Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2011 г. по делу N А81-1098/2010

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2011 г. по делу N А81-1098/2010

Статья 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета сумм НДС за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) оплачены, а основные средства - оплачены и поставлены на учет

07.02.2011  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2011 г. по делу N А81-1098/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мартыновой С.А.

судей Роженас О.Г., Чапаевой Г.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу и Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-1098/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Меретояханефтегаз" к Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительными решений.

В заседании приняли участие представители сторон:

от открытого акционерного общества "Меретояханефтегаз" - Ремига Ю.Ю. по доверенности от 30.12.2010 N 5;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа - Троцай О.Н. по доверенности от 11.06.2010.

Суд

установил:

открытое акционерное общество "Меретояханефтегаз" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 23.11.2009 N 439 и решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Инспекция, налоговый орган) от 31.08.2009 N 39 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 5 284 975 руб., а также обязании Инспекции возместить Обществу путем возврата из бюджета НДС в размере 5 284 975 руб.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.05.2010 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 указанное решение отменено и принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований частично.

Управление и Инспекция обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить постановление апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Податели жалоб полагают, что вывод суда о неправомерном доначислении налоговым органом Обществу НДС в сумме 5 284 975 руб. основан на неправильном применении норм материального права, поскольку, согласно специальным положениям Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) принятие к вычету налога, предъявленного налогоплательщику до 01.01.2006 и не оплаченного им до указанной даты, в первом налоговом периоде 2008 года либо равными долями в первом полугодии 2006 года, является императивным и не предоставляет налогоплательщику права его заявлять в общем порядке.

В отзыве на кассационные жалобы Общество просит постановление оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалоб, отзыва, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция не заходит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности перечисления Обществом налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 Инспекцией вынесено решение от 31.08.2009 N 39 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом Обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 5 284 975 руб.

Основанием для доначисления НДС в сумме 5 284 975 руб. послужил вывод Инспекции о неправомерном принятии налогоплательщиком в 4 квартале 2008 года к вычету сумм НДС на основании счетов-фактур, выставленных контрагентами в 2000-2003 годах на оплату строительно-монтажных работ; НДС в спорной сумме был предъявлен к оплате Обществу в период 2000-2003 годов путем выставления контрагентами (ООО "Абзац", ООО "Транзит", ЗАО "НТПН-Сервис", ОАО "Инжкоммуннефтеотдача", ГУП "Сибирская буровая компания", ЗАО "АЗС-Автодор", ОАО "Сибирский научно-аналитический центр", ОАО "Ямалнефтегазснаб", Комитет природных ресурсов ЯНАО, ОАО "Пурнефтеотдача", ОАО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз") счетов-фактур для оплаты работ (услуг), выполненных ими в ходе капитального строительства объектов Меретояхинского месторождения.

При этом Инспекция считает, что право на налоговый вычет возникло у налогоплательщика в период с 2004 года по 2006 год, когда были оформлены акты приема передачи объектов основных средств от декабря 2003 года, то есть тогда, когда обществом были приняты к учету основные средства.

В обоснование своей позиции Инспекция сослалась на положения пункта 6 статьи 171, пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2006, согласно которым вычеты сумм НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями, при проведении им капитального строительства производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце 2 пункта 2 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый орган, сославшись на положения подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, указал, что поскольку иные условия, которые должны соблюдаться налогоплательщиком для принятия к вычету НДС при капитальном строительстве, помимо указанных в данных нормах, не предусмотрены, налоговые вычеты должны производиться в том налоговом периоде, в котором выполнено последнее из перечисленных условий.

Решением Управления Федеральной налоговой службы Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.11.2009 N 439 указанное решение Инспекции оставлено без изменения.

Общество, считая, что решения Инспекции и Управления являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции поддержал позицию налогового органа, при этом исходил из того, что право на налоговый вычет возникло у налогоплательщика не в 4 квартале 2008 года, а в более ранний период.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь положениями статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона N 119-ФЗ, во взаимосвязи с имеющимися в материалах дела доказательствами, пришел к выводу о том, что у Инспекции и Управления отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в применении вычета по НДС в сумме 5 284 975 руб.

Кассационная инстанция, поддерживая арбитражный суд апелляционной инстанции, исходит из положений указанных норм права и обстоятельств, установленных судом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006 года) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, при условии принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006 года) вычеты сумм налога, указанных в абзаце 1 пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, а именно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Следовательно, как правильно указано судами, условием возникновения у налогоплательщика права на налоговый вычет до 01.01.2006 являлась фактическая оплата им товара поставщику, включающая в себя сумму НДС, постановка на учет основных средств и наличие соответствующих первичных документов.

Судами установлено и следует из материалов дела, что налоговый орган, не оспаривая соблюдение налогоплательщиком всех условий для вычета по НДС, при принятии решения исходил из того, что право на спорные вычеты возникло у общества не в 4 квартале 2008 года, а в периоде, когда объекты введены в эксплуатацию.

Общество, оспаривая данные выводы Инспекции, указало, что право на налоговый вычет возникло в указанном налоговом периоде, поскольку именно в этом периоде им поданы документы на государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества, а фактическая оплата выполненных работ произведена 31.03.2008.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что объекты капитального строительства, по которым Обществу в период 2000-2003 годы предъявлен к уплате НДС в спорной сумме, были введены в эксплуатацию с 01.01.2004, и с этого момента налогоплательщик выполнил соответствующее условие для принятия налога к вычету.

Статьей 2 Закона N 119-ФЗ предусмотрены особенности переходного периода, в которой излагаются последовательность действий налогоплательщиков по отношению к дебиторской и кредиторской задолженностям, числящимся по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно, а также порядок вычетов налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым к учету до 1 января 2006 года.

В соответствии с пунктом 1 названной нормы, по состоянию на 1 января 2006 года налогоплательщики обязаны были провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженностей по состоянию на 31 декабря 2005 года. По результатам инвентаризации определялись дебиторская задолженность за реализованные, но не оплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектами обложения НДС и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 2006 года, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав и подлежащие вычету в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 2 Закона N 119-ФЗ, если до 1 января 2008 года налогоплательщик не погасил кредиторскую задолженность и не оплатил суммы налога, предъявленные ему продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты им на учет до 1 января 2006 года, налоговые вычеты таких сумм налога производятся в первом налоговом периоде 2008 года.

При этом пунктом 10 Закона N 119-ФЗ установлено, что налогоплательщики налога на добавленную стоимость, определяющие до вступления в силу настоящего Федерального закона момент определения налоговой базы как день отгрузки, производят вычеты сумм налога, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими к учету до 1 января 2006 года, в первом полугодии 2006 года равными долями.

Поскольку, как установлено судами, в данном случае предъявленные налогоплательщику к оплате суммы НДС не были им оплачены до 01.01.2006, таким образом, исходя из положений Закона N 119-ФЗ, Общество могло воспользоваться правом на налоговый вычет либо в первом налоговом периоде 2008 года, либо в первом полугодии 2006 года равными долями.

Кроме того, как указано судом апелляционной инстанции, в судебном заседании представитель Инспекции подтвердил, что налогоплательщик имел право на налоговый вычет по НДС в спорной сумме в первом квартале 2008 года (протокол судебного заседания от 22.09.2010).

Таким образом, поскольку на момент предъявления к вычету спорной суммы НДС (4 квартал 2008 года), названные указанными выше нормами налогового законодательства условия применения налоговых вычетов Обществом были соблюдены, суд апелляционной инстанции обоснованно признал несостоятельными выводы суда первой инстанции и налоговых органов о том, что Обществом неправомерно заявлен налоговый вычет по НДС в сумме 5 284 975 руб. в 4 квартале 2008 года.

Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета сумм НДС за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) оплачены, а основные средства - оплачены и поставлены на учет.

В силу пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обладает правом на вычет в течение трех лет с момента выполнения вышеуказанных условий.

Поскольку, как указано выше, в данном случае Общество могло воспользоваться правом на налоговый вычет либо в первом налоговом периоде 2008 года либо в первом полугодии 2006 года, срок предъявления НДС к вычету в 4 квартале 2008 года, то есть в пределах трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, как правильно установлено судом апелляционной инстанции, не истек. В связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для отказа налогоплательщику в реализации права на применение налогового вычета по НДС в спорной сумме.

Доводы налоговых органов, изложенные в кассационных жалобах, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда относительно установленных обстоятельств по делу суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции в полном объеме установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 2217/10 и от 30.06.2009 N 692/09, не допущено нарушений норм процессуального законодательств, в связи с чем оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 по делу N А81-1098/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.А.МАРТЫНОВА

Судьи

О.Г.РОЖЕНАС

Г.В.ЧАПАЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок