Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 11.08.2023 г. № КВ-18-14/2181

Письмо ФНС России от 11.08.2023 г. № КВ-18-14/2181

Вопрос: О предложении по соединению общегражданского паспорта гражданина РФ, СНИЛС и ИНН в единый физическо-цифровой документ нового поколения.

13.09.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 11.08.2023 г. № КВ-18-14/2181

 

Федеральная налоговая служба в связи с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 28.07.2023 N 41535-П4 рассмотрела в пределах своей компетенции поступившее в Правительство Российской Федерации обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по вопросу о "соединении" общегражданского паспорта гражданина Российской Федерации, СНИЛС и ИНН в единый физическо-цифровой документ нового поколения (далее - обращение ЗС) в целях совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг, устранения необходимости представления дополнительных документов гражданами в государственные органы и организации и сообщает следующее.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается при впервые осуществляемых действиях по постановке физического лица на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Кодекса постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и (или) сведений, полученных в соответствии с пунктами 1 - 6, 8 и 13 статьи 85 Кодекса, или на основании заявления физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору.

Для целей постановки на учет физических лиц органы МВД России сообщают в налоговые органы сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - российский паспорт), в течение пяти дней со дня выдачи нового документа. Постановка физического лица на учет и присвоение ИНН (если он не был присвоен ранее) осуществляются налоговым органом в течение пяти дней со дня поступления указанных сведений.

Таким образом, на момент оформления российского паспорта ИНН физическому лицу еще может быть не присвоен по обусловленным законодательством Российской Федерации причинам.

Для целей включения в российский паспорт нового поколения сведений о присвоенном ИНН потребуются существенное изменение действующего порядка постановки физических лиц на учет в налоговом органе, внесение соответствующих изменений в Кодекс, а также доработка информационных систем ФНС России и МВД России.

Вместе с тем при выработке позиции о целесообразности включения в российский паспорт нового поколения сведений о присвоенном ИНН следует учесть, что ИНН применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков. В соответствии с положениями российского законодательства физическому лицу не требуется наличие ИНН (документа, его подтверждающего) для реализации своих конституционных прав и свобод, включая получение государственных и муниципальных услуг <1>, при трудоустройстве <2> (за исключением поступления на гражданскую службу <3>), при назначении государственных пенсий, пособий и социальных выплат.

--------------------------------

<1> Подпункт 3 пункта 1 статьи 6, пункты 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

<2> Статья 65 Трудового кодекса Российской Федерации.

<3> Часть 2 статьи 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

 

Одновременно сообщается, что в настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность внесения по желанию физического лица в российский паспорт текущего образца отметки о присвоенном ИНН при личном обращении в любой налоговый орган <4>.

--------------------------------

<4> Пункты 5 и 14 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828, приказ ФНС России от 30.10.2017 N СА-7-14/831@ "Об организации работы налоговых органов по внесению в паспорт гражданина Российской Федерации отметки об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) по желанию гражданина".

 

Указанный механизм позволяет обеспечить соблюдение прав и интересов физических лиц, не использующих ИНН наряду со своими персональными данными (например, по религиозным убеждениям). В этой связи представляется целесообразным сохранить действующий порядок в части проставления отметки об ИНН по желанию физического лица при формировании российского паспорта нового поколения.

Вместе с тем для достижения целей, озвученных в обращении ЗС, ФНС России, являясь оператором федеральной государственной информационной системы формирования и ведения федерального регистра сведений о населении <5> (далее - ЕРН), полагает необходимым дополнить паспорт гражданина Российской Федерации сведениями о номере записи федерального регистра сведений о населении (далее - ID ЕРН).

--------------------------------

<5> Федеральный закон от 08.06.2020 N 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 168-ФЗ).

 

В силу положений части 2 статьи 7 и части 8 статьи 8 Федерального закона N 168-ФЗ ID ЕРН идентифицирует совокупность эталонных базовых сведений о физическом лице, а также всех его ведомственных идентификаторов (ИНН, СНИЛС и т.д.), содержащихся в ЕРН.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 168-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с 01.01.2023 имеют право на получение персональных данных из ЕРН в целях совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций, а также гармонизации государственных и муниципальных ресурсов с ЕРН. Правилами гармонизации государственных и муниципальных ресурсов с ЕРН, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2021 N 1248, предусмотрена обязанность всех органов по сохранению ID ЕРН в собственных государственных или муниципальных ресурсах. Также в соответствии с проектируемыми изменениями в статьи 8 и 14 Федерального закона N 168-ФЗ (законопроект 253843-8) физическое лицо с 01.05.2024 получит возможность узнать свой ID ЕРН при помощи личного кабинета на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Предложения о включении в паспорт гражданина Российской Федерации сведений об ID ЕРН направлены ФНС России в МВД России письмом от 01.08.2023 N КВ-18-25/2079@ в рамках рассмотрения проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца и описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации".

 

Заместитель руководителя ФНС

В.Г.КОЛЕСНИКОВ

11.08.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Обязанность встать на учет в налоговом органе
  • 13.09.2011  

    Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях предпринимателя события правонарушения, поскольку у него не имелось обязанности по представлению заявления о регистрации в фонд в 10-дневный срок, ввиду расторжения 03.01.2009 заключенного 01.01.2009 трудового договора с работником.

  • 07.06.2011   Постановка на учет в другом налоговом органе на момент оплаты спорных сумм не является основанием считать оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не произведенной.
  • 10.11.2010   Отсутствие исполнительного органа налогоплательщика по адресу государственной регистрации не свидетельствует о недобросовестности Общества, поскольку сам по себе факт отсутствия организации по месту государственной регистрации не свидетельствует о фактическом неосуществлении ею реальной хозяйственной деятельности, поскольку помимо местонахождения в соответствии государственной регистрацией, организация может иметь фактическое местонахождение, не совпадающе

Вся судебная практика по этой теме »

Полезная информация для налогоплательщика
  • 27.03.2024  

    Налоговый орган ссылается на неполное исполнение предпринимателем (собственником транспортных средств) налоговых обязательств.

    Встречное требование: О признании недействительными требований об уплате транспортного налога и пеней, решения об отказе в зачете налога.

    Итог: основное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного требования отказано, так как в спорные периоды перевозка пассажиров и/и

  • 28.06.2023  

    О признании недействительными сделками банковских операций по перечислению денежных средств с открытого в банке-должнике расчетного счета клиента и о применении последствий их недействительности в виде взыскания этих денежных средств с клиента и их возврата в конкурсную массу банка.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что банковские операции были совершены в рамках обычной х

  • 26.06.2023  

    На компрессорной станции магистрального газопровода произошло событие, имеющее признаки страхового случая.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено, имеется ли у выгодоприобретателя возможность принятия к вычету спорный НДС, был ли компенсирован выгодоприобретателю включенный в составе предъявленного к страховому возмещению убытка НДС за счет федерального бюджета (получе


Вся судебная практика по этой теме »