Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Глава 14. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья 118. Права налоговых органов

1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговые орга- ны имеют право, в соответствии с законодательством Республики Таджи- кистан:

1) проводить налоговые проверки в соответствии с настоящим Кодек- сом;

2) производить изъятие документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, связанных с совершением налоговых правонарушений, и в отношении данных действий в установленном порядке составить документ. При этом составляется документ об изъятых документах, который подписывается проверяющим должностном лицом налогового органа и налогоплательщиком (налоговым агентом), и одна копия остается у налогоплательщика (налогового агента);

3) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных целях, связанных с исполнением ими налогового законодательства. При этом налогоплательщик или налоговый агент должен явиться в налоговый орган не позже 5 рабочих дней со дня вручения уведомления в установленном настоящим Кодексом порядке;

4) определять суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщи- ками в бюджет, расчетным путем (используя методы прямой или косвенной оценки) в случаях и в порядке, установленных в части 3 статьи 44 нас- тоящего Кодекса;

5) в ходе проведения налоговых проверок физических и юридических лиц осуществлять проверки всех финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, наличных средств, ценных бумаг и других ценностей на руках, расчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчисле- нием и уплатой налогов, получать от должностных лиц и других работни- ков предприятий (организаций) и от физических лиц информацию и устные и письменные разъяснения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок;

6) в соответствии с частью 2 статьи 77 настоящего Кодекса осмат- ривать все производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий и физических лиц, независимо от места их нахождения, кото- рые используются для получения дохода или связаны с содержанием объек- тов налогообложения, и проводить наблюдения методом хронометража или другими методами;

7) давать руководителям и другим должностным лицам предприятий, а также физическим лицам обязательные к исполнению указания по устранению выявленных нарушений налогового законодательства, контролировать их выполнение;

8) применять к предприятиям, должностным и физическим лицам нало- говые санкции и штрафы, предусмотренные настоящим Кодексом и законода- тельством Республики Таджикистан за нарушения налогового законодатель- ства;

9) взимать в соответствии с настоящим Кодексом налоги, штрафы и проценты с предприятий, их должностных лиц и физических лиц, в том числе посредством предъявления исков в суд;

10) составлять протоколы по фактам нарушений налогового законодательства должностными лицами предприятий или физическими лицами;

11) в ходе налоговой проверки в порядке, установленном уполномо- ченным государственным органом по согласованию с Министерством финан- сов Республики Таджикистан, проводить инвентаризацию имущества нало- гоплательщика (кроме имущества жилых помещений);

12) получать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исключительно в служебных целях и для определения налоговых обязательств сведения, справки и документы о предпринимательской деятельности и операциях проверяемых предприятий и физических лиц;

13) вносить в установленном порядке в Правительство Республики Таджикистан, местные представительные и исполнительные органы госу- дарственной власти предложения об отмене их решений и решений их ни- жестоящих органов, противоречащих действующему налоговому законода- тельству;

14) в установленном порядке обратиться в суд о наложении ареста на имущество и взыскании денежных средств со счетов физических и юри- дических лиц;

15) при наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 94 насто- ящего Кодекса, приостанавливать расходные операции, за исключением расходных операций в целях исполнения налогового обязательства, физи- ческих и юридических лиц по расчетным и другим, в том числе валютным, счетам в учреждениях банков Республики Таджикистан;

16) в ходе проведения налоговых проверок самих банков осущест- влять проверку движения денежных средств на счетах клиентов банков только на основании решения суда в установленном законом порядке;

17) в соответствии с пунктом 4) статьи 76 настоящего Кодекса требовать от банков документы, подтверждающие исполнение выставленных в установленном настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами порядке платежных поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и налоговых агентов сумм налогов, а также документы, подтверждающие приостановление в установленном настоящим Кодексом порядке расходных операций по счетам налогоплательщиков и налоговых агентов;

18) по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого налогоплательщика, получать в соответствии с подпунктом 4) статьи 76 настоящего Кодекса от банков или других финансово-кредитных учреждений сведения о наличии и номерах его банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательными актами Республики Таджикистан требований к неразглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну;

19) привлекать (приглашать) для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

20) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть из- вестны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения на- логового контроля;

21) выносить соответствующие решения на основе протоколов по фактам нарушений налогового законодательства должностными лицами предприятий или физическими лицами;

22) создавать налоговые склады и акцизные посты в порядке, уста- новленном настоящим Кодексом;

23) предъявлять иски в суды по вопросам, связанным с исполнением (неисполнением) налогоплательщиками и (или) налоговыми агентами нало- гового законодательства;

24) разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Кодексом, которые утверждаются первым руководителем уполномоченного государственного органа или уполномоченным лицом, его замещающим, и опубликовываются в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан;

25) в пределах своей компетенции давать разъяснения по возникно- вению, исполнению и прекращению налоговых обязательств;

26) контролировать правильность применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

27) налоговые органы имеют также иные права, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Таджикистан, реализация которых не может иметь обязательный характер для третьих лиц (в редакци Закона РТ от 28.07.2006г.N193)

2. Права налоговых органов, приведенные в данной статье, могут реализовываться подразделениями налоговой полиции только по письменно- му поручению первых руководителей налоговых органов или их уполномо- ченных заместителей.

Статья 119. Обязанности налоговых органов

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать Конституцию Республики Таджикистан, настоящий Ко- декс, конституционные законы и другие законы Республики Таджикистан, совместные постановления Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон Маджли- си Оли Республики Таджикистан, постановления Маджлиси Милли, постанов- ления Маджлиси намояндагон, нормативные правовые акты Президента Рес- публики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан, охраняемые законом права и интересы предприятий, учреждений и организаций, а так- же граждан;

2) обеспечивать реализацию государственной налоговой политики;

3) обеспечивать полный и своевременный учет налогоплательщиков, в том числе плательщиков налога на добавленную стоимость, и объектов на- логообложения, учет начисленных и уплаченных налогов и недоимки, конт- роль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет;

4) составлять отчеты о поступлениях налогов в бюджет, вести учет и составлять отчетность о суммах предоставляемых налоговых льгот в разрезе групп налогоплательщиков, видов налогов и льгот, а также тер- риторий;

5) применять и своевременно взыскивать финансовые и иные санкции, штрафы и проценты, предусмотренные настоящим Кодексом и другими зако- нодательными актами Республики Таджикистан;

6) осуществлять проверку налогоплательщиков в соответствии с нор- мативными правовыми актами;

7) издавать методические и инструктивные указания по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также пособия, брошюры и плакаты, пуб- ликовать в средствах массовой информации консультации и разъяснения по этим вопросам;

8) вручать уведомление налогоплательщику по исполнению налогового обязательства в сроки и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) по заявлению налогоплательщика не позднее десятидневного срока предоставлять выписку из его лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налоговых обязательств;

10) применять способы обеспечения исполнения налоговых обязатель- ств и взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика в соответс- твии с настоящим Кодексом;

11) представлять налогоплательщикам копию акта налоговой проверки и соответствующего решения налогового органа по результатам налоговой проверки;

12) вести государственный реестр и учет контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

13) рассматривать в установленном порядке письма, жалобы и заяв- ления по вопросам, входящим в компетенцию налоговых органов;

14) ежемесячно представлять в финансовые органы сведения о факти- чески поступивших суммах налогов в бюджет;

15) совместно с финансовыми органами осуществлять контроль за ис- полнением доходной части бюджета;

16) осуществлять сбор и анализ информации об исполнении и о нару- шениях налогового законодательства, прогнозирование тенденций раз ви- тия негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц и информировать об этом Правительство Республики Таджи- кистан;

17) осуществлять валютный контроль совместно с другими уполномо- ченными законодательством Республики Таджикистан органами;

18) в соответствии с положениями статьи 89 настоящего Кодекса за- читывать и (или) возвращать плательщикам суммы, уплаченные сверх на- численного налога;

19) соблюдать тайну информации о налогоплательщиках в соответс- твии с положениями статьи 123 настоящего Кодекса;

20) проводить разъяснительную работу по применению налогового за- конодательства, представлять налогоплательщикам формы налоговой отчет- ности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения, в том числе письменные, о порядке исчисления и уплаты налогов;

21) обеспечивать в течение 6 лет после истечения налогового года сохранность налоговой отчетности и иных документов, в том числе выда- ваемых налогоплательщику копий этих документов (квитанций и т.д.), подтверждающих факт исполнения налогоплательщиком налоговых обязатель- ств по уплате налогов в государственный бюджет;

22) при выявлении в ходе налоговой проверки, в том числе проведенной с участием представителя подразделения налоговой полиции фактов, указывающих на признаки преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, отнесенных законодательством к подведомственности подразделений налоговой полиции, а также на признаки иных экономических правонарушений и преступлений, направить им материалы в течение 10 рабочих дней после утверждения акта налоговой проверки для принятия мер в соответствии с законодательством Республики Таджикистан;

23) осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов и подведомственных предприятий, учреждений и организаций;

24) до начала налоговой проверки объяснять права и обязанности налогоплательщиков, а также свои права и обязанности, связанные с проведением и результатами налоговых проверок;

25) обеспечить налогоплательщикам доступ к информации по вопросам, связанным с их налогообложением, в том числе путем размещения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения, в открытых обозреваемых местах зданий налоговых органов (на досках для объявлений) в порядке, предусмотренном Законом Республики Таджикистан "Об информации";

26) выполнять также иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством Республики Таджикистан.

2. Положения пунктов 3), 4), 5), 6), 8), 9), 10), 11), 12), 14), 15), 17), 18), 20), 21), 22), 23),24),25) части 1 настоящей статьи не распространяются на подразделения налоговой полиции.

Статья 120. Порядок применения прав, предоставленных налоговым

органам

1. Права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1), 2), 5), 6), 10), 11), 12), 16), 17), 18), 20), 26) части 1 статьи 118 настоя- щего Кодекса, предоставляются всем сотрудникам налоговых органов.

2. Права налоговых органов, предусмотренные пунктами 3), 7), 8), 9), 13), 14), 15), 19), 21), 22), 23), 24) и 25) части 1 статьи 118 настоящего Кодекса, предоставляются первому руководителю уполномочен- ного государственного органа, его первому заместителю и уполномоченным заместителям, заместителям руководителя налогового департамента упол- номоченного государственного органа, первым руководителям и заместите- лям первых руководителей территориальных налоговых органов.

3. Права налоговых органов, предусмотренные частью 1 статьи 118 настоящего Кодекса, и не перечисленные в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляются всем сотрудникам налоговых органов, занимающих должности главного налогового инспектора и выше.

4. Инструкция о порядке применения прав, предоставленных налого- вым органам, разрабатывается, утверждается и опубликовывается уполно- моченным государственным органом.

Статья 121. Ответственность должностных лиц налоговых органов

1. Сотрудники налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, несоблюдение установленных законода- тельством государственной, служебной, налоговой, коммерческой тайны и тайны вкладов, злоупотребления служебным положением и другие противоп- равные действия привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республи- ки Таджикистан.

2. Ущерб, причиненный налогоплательщику в результате не правомер- ных действий сотрудников налоговых органов, подлежит возмещению в по- рядке, установленном Гражданским кодексом Республики Таджикистан.

Статья 122. Конфликт интересов

Сотруднику налогового органа запрещается осуществление служебных обязанностей в нижеследующих случаях, если:

1) у сотрудника налогового органа имеются родственные связи с на- логоплательщиком; или

2) в отношении сотрудника налогового органа налогоплательщик или его родственник имеет прямую или косвенную финансовую заинтересован- ность.

Статья 123. Тайна сведений (налоговая тайна)

1. Налоговые органы, налоговые агенты и все лица, являющиеся или являвшиеся их сотрудниками, обязаны сохранять тайну любой информации о налогоплательщиках (за исключением информации об идентификационном но- мере налогоплательщика и другой информации, связанной с регистрацион- ным учетом налогоплательщиков), полученной ими при исполнении служеб- ных обязанностей. Налоговые органы и налоговые агенты имеют право раскрывать такую информацию в порядке, установленном уполномоченным государственным органом, только следующим лицам:

1) другим сотрудникам налоговых органов в ходе и в целях исполне- ния служебных обязанностей;

2) правоохранительным органам в целях проверки по закону лица, совершившего налоговое правонарушение или преступление;

3) судам в ходе рассмотрения дела об определении налоговых обяза- тельств налогоплательщика или ответственности за налоговые правонару- шения и преступления или иной уголовной ответственности;

4) налоговым органам других стран в соответствии с международными договорами, признанными Республикой Таджикистан;

5) финансовым органам и Фонду социальной защиты населения при Правительстве Республики Таджикистан в пределах, необходимых для вы- полнения законодательства о бюджете и социальном обеспечении;

6) таможенным органам для целей применения таможенного законода- тельства, а также органам, которые имеют право на взимание налогов в соответствии с настоящим Кодексом для целей осуществления налогообло- жения.

2. Лица, получившие сведения в соответствии с частью 1 настоящей статьи, сохраняют секретность информации в соответствии с положениями настоящей статьи, за минимальными исключениями, необходимыми для дос- тижения целей, в которых допускается предоставление информации.

3. За исключением случаев получения информации в соответствии с частями 1 или 4 настоящей статьи, лицо, получающее информацию, предос- тавление которой регулируется настоящей статьей, не может разглашать информацию и обязано вернуть документы, отражающие информацию, налого- вым органам.

4. Информация, касающаяся налогоплательщика, может быть предос- тавлена другому лицу с письменного разрешения налогоплательщика.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок