Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 20.01.2014 г. № ЕД-4-2/551@

Письмо ФНС России от 20.01.2014 г. № ЕД-4-2/551@

Вопрос: О проведении выездных налоговых проверок налогоплательщиков, использующих электронный документооборот.

06.11.2019Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 20.01.2014 г. № ЕД-4-2/551@

 

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение общества с ограниченной ответственностью от 30.12.2013 и выражает свою признательность за обеспокоенность вопросами соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок" даны следующие рекомендации.

В процессе проведения выездной налоговой проверки устанавливается соблюдение требований к порядку оформления хозяйственных операций первичными документами.

Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя:

формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения правил его оформления, установленных действующим законодательством для соответствующих документов;

арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах (как правило, осуществляется выборочным методом);

правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие документа действующему на момент совершения операции законодательству;

проверку достоверности сведений, в процессе которой проверяется соответствие сведений о содержании фактов хозяйственной жизни, приведенных в первичных учетных документах, фактически имевшим место обстоятельствам (произведенным хозяйственным операциям).

Вышеуказанные правила также применимы к документам в электронном виде в случае организации проверяемым налогоплательщиком доступа к ним проверяющих с применением компьютерной техники налогоплательщика.

Нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков, использующих в своей работе электронный документооборот счетами-фактурами, первичными учетными документами и другими документами, в настоящий момент не существует.

В свою очередь, частью 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) предусмотрена возможность оформления первичных учетных документов в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы в виде электронного документа изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета (часть 8 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете).

Изъятие бухгалтерских документов может производиться, в частности, при проведении мероприятий налогового контроля. Порядок и правила изъятия документов установлены статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При осуществлении налоговых проверок изъятие документов производится в рамках выемки. При этом особенности изъятия электронных документов на уровне законодательства о налогах и сборах пока не определены.

Положения статьи 89 Кодекса не содержат четких правил работы проверяющих должностных лиц налогового органа с компьютерными базами данных налогоплательщиков.

Вместе с тем абзацем 3 пункта 2 статьи 93 Кодекса установлено, что в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 93 Кодекса Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ утверждены Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Современный уровень развития и распространения на практике электронного способа хранения документов и информации, электронного документооборота при осуществлении налогоплательщиками финансово-хозяйственной деятельности требует внесения соответствующих корректив в порядок проведения выездных налоговых проверок в части установления правил ознакомления проверяющих с электронными документами и базами данных.

Пунктом 8 Плана мероприятий по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 07.05.2013 N 2468п-П13, предусмотрено установление на законодательном уровне процедуры доступа налоговых органов к учетным системам налогоплательщика, ведение которых осуществляется в электронном виде, взамен процедур ознакомления с оригиналами документов и истребования документов.

В связи с изложенным ФНС России в адрес Министерства финансов Российской Федерации направлены предложения, касающиеся внесения изменений в порядок проведения выездных налоговых проверок в части установления правил ознакомления проверяющих с электронными документами и базами данных.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

20.01.2014

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок