Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Международное налогооблoжение / Гонконг / Аналитика / Макао – «тихий» налоговый конкурент Гонконга

Макао – «тихий» налоговый конкурент Гонконга

Особенности налоговой системы САР КНР Макао

25.10.2010
Paragon Advice Group

Макао (澳門 - китайской название «Аомынь») стал Специальным административным районом КНР после его передачи Португалией 20 декабря 1999 года, через два года после передачи Великобританией Гонконга. Следуя политике «одна страна, две системы», САР Макао остается юрисдикцией с широкой степенью автономии от материкового Китая, в частности, он имеет свою систему исполнительной, законодательной и судебной власти. КНР, также как и в отношении Гонконга, не обладает фискальным суверенитетом (правом на установление и взимание налогов и сборов) на территории Макао. Минфин России считает Макао офшором (приказ № 108н от 13.11.2007). Основными языками являются китайский (кантонский диалект) и португальский, в бизнесе широко используется английский. Валютой является патака Макао (кит.: 澳門圓 – португал.: pataca macaense - обеспечивается гонконгским долларом (1:1), курс к рублю составляет 1 патака = 3,8 рубля). Валютный контроль отсутствует, однако САР Макао требует, чтобы 40 процентов всех поступлений от экспорта держались в национальной валюте (т.е. банк при получении средств сразу их конвертирует). Макао является для КНР и государств Юго-Восточной Азии «Лас-Вегасом». Запланированные налоговые доходы на 2010 год от игорного бизнеса составляют более 30 миллиардов патака (около 115 миллиардов рублей), что составит более 85 процентов всех планируемых налоговых доходов Макао на 2010 год (более 35 миллиардов патака), в 2009 году налоговые доходы от игорного бизнеса составили более 18 миллиардов (около 70 миллиардов рублей). Очевидно, что поэтому Макао может себе позволить иметь ставку корпоративного налога (налога на прибыль) намного ниже, чем у своего географического соседа - Гонконга. Все налоги устанавливаются Правительством САР Макао. Общее налоговое администрирование осуществляет Бюро по финансовым услугам (財政局 - Direcção dos Serviços de Finanças, официальный сайт). Налоговый год совпадает с календарным, начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря. В Макао отсутствуют косвенные налоги (ндс, налог с продаж) и таможенные пошлины, нет также экспортных сборов, а также налогов на наследование и дарение. С 1992 года у Макао Cоглашение c Европейским Союзом о торговле и сотрудничестве.

Налог на прибыль (9-12 процентов)

Налог (дополнительный) на прибыль (利得稅 / 所得補充稅 - Imposto complementar de rendimentos) взимается со всех доходов, полученных за год, коммерческими организациями (включающими в себя компании, товарищества, филиалы в Макао, и индивидуальных предпринимателей, при этом, исключая признанные ассоциации, религиозные и благотворительные организации), ведущими деятельность в Макао. Лица свободных профессий, включая профессиональные товарищества уплачивают профессиональный налог вместо налога на прибыль.

Резидентом является компания, учрежденная в Макао. Однако, резидентство для налоговых целей не имеет значения, так как не существует разницы между резидентом или нерезидентом. Налогообложению подлежит доход или прибыль, возникшая или извлеченная в Макао (Концепция «Территориального налогообложения» закреплена в статье 2 Декрета-Закона Макао «О налоге на прибыль» № 21/78М).

Под налогооблагаемым доходом понимается доход за вычетом допустимых расходов. По общему правилу расходы, понесенные для получения дохода, являются допустимыми. Расходы, понесенные в целях получения освобожения дохода, не подлежат вычету. В соответствии с налоговыми положениями Макао разница между прибылью от обычной деятельности и доходом от капитала отсутствует.

Облагаемый доход включает все виды валового дохода, поступающего на счета  предприятия: доходы от реализации, вознаграждение, комисионные за оказанные услуги, дивиденды, проценты и роялти. Согласно текущей практике Бюро по финансовым услугам, все доходы, полученные от источников в Макао и из иностранных государств, которые поступили на счета предприятия Макао, подлежат налогообложению, в случае если они прямо не освобождены законодательством Макао. Например, доходы, полученные зарегистрированным офшорным институтом (離岸機構) освобождены от налогообложения.

Неналогооблагаемый минимум для налога на прибыль в 2010 году установлен в размере 200000 патака (около 760 тыс. рублей) для доходов, полученных в 2009 налоговом году. 
Организации, плательщики налога на прибыль, подразделяются на две группы – A и B. Группа A - общества с зарегистрированным капиталом более, чем один миллион патака, или средней налогооблагаемой прибылью за последовательные три года в размере 500000 патака – облагаются на основании их декларированных доходов от предпринимательской деятельности.
Вторая категория коммерческих организаций - Группа B – общества, размер прибыли которых устанавливается Бюро по финансовым услугам (заблаговременно не сообщается, но обычно составляет от 8 до 10 процентов от оборота в соответствии с видом основной деятельности). Общества с декларируемой или вменяемой прибылью от 200000 патака до 300000 патака уплачивают налог по ставке 9 процентов. Когда же прибыль превышает 300000 патака налог уплачивается по наивысшей ставке 12 процентов (важно напомнить для сравнения, что у Кипра ставка корпоративного налога - 10 процентов, у Ирландии – 12,5 процентов, у Гонконга – 16,5 процентов). Плательщики Группы А сдают декларации (обязательно заверяются аудитором, зарегистрированным в Макао) по налогу на прибыль за предыдущий год с апреля по июнь. А плательщики Группы В обязаны ее сдать до конца марта, при этом, заверение местным аудитором не обязательно. Налог может быть уплачен единовременно или двумя платежами в сентябре и ноябре года, следующего за налоговым годом.

Отдельного внимания заслуживает налогообложение дивидендов. Дивиденды, распределенные обществом своим акционерам подлежат вычету из облагаемого дохода такого общества, и подлежат налогообложению уже у получателя по применимым ставкам налога на прибыль. Налог взимается либо непосредственно у местных акционеров, либо удерживается распределяющим обществом и уплачивается от лица иностранных акционеров. Дивиденды, полученные одним обществом – резидентом Макао от другого общества – резидента Макао, распределенные из его прибыли после налогообложения, подлежат освобождению. Дивиденды, полученные от иностранной компании, подлежат налогообложения в периоде, когда они были получены.

Убытки могут переноситься для отнесения на прибыль вперед на три года только налогоплательщиками Группы А (обратный перенос не разрешен). Для налогоплательщиков Группы В перенос убытков запрещен.

Для того, чтобы проценты и относящиеся к получению займов расходы были признаны вычетаемыми из облагаемого дохода, они должны быть уплачены или начислены в связи с торговой или предпринимательской деятельностью общества.

В Макао отсутствует положения законодательства о трансфертном ценообразовании, тонкой (недостаточной) капитализации и контролируемых иностранных компаниях.

Налоги физических лиц (меньше 6,75 процентов)

Физическое лицо признается резидентом САР Макао, если оно имеет идентификационную карту, выданную властями Макао, имеет  разрешение на постоянное проживание, выданное Департаментом иммиграции Макао, или ему было выдано разрешение на работу.  Разрешение на работу не требуется если нерезидент, оказывающий услуги технического характера или по наблюдению (контролю), находится непрерывно или периодически не более 45 дней в каждом из последовательном шестимесячном периоде, исчисляемом с момента легального въезда нерезидента. Нерезидент уплачивает профессиональный налог в тех же размерах, что и резидент, однако резиденту Макао предоставляется необлагаемый минимум в размере 120000 патака (456 тыс. рублей), а нерезидент в данном случае обязан уплатить налог по ставке 5 процентов.

Профессиональный налог (薪俸稅 / 職業稅 - Imposto profissional) взимается с заработной платы, выплат за услуги,  и иных вознаграждений по прогрессивной шкале от 7 до 12 процентов (свыше 400000 патака – 1,5 млн. рублей).

25-процентное снижение размера базы профессионального налога, введенное одновременно с необлагаемым минимумом в 2004 году, продолжает действовать дл 2010 года, что вместе со стандартным вычетом в размере 25 процентов, предусмотренным Законом Макао «О профессиональном налоге», создает эффективную ставку профессионального налога менее 6,75 процента.  

Важно заметить, что согласно позиции данной в разъяснении Бюро по финансовым услугам № 02/Dir/2009 от 7 января 2009 года доходы от опционов по акциям являются объектом обложения профессиональным налогом. Ранее иностранные компании (как правило, игорного бизнеса) предлагали своим работниками получить опцион на акции их иностранной материнской компании, таким образом, избегая уплаты профессионального налога.

Профессиональный налог либо уплачивается самостоятельно (независимые профессии), либо уплачивается работодателем на ежеквартальной или ежемесячной основе. В отношении нерезидентов налог уплачивается работодателем только на ежемесячной основе.

Помимо профессионального налога работники (налоговые резиденты) также уплачивают ежемесячно по 15 патака в Фонд сборов социального страхования. Работодатели уплачивают 30 патака за резидентов, и 45 патака за нерезидентов.

Акционеры – физические лица, которые получили дивиденды из прибыли общества (резидента Макао) до налогообложения, обязаны уплатить налог на прибыль в году, когда получение дивидендов было задекларировано. Дивиденды, полученнные физическим лицом (резидентом Макао) от иностранной компании не подлежат налогообложению налогом на прибыль.

Гербовый сбор

Гербовый сбор (印花稅 - Imposto de selo) уплачивается со всех сделок, включая и уплату налогов (исключения: налог на прибыль и профессиональный налог), банковских сделок и сделок с недвижимостью, по ставкам от 0,5 до 5 процентов в зависимости от вида сделок. Продавец или передающее имущество лицо является плательщиком.

Индустриальный налог

Индустриальный налог (營業稅 - Contribuição industrial) взимается со всех физических лиц и организаций, занимающихся коммерческими или промышленными видами деятельности. Годовой фиксированный налог варьируется от 150 до 80000 патака. (Обычно размер составляет около 300 патака). С 2005 года существует практика ежегодного освобождения от этого вида налога, что и предусмотрено на 2010 год.

Налог на имущество взимается, как с помещения, в котором плательщик проживает, так и с которого сдается. Доход от сдачи (рентный доход) облагается по ставке 16 процентов, в тоже время налог с помещения в котором проживает плательщик взимается по ставке 10 процентов с предположительной коммерческой стоимости. Однако, если налог не превышает 3500 патака на каждый объект налогообложения, то предоставляется освобождение. Также резиденту предоставляется освобождение в отношении первого приобретенного объекта недвижимости со стоимостью, не превышающей 3000000 патака (11,4 млн. рублей). При уплате налога на имущество взимается гербовый сбор в размере 5 процентов, повышающий сумму к перечислению в бюджет до 10,5 и 16,8 процентов.

Офшорные возможности

За пару месяцев до передачи Макао Китаю 18 октября 1999 года тогдашний губернатор Вашко Роха Вийейра (Vasco Rocha Vieira) подписал и одобрил Декрет-Закон Макао № 58/99M «Об офшоре» или Офшорный закон (離岸法例 – далее “Закон”), который вступил в силу с 1 ноября 1999 года.

Закон разделен на семь глав, и насчитывает 80 статей. Главы I и II содержат общие положения и понятия. Глава III регулирует офшорную финансовую деятельность, включая деятельность офшорных банков, по офшорному страхованию, перестрахованию и кэптивному страхованию. Глава IV содержит нормы относительно офшорных трастов, и деятельности по управлению активами. Главой V урегулированы офшорные коммерческие и вспомогательные услуги, в оказание которых вовлечены офшорные институты. Главы VI и VII предусматривают переходные положения, санкции и штрафы, а также заключительные положения. См. параллельный текст Декрета-Закона Макао от 18.10.1999 № 58/99M «Об офшоре» на португальском и китайском языках.

Статья 5 Закона допускает создание офшорных институтов (離岸機構) в организационно-правовой форме хозяйственных обществ в соответствии с Коммерческим кодексом Макао, а также в форме филиалов иностранных юридических лиц. См. текст Коммерческого кодекса Макао на английском языке (существует правовой механизм сдачи в аренду хозяйственного общества, см. ст.ст. 114-131 Коммерческого кодекса САР КНР Макао)

Офшорные институты также включают банки, страховые и перестраховые общества, а также общества по управлению трастами.

В соответствии с Директивой правительства от 8 июня 2005 года в Макао разрешено учреждение офшорных институтов, которые вправе осуществлять только следующие 8 видов деятельности (первоначально их было 20):

1. Консультирование по аппаратным средствам и компонентам ЭВМ

2. Консультирование по программам, программному обеспечению

      3. Обработка и передача данных, информационных баз и т.п.

 4. Виды деятельности, относящиеся к базам данных, например, хранение и поддержание баз данных

      5. Предоставление офисных услуг поддержки

      6. НИОКР

      7. Проведение тестов и технического анализа

      8. Управление и администрирование воздушными и морскими судами

Офшорное предприятие не вправе вести бизнес с резидентами Макао и не может вести расчёты с контрагентами в местной валюте.

