Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 20.01.2014 г. № ЕД-4-2/551@
Письмо ФНС России от 20.01.2014 г. № ЕД-4-2/551@
Вопрос: О проведении выездных налоговых проверок налогоплательщиков, использующих электронный документооборот.
06.11.2019Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20.01.2014 г. № ЕД-4-2/551@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение общества с ограниченной ответственностью от 30.12.2013 и выражает свою признательность за обеспокоенность вопросами соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" даны следующие рекомендации.
В процессе проведения выездной налоговой проверки устанавливается соблюдение требований к порядку оформления хозяйственных операций первичными документами.
Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя:
формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения правил его оформления, установленных действующим законодательством для соответствующих документов;
арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах (как правило, осуществляется выборочным методом);
правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие документа действующему на момент совершения операции законодательству;
проверку достоверности сведений, в процессе которой проверяется соответствие сведений о содержании фактов хозяйственной жизни, приведенных в первичных учетных документах, фактически имевшим место обстоятельствам (произведенным хозяйственным операциям).
Вышеуказанные правила также применимы к документам в электронном виде в случае организации проверяемым налогоплательщиком доступа к ним проверяющих с применением компьютерной техники налогоплательщика.
Нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков, использующих в своей работе электронный документооборот счетами-фактурами, первичными учетными документами и другими документами, в настоящий момент не существует.
В свою очередь, частью 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) предусмотрена возможность оформления первичных учетных документов в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы в виде электронного документа изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета (часть 8 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете).
Изъятие бухгалтерских документов может производиться, в частности, при проведении мероприятий налогового контроля. Порядок и правила изъятия документов установлены статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При осуществлении налоговых проверок изъятие документов производится в рамках выемки. При этом особенности изъятия электронных документов на уровне законодательства о налогах и сборах пока не определены.
Положения статьи 89 Кодекса не содержат четких правил работы проверяющих должностных лиц налогового органа с компьютерными базами данных налогоплательщиков.
Вместе с тем абзацем 3 пункта 2 статьи 93 Кодекса установлено, что в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 93 Кодекса Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ утверждены Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Современный уровень развития и распространения на практике электронного способа хранения документов и информации, электронного документооборота при осуществлении налогоплательщиками финансово-хозяйственной деятельности требует внесения соответствующих корректив в порядок проведения выездных налоговых проверок в части установления правил ознакомления проверяющих с электронными документами и базами данных.
Пунктом 8 Плана мероприятий по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 07.05.2013 N 2468п-П13, предусмотрено установление на законодательном уровне процедуры доступа налоговых органов к учетным системам налогоплательщика, ведение которых осуществляется в электронном виде, взамен процедур ознакомления с оригиналами документов и истребования документов.
В связи с изложенным ФНС России в адрес Министерства финансов Российской Федерации направлены предложения, касающиеся внесения изменений в порядок проведения выездных налоговых проверок в части установления правил ознакомления проверяющих с электронными документами и базами данных.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.В.ЕГОРОВ
20.01.2014
Темы: Выездные проверки  
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
Комментарии