Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / В центре внимания / Время поднимать налоги

Время поднимать налоги

Налогоплательщики и представители власти обсудили, как жить дальше в сложившихся налоговых реалиях

21.12.2010
Российский налоговый портал
Автор: Фаина Филина, специально для TaxPravo.Ru

В кризис власти заботились о том, чтобы страна прошла через зону турбулентности побыстрее и менее болезненно. Потому был принят ряд фискальных и других антикризисных льгот. Во многом с помощью именно налоговых инструментов удалось облегчить жизнь малому бизнесу, а также предприятиям, понесшим убытки. Сейчас же пора пополнять дыры в бюджете, вот и пошли в ход фискальные ужесточения. Только вот пришло ли время увеличивать налоговую нагрузку на бизнес? – такой практически философский вопрос задал Дмитрий Черник, президент Палаты налоговых консультантов России, собравшимся на Международном налоговом конгрессе «TaxExpo-2010».

С 2011 года страховые платежи для всех организаций составят 34% ФОТ. Лишь за фирмами, занимающимся инновациями и социальными услугами, останется небольшое послабление в виде пониженных тарифов. По словам Черника, накопленный ущерб от повышения ставок страховых взносов ударит, в первую очередь, по малому бизнесу, который и без того развивается с трудом. Но, как выразился глава российского правительства Владимир Путин в ходе прямой связи с гражданами (16 декабря): «Мне очень жаль, но у нас просто нет выбора: или программы повышения пенсий и модернизации здравоохранения будем осуществлять, либо сохранять минимальную налоговую нагрузку для людей, которые занимаются торговлей». Правда, он тут же оговорился, что нет цели подорвать этот вид бизнеса. «Здесь мы должны будем идти по пути смягчения этой нагрузки путем ликвидации еще достаточно серьезных административных и коррупционных барьеров», - отметил премьер-министр. По его словам, эксперты оценивают эту нагрузку примерно в 6% затрат малого бизнеса.

Между прочим, нам грех жаловаться на жесткую фискальную политику, если сравнивать наши ставки с условиями стран Еврозоны. Чего стоят 45% подоходного налога в Италии или 34% по налогу на прибыль во Франции. При этом, по словам Иржи Нековаржа, вице-президента Европейской конфедерации налоговых консультантов, президента Палаты налоговых консультантов Чешской Республики, страны Евросоюза объединили свои усилия в борьбе с отмыванием доходов. «Действую единые требования в отношении стран, которые являются налоговым раем по своей сути, - пояснил Нековарж. – Это, к примеру, Нормандские и Вирджинийские острова».

В общем, пока надеяться на налоговые послабления не приходится, можно понадеяться на справедливый суд. По словам Анатолия Бабкина, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, в 2010 году было принят целый ряд ключевых решений, которые можно, по сути, назвать прецедентными. Например, постановления ВАС РФ от 16.03.2010 № 14585/09 и от 20.10.2010 № 7278/10 по поводу проведения повторных налоговых проверок.

Напомним, в постановлении от 17.03.2009 № 5-П Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что проведение повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, если в отношении решения по итогам первичной проверки уже принят судебный акт, не соответствует Конституции РФ, поскольку в результате может быть вынесено решение, которое противоречит действующему судебному акту. В постановлении от 16.03.2010 № 14585/09 Президиум ВАС РФ указал, что необходимо в каждом конкретном подобном случае исследовать вопрос о том, исключает или не исключает повторная выездная налоговая проверка принятие по ее результатам решения, вступающего в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными действующим судебным актом.

То есть, само по себе назначение проверки – это не нарушение принципа, который высказал в своем постановлении Конституционный Суд РФ. В отношении предстоящей проверки нельзя опережать события и заранее делать какие-то выводы. Если по результатам проверки нарушения будут выявлены, тогда следует сравнивать решения налоговых органов по обеим проверкам и определять, предпринимали ли фискалы попытки оспорить акт суда.

Таких вопросов много, и по каждому налогоплательщики ждут разъяснений со стороны ВАС. Несмотря на то, что российская правовая система не является прецедентной, решения высших арбитров воспринимаются обществом как указание к действию. Налоговая практика требует обобщения. Потому, по словам Анатолия Бабкина, в высокой степени готовности уже находится постановление Пленума ВАС РФ о применении части первой Налогового кодекса РФ. Речь идет о полномочиях налоговых органов, о реализации этих полномочий, о правах налогоплательщиков, о проблемах, связанных с урегулированием в досудебном порядке, о привлечении к ответственности. «Примерно 80-процентная готовность, - сказал Бабкин. – Возможно, в начале следующего года оно будет принято». Также идет работа над разъяснениями по второй части Кодекса, но уже по конкретным налогам. Более всего вопросов, как водится, возникает по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость. Будем надеяться, что увидим разъяснения Пленума ВАС РФ по 25 и 21 главам НК хотя бы до конца 2011 года.

Однако, не все так плохо в российском налоговом законодательстве. В Украине вот только в начале декабря этого года был, вообще, принят Налоговый кодекс. Причем, как отметил Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов Украины, заслуженный экономист Украины, даже являясь одним из разработчиков кодекса, он его не дочитал покамест до конца.

Покровитель
20 декабря 2010 г. в 13:18

Но, как выразился глава российского правительства Владимир Путин в ходе прямой связи с гражданами (16 декабря): «Мне очень жаль, но у нас просто нет выбора

нет выбора

нет выбора

нет выбора

нет выбора...

выбор всегда есть....между добром и злом, эффективностью и справедливостью...честью и бесчестием, желанием оставаться у власти, даже если выбора нет или же ...

Господин Премьер-министр вы своих советчиков слушайте, но подвергайте их слова сомнению. Выбора нет! в Ваших устах звучит как выхода нет. Вход есть, а выхода нет.

Налогоплательщик
21 декабря 2010 г. в 2:16

Конечно, 45% подоходного налога и 34% налога на прибыль, это очень много, только почему в этих странах уровень жизни не сравнить с нашим? Может не воруют из бюджета, а все идет на улучшение жизни народа?

Solidarnost
24 декабря 2010 г. в 6:58

Воруют из бюджета везде. Только рамки существуют и страх реального уголовного преследования. У нас и рамок нет и дел уголовных (а не политических как у Ходорковского) по реальным расхитителям (во главе с премьером) нет.

Быдло дорвалось до власти и торопится пасти набить халявой, ничего не опасаясь.

Пилят, не стесняясь, все в доле (кто нужен для безбоязненного и безнаказанного воровства).

На Западе живут лучше только потому, что власть опасается недовольства народа, а у нас ей бояться нечего (пока отстрел не начался).

Панагушин
24 декабря 2010 г. в 12:04

Я лично предложил власти свою кандидатуру, чтобы продемонстрировать, как должен работать чиновник (можно посмотреть в блогах Путина и Медведева).

Мне лично плевать в какой сфере, на каком посту и в каком регионе. Я готов был даже отправиться в Кущёвку. Но власть промолчала.

Проблема не в законах, не в размерах налогов, не в загруженности судов, а в этических ценностях обывателя, который дорывается до власти.

Думаю, ни для кого не секрет, что и Путин, и Медведев, и Суроков, и судьи (от районных до конституционных), и прокуроры, и менты все они были некогда такими же как мы: бегали во дворах, ходили в школы, учились в институтах. Но...

Почему сегодня они говорят, что законы у нас несовершенны ?!

Думаю, они напрочь лишены элементарной совести. А те из них, кто являются юристами, вдобавок ещё и не способны осознать то, что право - это система ценностей, а не набор абстрактных текстов.

Право для человека, а не человек для права.

Пробел в законе, закон коряв, закон несовершенен, бери Конституцию (закон прямого действия) и принимай решение о судьбе конкретного человека, руководствуясь ценностями, декларируемыми Конституцией. А таковыми являются:

1. Человек.

2. Его права и свободы: право на жизнь, на чистую экологию, на здравоохранение, на труд, право собственности, право на защиту чести и достоинства.

Ничего, что выходило бы за рамки 10 всем известных библейских заповедей.

Но, почему-то, люди во власти ценят нечто иное, что они именуют "законом", а не самого человека.

Отсюда и проблемы.

Не налоги надо повышать, а контролировать то, что имеем при использовании бюджетных средств на те или иные нужды.

И контроль должен быть не постфактум в лице Счётной палаты (хотя и он необходим), а непосредственно во время так называемого осваивания средств.

Панагушин
24 декабря 2010 г. в 12:18

Я лично ставлю под сомнение порядочность и дееспособность нашей власти, включая Путина и Медведева, по двум основаниям:

1. Они своими указами назначали и назначают судей. О квалификации представителей этого (судейского) сообщества, полагаю, здесь говорить излишне.

Соответственно, вся полнота ответственности за назначение на должности судей бездарей, проходимцев и мздоимцев лежит исключительно на наших президентах.

2. Они каждодневно в он-лайн режиме не контролируют (не хотят, не могут или контролируют в своих интересах) расходование бюджетных средств. А лет, этак, через пять-десять ставят вопрос о том, куда делись триллионы народных средств.

Поздно пить боржоми, когда пол лёгкого отпало.

А зачем нам власть, которая не способна эффективно распорядиться бюджетом: либо сознательно распиливает его с дружественными бизнес-структурами, либо не контролирует использование средств, что приводит к их хищению.

Президент и Председатель Правительства должны лично каждый день участвовать в процессе эффективного использования на благо Родины государственных средств, вместо того, чтобы участвовать в церемониях о выборе места проведения Олимпиады, чемпионата мира по футболу и прочих дешёвых спектаклях для плебса.

Президент и Председатель Правительства каждый день лично должны заниматься вопросами правопорядка, а не делать многозначительные выражения лиц лет, этак, через 10-15 после того, как бандиты и с ведома прокурорских работников десятками убивают граждан страны, как это было в Кущёвке.

Зачем мне Президент и Председатель Правительства, которые только и делают, что отчитывают подчинённых. А сами они где были всё это время ? Что, товарищ Лужков, только в 2010 году учудил то, за что его следовало послать к чёртовой матери ?

Эта власть либо недобросовестна, либо недееспособна. И никакие изменения в законодательство ничего не изменят, пока либо глупые, либо бессовестные люди находятся во власти.

Андрей
15 января 2013 г. в 13:37

выживают малый бизнес

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться