Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 22.01.2024 г. № 03-04-06/4213
Письмо Минфина России от 22.01.2024 г. № 03-04-06/4213
Вопрос: Об НДФЛ и страховых взносах с сумм оплаты дополнительного отпуска сотрудникам (пенсионерам) и гражданскому персоналу таможенных органов, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
16.04.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22.01.2024 г. № 03-04-06/4213
Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел письмо от 17.11.2023 по вопросу обложения налогом на доходы физических и страховыми взносами суммы оплаты дополнительного отпуска сотрудникам таможенных органов, пенсионерам из числа этих лиц, гражданскому персоналу таможенных органов, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и сообщает следующее.
Исходя из положений статьи 3, пункта 1 статьи 13 и пункта 5 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) установлено право граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки, в частности, на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Согласно положениям статьи 5.1 Закона N 1244-1 предоставление, в том числе выплата и доставка указанным гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу таможенных органов Российской Федерации, предусмотренных, в частности, пунктом 5 статьи 14 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска)), осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
При этом исходя из положений пункта 6 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 N 542, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных органов, подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
1. Страховые взносы
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 и пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в статье 422 Кодекса.
Департамент ранее в письме от 31.10.2023 N 03-15-09/103728 изложил совместную с ФНС России, Минтрудом России и Минздравом России позицию о том, что сотрудники таможенных органов не являются застрахованными лицами в системах обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного медицинского страхования.
В связи с этим суммы оплаты ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней, предоставляемого сотрудникам таможенных органов (включая работающих пенсионеров из числа этих лиц), подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, не признаются объектом обложения страховыми взносами.
Что касается гражданского персонала таможенных органов, то исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" лица, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации и поэтому выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных лиц, являются объектом обложения страховыми взносами.
При этом в соответствии с абзацами первым и вторым подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Исходя из положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска установлены в Законе N 1244-1 в качестве одной из форм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Предоставление таких отпусков по своему характеру направлено также на компенсацию отрицательного воздействия психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и ее последствиями.
Учитывая изложенное, если сумма оплаты ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней, предоставляемого гражданскому персоналу таможенных органов, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, признается компенсационной выплатой, связанной с возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья, установленной Законом N 1244-1, то такая выплата, по мнению Департамента, не подлежит обложению страховыми взносами на основании положений абзацев первого и второго подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса.
2. Налог на доходы физических лиц
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.
Так, согласно пункту 76 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы в виде выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, полученные, в частности, в соответствии с Законом N 1244-1.
Таким образом, если сумма оплаты дополнительного отпуска является выплатой, установленной Законом N 1244-1, то, по мнению Департамента, в отношении такой выплаты может применяться пункт 76 статьи 217 Кодекса о ее освобождении от обложения налогом на доходы физических лиц.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ
22.01.2024
Темы: НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  Страховые взносы  
- 25.04.2024 В ФНС напомнили, кто должен сдать декларацию по форме 3‑НДФЛ до 2 мая
- 24.04.2024 Как определить срок владения для вычета по НДФЛ, если комнаты объединили в квартиру
- 23.04.2024 В налоговой сообщили, когда удерживать НДФЛ с суточных «разъездным» сотрудникам
- 24.08.2023 Средняя выплата по ОСАГО в июле выросла до 93 тысяч рублей
- 27.07.2018 Госдума зафиксировала на 10 лет льготы резидентам ТОСЭР
- 01.09.2017 Отрицательные значения в Расчете по страховым взносам на 1 января 2017 года не предусмотрены
- 19.02.2024 Проблемные ситуации с 6‑НДФЛ: неучтенные больничные и удержания из зарплаты
- 13.02.2024 6‑НДФЛ за I квартал надо сдавать по новой форме
- 25.12.2023 С 2024 года вступят в силу новые правила уплаты НДФЛ для дистанционных работников
- 24.01.2023 Какой ОКТМО указывать при перечислении налогов и взносов
- 31.08.2018 Сдается ли отчет СЗВ-М по договорам ГПХ?
- 18.09.2017 Образцы заполнения платежных поручений для ИП на уплату взносов «за себя»
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.
Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.Итог: в
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДФЛ, пени в связи с неперечислением в бюджет удержанного НДФЛ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку наличие переплаты, достаточной для погашения спорной задолженности, не доказано, последующее представление обществом уточненных расчетов по страховым взносам не влияет на законность оспариваемого решения.
- 31.03.2024
Орган Пенсионного
фонда РФ ссылался на неисполнение страхователем в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций в установленный срок.Итог: требование удовлетворено в части нескольких эпизодов, поскольку факт нарушения срока предоставления сведений подтвержден.
- 24.03.2024
Общество не
представило сведения в отношении управляющего обществом - предпринимателя.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил основной вид деятельности предпринимателя; если договор на оказание управленческих услуг заключается с предпринимателем, но не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в сфере управления, сведения о которой отражены в отношении его
- 17.03.2024
Фонд социального
страхования сослался на предоставление страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, в результате чего необоснованно выплачено пособие по временной нетрудоспособности.Итог: требование удовлетворено, поскольку не доказано одновременное начисление застрахованному лицу заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности.
Комментарии