Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2011 г. № А53-21597/2010

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2011 г. № А53-21597/2010

Нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у главы КФХ с даты регистрации КФХ.

18.08.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05.08.2011 г. № А53-21597/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 5 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Воловик Л.Н. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Усадьба Пустовойтова" Пустовойтова Владимира Андреевича (ИНН 6102005150, ОГРН 1026100666635, паспорт <...>), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Пенсионного фонда в Аксайском районе Ростовской области (ИНН 6102015575, ОГРН 1026100659837), третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Усадьба Пустовойтова" Пустовойтова Владимира Андреевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22 декабря 2010 года (судья Борозинец А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2011 года (судьи Смотрова Н.Н., Иванова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А53-21597/2010, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Усадьба Пустовойтова" Пустовойтов В.А. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Пенсионного фонда в Аксайском районе Ростовской области (далее - управление) от 19.07.2010 N 6 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
Решением суда от 22 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что законодательство об обязательном пенсионном страховании вне зависимости от регистрации КФХ в качестве юридического лица прзнает глав и членов КФХ в качестве индивидуальных предпринимателей для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19 апреля 2011 года решение суда изменено. Постановление управления от 19.07.2010 N 6 в части взыскания за счет имущества плательщика страховых взносов 614 рублей 31 копейки пени за просрочку уплаты страховых взносов по страховой части трудовой пенсии и 190 рублей 93 копеек пени за просрочку уплаты страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии признано недействительным. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что у управления отсутствовали правовые основания для взыскании с главы хозяйства пеней по страховой части трудовой пенсии за 2004 - 2008 годы в связи с истечением установленного срока. Также у управления отсутствовали правовые основания для взыскания пеней за просрочку уплаты страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии.
Глава хозяйства обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. В кассационной жалобе глава хозяйства указывает на отсутствие у управления правовых оснований для взыскания в принудительном порядке страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку он не является индивидуальным предпринимателем.
В судебном заседании глава хозяйства поддержал доводы жалобы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав главу хозяйства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с неуплатой главой хозяйства страховых взносов в виде фиксированного платежа за 2009 год управление выставило требование N 979 об уплате в срок до 07.04.2010 недоимки по страховым взносам, пеням в сумме 5 764 рублей 65 копеек, в том числе 4850 рублей недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и 914 рублей 65 копеек пени.
Поскольку требование оставлено без исполнения, управление вынесло постановление от 19.07.2010 N 6 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
Глава хозяйства, не согласившись с данным постановлением, обратился в арбитражный суд.
Согласно "пункту 1 статьи 7" Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с указанным "Законом" распространяется обязательное пенсионное страхование. На основании "пункта 1 статьи 28" Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в "подпункте 2 пункта 1 статьи 6" Закона N 167-ФЗ, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу "пункта 4 статьи 28" Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены "Правила" исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа. Эти "Правила" согласно "пункту 1" распространяются также на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
"Пунктом 3 статьи 2" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), предусмотрено, что в целях закона под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Исходя из положений законодательства суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у главы КФХ с даты регистрации КФХ.
Согласно "пункту 2 статьи 28" Закона N 167-ФЗ (в редакции до 01.01.2010) размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. В 2009 году стоимость страхового года установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2008 N 799 в размере 7274 рублей 40 копеек, в том числе: 4849 рублей 60 копеек на финансирование страховой части трудовой пенсии и 2424 рублей 80 копеек на финансирование накопительной части пенсии.
С учетом "определения" Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О и принимая во внимание год рождения главы КФХ (1926), суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, за 2009 год глава хозяйства обязан уплатить страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 4850 рублей.
Согласно требованиям "Закона" N 167-ФЗ, эти взносы должны быть уплачены главой хозяйства в срок до 31.12.2009. Неисполнение данной обязанности в установленный срок установлено судами.
Управление в соответствии со "статьей 20" Закона N 212-ФЗ приняло постановление "О взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)" от 19.07.2010 N 6.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением от 19.07.2010 N 6 с главы хозяйства взыскиваются пени по страховой части трудовой пенсии в размере 723 рублей 72 копеек и 190 рублей 93 копейки по накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в "определении" от 12.04.2005 N 164-О индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном "статьей 28" Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Исходя из указанных разъяснений, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что управление не имело законных оснований для принятия мер по принудительному взысканию с главы хозяйства 190 рублей 93 копеек пеней за просрочку уплаты страховых взносов по накопительной части трудовой пенсии за 2004 - 2007 годы включительно.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением управления обращается взыскание на иное имущество плательщика в целях погашения задолженности по начисленным пеням в сумме 723 рублей 72 копеек за просрочку уплаты задолженности по страховой части трудовой пенсии за расчетные периоды 2004-2009 годов.
Поскольку обязанность по уплате задолженности, за просрочку уплаты которой начислены пени, возникла у главы хозяйства до 01.01.2010, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что взыскание задолженности и пени определяется "Законом" N 167-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, и управление пропустило установленные "статьями 46" - "48" и "70" Налогового кодекса Российской Федерации сроки, не представило доказательства взыскания с главы хозяйства недоимки по страховым взносам за 2004 - 2008 годы в судебном порядке. В указанной части суд апелляционной инстанции правомерно признал незаконным постановление от 19.07.2010 N 6.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом изучения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По правилам "статей 286" и "287" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые исследовались судами первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции ("статья 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь "статьями 274", "286" - "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.МАЦКО
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
В.Н.ЯЦЕНКО

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок