если те же деяния совершаются с использованием служебного положения или извлекается доход в крупном размере, то срок лишения свободы может вырасти до 8 лет со штрафом до 1 млн руб.

Есть в новой статье еще один пункт: фиктивное участие в деятельности юридического лица. За это Минюст предлагает штрафовать на сумму от 300 000 до 500 000 руб. или лишать свободы на срок до трех лет.

Брызгалин Аркадий
Брызгалин Аркадий
24 января 2011 г. в 13:28

Группа компаний «Налоги и финансовое право», Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право»

Отношение к новой идее отрицательное.

Во-первых, вообще, что это за привычка на Руси начинать бороться с каким-либо негативным явлением с введением новой уголовной ответственности в УК РФ? Мне кажется, современный уголовно-правовой инструментарий и в настоящее время вполне позволяет правоохранительным органам бороться с фирмами-однодневками.

Во-вторых, с однодневками можно (да и нужно) бороться другими методами, например: повышение размера уставного капитала, ужесточение правил регистрации и, особенно, ликвидации (по принципу "вход рубль, выход два"), предоставление стимулов и льгот не новым, а уже работающим компаниям (чтобы было не выгодно одну фирму бросать, а другую начинать и так до бесконечности) и т.д. К каждой фирме милиционера не представишь.

В-третьих, уж больно непонятен состав у нового преступления. Что значит "создание без намерения осуществлять деятельность". А если передумал, а если не получилось, а если создаешь компанию, чтобы обезопасить актив (в России - это сплошь и рядом)? Как это все будет доказываться, кого будут привлекать? И странно как-то, компанию по борьбе с коррупцией началась с массовых арестов бомжей... Это у нас бомжи главные помощники коррупционеров?

Если новый закон будет принят, что очень вероятно, то, с одной стороны, конечно, на первых порах количество новых регистраций фирм-однодневок сократится (некоторые просто уйдут из этого бизнеса, а другие повысят цены, что также сделает этот бизнес менее привлекательным). То есть, проблема чуть-чуть количественно изменится, но не решится. Но, с другой стороны, у государства появится новый повод для того, что бы еще жестче "прихватить бизнес". Иными словами проблему новый закон не решит, а вот, что пострадают невиновные, я предчувствую.

Кандауров Дмитрий
Кандауров Дмитрий
24 января 2011 г. в 17:42

ООО, старший юрист

Не понятно, почему наш президент решил выпустить подобный проект. Само по себе существование фирм-однодневок не несет никаких отрицательных последствий для экономики. Не понятно также, что подразумевается под однодневками. Придумали такое унизительное понятие, а сути его не растолковали. Если говорить об организациях, создаваемых на короткий срок, то это не всегда плохо и аморально. Например, организация занимается производством, стоит на упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы». У этой организации меняется направление производства. Ей надо временно открыть точку сбыта своей продукции через собственную розничную сеть. Продавать через посредников не выгодно – надо платить посредникам, продавать через существующую организацию, которая на УСН, тоже плохо – надо вести двойной учет по УСН и ЕНВД. Значит, проще создать временную торговую организацию с ЕНВД. Или этой производственной организации понадобилось оказать кому-то разовую услугу на хорошую сумму денег. А, как известно, для услуг не выгодно иметь УСН «доходы минус расходы». Создается для оказания этой разовой услуги организация с УСН «только доходы», а потом закрывается. Тоже «однодневка». Но кому от этого плохо?

Судя по разговорам, под однодневками понимаются организации, которые создаются, но не осуществляют никакой деятельности. А кто из предпринимателей не сталкивался с такой ситуацией, когда образованная и купленная организация не может начать деятельность из-за того, что неправильно рассчитала ситуацию. А как быть с нестабильностью экономики?

Получается, наказывать можно будет только тех, кто преднамеренно создавал организацию, которая не будет осуществлять деятельность. Значит опять нашим следователем, также как и в большинстве случаев налоговых преступлений, придется столкнуться с новой патовой ситуацией, когда невозможно будет доказать умысел и привлечь к ответственности.

Кроме того, случаи рейдерства и налоговых махинаций, как показывает мировая практика, не устраняются насильственными действиями государственной власти. Наоборот, насильственные действия государства влекут только большую напряженность взаимоотношений бизнеса и государства и повальный рост теневой экономики. Бороться с мошенниками надо, но упор лучше делать на поощрение «послушных», чем на ужесточение наказания.

Щербакова Людмила
Щербакова Людмила
24 января 2011 г. в 17:43

ООО "АкадемБухСервис", директор

Странно видеть такой законопроект-пустышку. Как чиновники будут определять, что фирма создается без намерения вести деятельность, как будут вычислять такие фирмы? Каждую фирму все равно не проверишь. Или налоговая будет следить, через какие фирмы проходят большие суммы денег, и их проверять? В общем, масса не понятного, похоже на популизм.

Лахин Василий
Лахин Василий
24 января 2011 г. в 17:44

Межрайонная инспекция ФНС России №10 по Воронежской области, начальник юридического отдела

В настоящее время органы власти по-прежнему демонстрируют образцовые примеры для бизнес-сообщества, как безнаказанно можно порождать фирмы-однодневки с наглой откровенностью и особенным размахом и смело уходить от налогообложения. Как говорится, «петух не делает утра, но он будит». Поэтому-то предпринимательское сообщество пробует все новации законодательства применительно к себе по образу и подобию других.

Законодательно ограничить правоспособность физических лиц в этой сфере очень сложно, можно сказать более – практически невозможно. Причину можно назвать одну и её вполне достаточно - отсутствие понятийного аппарата по данной проблематике.

Так, коммерческая фирма зарегистрирована по одному адресу, а местонахождение офиса – по другому. Бизнес всегда является мобильным, это является нормой и ничего нового законодателю здесь не установить.

Далее. Что означает регистрация без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность? Это субъективная сторона правоотношения, она не может быть законодательно закреплена во всех миллионных житейских случаях, намерение - было оно или не было - может быть оценено только в судебном порядке. Например, трудно себе представить, как разработчики законопроекта установят норму права, что подача продолжительное время нулевых деклараций является отсутствием намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

Далее. Никто не вправе запретить гражданину или группе граждан сегодня закрыть одну юридическую фирму и открыть новую. Опять-таки здесь затрагиваются все социальные права граждан: на труд, на свободу выбора профессии или рода занятий, свободу передвижений.

Точно также сложно законодательно обозначить фиктивность участия гражданина в деятельности юридического лица и тем еще сложнее – у индивидуального предпринимателя!

Предполагаем, что законопроект будет очень абстрактным, малоэффективным, и не остановит процессов создания фирм – однодневок в целях оптимизации налогообложения.

У нас всё по-старому: и дело будто делаем, а всё на месте стоим.

Плахотнюк Вячеслав
Плахотнюк Вячеслав
24 января 2011 г. в 17:44

Независмый эксперт в сфере публичного права. www.plakhotnyuk.ru, адвокат

Я против такого закона. «Однодневка» - это ярлык. Гражданский кодекс допускает создание юридических лиц на определенный срок или для достижения определенной цели. Каждый должен выполнять честно ту работу, которая ему поручена: нотариус, налоговый орган, банк, Росфинмониторинг, миграционная служба, милиция. У них достаточно полномочий чтобы отличать трупы от живых граждан, а действительные паспорта от недействительных. Штрафовать бездомных и находящихся в глубокой нужде людей глупо. У них кроме паспорта ничего и так нет. Президент признает, что в системе госзаказа ежегодно «распиливается» до 1 триллиона рублей. Это серьезная статья доходов для тысяч семей политиков и чиновников. А еще есть взятки в правоохранительной системе, коробки «из-под ксерокса» с долларами и евро в период избирательных кампаний. Должны же эти деньги где-то обналичиваться. Спрос на однодневки формирует, таким образом, само государство и противостоит оно тут само себе. Не надо ни с кем и ни с чем бороться. Борьба это трата государственных денег на обслуживание запросов борцов, за которыми тоже не плохо бы приглядывать. Законодательный спам 500 законов/сессия ГД вреден для здоровья самого государства. Можно предложить для начала ввести в действие отвергнутую ранее Госдумой статью 20 Конвенции ООН против коррупции, а также отказаться от «черных» и «серых» схем финансирования политических партий и избирательных кампаний, разного рода паровозов, технических кандидатов и списков кандидатов (политических однодневок). Компетентные и эффективные чиновники должны получать много и не иметь причин участвовать в опасных для свободы коррупционных схемах.

Константин
8 марта 2011 г. в 18:06

Вот ведь в чем дело, все согласны с тем, что ни понятие однодневка, ни способы борьбы с этим уродством - до конца не проработаны. Хотя все понимают, что общество уже не может терпеть тот ущерб, который расцвел вокруг этого явления махровым цветом. Это фирмы - паразиты.

А целью любого паразита - высосать из здорового организма все жизненные силы и самому сдохнуть в остывающем трупе. Или, пока не закопали, через ближайший сфинктер выползти наружу и побыстрее перебежать к новому хозяину.

Ну давайте изменим закон ФЗ-115 в части ответственности банков за ведение счетов таких фирм. Все таки будет полегче жить. Причем не надо пугать банкиров отзывом лицензии. По факту. Уличили - перечисли в бюджет дебетовый оборот прокладки.

Это я к тому, что целей надо добиваться с минимальными затратами энергии. Зачем возлагать на государство то, что должно делать общество.

Простой пример - транспортный налог. Затраты по его "взиманию" достигли самого налога. Себе в убыток. Ну так включите его с стоимость полиса ОСАГО. Никто сейчай без ОСАГО на дорогу не выедет, номера снимут. Надо сделать страховые компании налоговыми агентами. И НК это позволяет. И все. Затраты на взимание налога будут сведены к нулю. Это как пример.

Как пример того, что экономическими проблемами должны заниматься экономисты. НЕТ....подняли акцизы, кто пострадал больше всех, все пострадали, а больше всего льготники - многодетные семьи, для которых одно транспортное средство не облагалось. А тперь повышенный акциз плати. На фоне разговоров то о поддежке и пр. и пр. Вот вам и повод подумать.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться