Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 19.05.2023 г. № 03-07-08/45675

Письмо Минфина России от 19.05.2023 г. № 03-07-08/45675

Вопрос: Публичное акционерное общество является оператором связи и оказывает услуги связи юридическим и физическим лицам.

Согласно п. 29 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила), оплата услуг телефонной связи может производиться посредством авансового платежа, отложенного платежа на срок расчетного периода либо сочетанием указанных видов платежей.

При оплате услуг телефонной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств. В случае исчерпания аванса оказание услуг телефонной связи приостанавливается без предварительного уведомления абонента, если договором не предусмотрено применение перехода с авансового платежа на отложенный платеж.

Система оплаты услуг (авансовый платеж, отложенный платеж, "смешанная" система) отражается в заключаемых с абонентами договорах.

Организация - оператор связи предоставляет своим клиентам (абонентам), с которыми заключены договоры на оказание услуг связи с применением системы оплаты услуг "авансовый платеж", возможность пользоваться платными услугами связи на условиях отсрочки платежа за услуги, которые могут быть заказаны абонентом и оказаны абоненту с момента полного использования ранее внесенного авансового платежа. При этом предоставление указанной отсрочки платежа не предусматривает изменение предусмотренной договором с абонентом системы оплаты с авансового платежа на отложенный платеж.

Предоставление абонентам права пользоваться услугами связи на условии отсрочки платежа предусматривает следующие условия.

1. Возмездность - предоставление отсрочки платежа предусматривает взимание с абонента платы в размере фиксированного тарифа, установленного Организацией; при этом обязанность абонента уплатить плату за предоставление отсрочки платежа не зависит от факта заказа (потребления) абонентом услуг, подлежащих оказанию Организацией на условиях отсрочки платежа.

2. Срочность - отсрочка платежа предоставляется на согласованный сторонами абонентского договора срок.

3. Ограниченность - стоимость услуг связи, которые абонент вправе заказать и потребить в рамках предоставляемой отсрочки платежа, ограничена величиной, согласованной сторонами договора.

С учетом изложенного является ли предоставление Организацией отсрочки платежа (в том числе в случае, когда абонент фактически не воспользовался предоставленной отсрочкой) операцией по предоставлению абоненту коммерческого кредита, не подлежащей налогообложению (освобождаемой от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ?

01.08.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19.05.2023 г. № 03-07-08/45675

 

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении денежных средств, получаемых организацией связи за предоставление отсрочки платежа за услуги, которые могут быть заказаны абонентом и (или) оказаны абоненту на условиях коммерческого кредита с момента полного использования ранее внесенного авансового платежа, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

При этом пунктом 12 постановления от 8 октября 1998 г. Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" разъяснено, что согласно статье 823 Гражданского кодекса Российской Федерации к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты. Если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа (пункт 2 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации). Проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на основании подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса проценты по займам освобождены от налогообложения НДС, суммы денежных средств, получаемые за предоставление отсрочки платежа за услуги, которые могут быть заказаны абонентом и (или) оказаны абоненту на условиях коммерческого кредита с момента полного использования ранее внесенного авансового платежа, не включаются в налоговую базу по НДС и, соответственно, НДС не облагаются, в том числе в случае, когда отсрочка оплаты была предоставлена, но покупатель услуг не воспользовался такой отсрочкой.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

19.05.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на завышение вычетов по НДС по приобретению товаров, выполнению работ, приобретению услуг по оформленным контрагентами документам при отсутствии реальных финансово-хозяйственных операций с ними, неправомерное уменьшение обществом облагаемой базы по налогу на прибыль на сумму убытка прошлых периодов.

    Итог: в удовлетворении требования ча

  • 05.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.

    Итог: в удовле

  • 05.05.2024  

    Проверкой выявлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос


Вся судебная практика по этой теме »

Освобождение от обязанностей налогоплательщика
  • 01.11.2023  

    Решение мотивировано неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.

  • 23.04.2023  

    Налоговый орган принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.

  • 12.04.2023  

    Общество обратилось с заявлениями о внесении изменений в декларации, однако ему было отказано.

    Итог: требование удовлетворено в отношении некоторых деклараций, поскольку отказ является нарушающим права и законные интересы общества в части препятствования получения налоговой преференции и ведет к излишней уплате НДС. В части декларации отказано, поскольку представленное обществом регистрационное удостовере


Вся судебная практика по этой теме »