Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515
Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515
Вопрос: Об НДС в отношении коммунальных услуг, а также комиссии и вознаграждения банковского платежного агента при осуществлении операций по принятию (выдаче) наличных денежных средств от физлиц.
23.04.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее и зарегистрированное в Минфине России 6 февраля 2024 г., и по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение анализа "тройственного договора", заключенного между товариществом собственников жилья, финансовым посредником и банком.
В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Учитывая изложенное, рассмотреть вышеуказанное обращение по существу не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории Российской Федерации операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Также отмечаем, что согласно подпунктам 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе кассовое обслуживание организаций и физических лиц, а также отдельные банковские операции, осуществляемые организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 149 и пунктом 2 статьи 156 Кодекса предусмотрено, что в отношении услуг, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС в соответствии со статьей 149 Кодекса, освобождение от обложения НДС не применяется, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Таким образом, освобождение от НДС посреднических услуг при реализации услуг, поименованных в вышеуказанных подпунктах 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не установлено.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), относится к банковским операциям.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в редакции Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом N 395-1, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. При этом на основании пункта 10 данной статьи Федерального закона N 161-ФЗ банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.
Поскольку операции по принятию от физического лица наличных денежных средств и (или) выдаче физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов, осуществляются банковским платежным агентом от имени кредитной организации, небанковской кредитной организации на основании посреднического договора, комиссия, взимаемая банковским платежным агентом с физического лица за указанные операции, освобождается от обложения НДС на основании вышеуказанных подпунктов 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса, а вознаграждение, получаемое банковским платежным агентом от кредитной организации, небанковской кредитной организации в рамках исполнения договора, предусматривающего прием от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачу физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов, подлежит обложению НДС согласно пункту 7 статьи 149 и пункту 2 статьи 156 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
11.03.2024
Темы: Налог на прибыль  НДС  
- 18.04.2024 Разработчики ПО хотят продления льготной ставки налога на прибыль для IT-компаний
- 16.04.2024 ИП на спецрежимах надо подтвердить льготу по налогу на имущество до мая
- 12.04.2024 В I чтении одобрили законопроект об освобождении грантов на инновации от налога на прибыль
- 22.04.2024 В РФ упростили подтверждение права на обнуление НДС при экспорте товаров и услуг
- 18.04.2024 Заявление на ускоренное возмещение НДС будет сдаваться по новой форме
- 17.04.2024 В Уфе директора «Стройиндустрии» будут судить за неуплату НДС на 122 млн
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 05.05.2024
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искажения фактов хозяйственной деятельности.Итог: требование удовлетворено в части определения суммы штрафа, в остальной части в удовлетворении требования отказано, поскольку заявленные контрагенты необходимых ресурсов не имеют, обладают признаками номинальных организаций, движение денежных средств по их счетам носит транзитный характер; нар
- 01.05.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени, штраф в связи с установлением налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки схемы минимизации налоговых платежей со стороны общества путем создания в проверяемом периоде формального документооборота с поставщиками услуг.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не проверены доводы и доказательства сторон о
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на завышение вычетов по НДС по приобретению товаров, выполнению работ, приобретению услуг по оформленным контрагентами документам при отсутствии реальных финансово-хозяйственных операций с ними, неправомерное уменьшение обществом облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму убытка прошлых периодов.Итог: в удовлетворении требования ча
- 05.05.2024
Проверкой выявлено
получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, пени и штраф, указав на необоснованное применение обществом, осуществляющим деятельность в сфере управления общим имуществом многоквартирных домов, предусмотренной НК РФ налоговой льготы в связи с привлечением взаимозависимых и подконтрольных юридических лиц, применяющих УСН, к оказанию услуг по содержанию жилищного фонда.Итог: в удовлетворении требования отказано, посколь
Комментарии