Принципиально в Макао различаются 2 вида офшорных институтов: офшорный институт по оказанию коммерческих услуг (離岸商業服務機構), который вправе предоставлять услуги любой третьей стороне; оффшорный институ по предоставлению вспомогательных услуг своему головному обществу (離岸輔助服務機構).

Для регистрации оффшорного института и получения соответствующей лицензии необходимо представить бизнес-план, в котором, кроме прочего, должны быть указаны сферы деятельности, размеры инвестиций, условия привлечения к работе местного персонала, размеры офис и т.п.

После получения лицензии оффшорный институт должен представить подтверждение того, что компания привлекла персонал из числа резидентов в Макао и занимает отдельный офис, а также что институт занимается фактической деятельностью, о чем свидетельствуют размеры его оборота или собственности. Это очень важный момент - офшорный институт обязан физически присутствовать в Макао, а не только на бумаге.

Офшорный институт освобождается от различных налогов в Макао, включая налог на прибыль, индустриальный (промышленный) налог, налог на недвижимость и гербовый сбор. К тому же офшорный институт может привлекать к работе сотрудников, не являющихся резидентами Макао, которые могут быть освобождены от уплаты профессионального налога в течение первых 3 лет найма.

Оффшорный институт должен ежегодно проходить аудит в аудиторской компании, зарегистрированной и лицензированной в Макао.

Статьей 70 Закона предусмотрены штрафы за нарушения в создании и функционировании офшорных институтов:

Положения ст. 70

Виды правонарушений

Размер штрафа (патака Макао)

Компетентный орган Макао

Пункт 1(a)

Вовлечение в офшорные виды деятельности, предусмотренные Главой V Закона, без получения разрешения

от 100000 до 500000

Институт по продвижению торговли и инвестиций (Instituto de Promocao do Comercio e Investimento de Macau - IPIM)

Пункт 1(b)

Вовлечение в запрещенные (неразрешенные) виды деятельности

от 75000 до 300000

IPIM

Пункт 1(c)

Ведение видов офшорной деятельности, предусмотренных Главой V, без соблюдения требований, предусмотренных Законом для этой цели

от 50000 до 200000

IPIM

Пункт 1(c)

Нарушение требований статей 5 (Организационно-правовая форма), 9 (Место ведения деятельности), 10 (Официальный язык), 20 (Название), 64 (Название), 66 (Представление отчетности), 15 (Правила функционирования)

от 20000 до 100000

IPIM

Важно заметить, что Макао является юрисдикцией с системой континентального права, поэтому создание и регистрация хозяйственного общества может занять более длительный срок, чем в Гонконге с его системой общего права (британской правовой системой).

Лицензионные ежегодные сборы для офшорных институтов составляют:

 

Офшорные коммерческие услуги

Офшорные вспомогательные услуги

Сбор при выдаче разрешения на офшорные услуги

5000 патака

5000 патака

Годовой операционный сбор:

1 институт

1 институт

Зарегистрированный капитал от 25000 до 100000 патака

10000

6000

Зарегистрированный капитал от 100000 до 1000000 патака

20000

13000

Зарегистрированный капитал более 1000000 патака

30000

20000

Сборы уплачиваются двумя равными платежами по 50 процентов в конце шестимесячного периода с января по июнь, и с июля по декабрь.

Соглашения об избежании двойного налогообложения

У Макао пока всего три действующих полноценных соглашения об избежании с Бельгией, КНР и Португалией, учитывая тот факт, что налоги у источника отсутствуют. 15 июня 2010 года было подписано Соглашение об избежании двойного налогообложения с Мозамбиком. Однако, если получатель платежа не зарегистрирован в Макао, Бюро по финансовым услугам может провести проверку соответствия того факта, что платеж был осуществлен за услуги, оказанные за пределами территории Макао. Является нормальной коммерческой практикой для плательщика Макао, если получатель платежа не имеет регистрации в Макао, сначала удержать налог на прибыль, чтобы затем получить соответствуюее подтверждение отсутствия оснований для уплаты налога на прибыль в Макао. Вероятно, что скоро юрисдикция по аналогу Гонконга вступит в череду заключения новых соглашений.

По Соглашению с Португалией 1999 года, которое вступило в силу с 1 января 2000 года, территория источника дохода обладает правами по его налогообложению, а территория резидентства предоставляет либо освобождение, либо налоговый кредит. Налог у источника на дивиденды, проценты, роялти не превысит 10% (в Португалии налог у источника 25%). Что касается дохода от прироста капитала, то такой доход от инвестиций в акции португальской компании будет подлежать налогообложению в Макао.

Поэтому рекомендуется использовать компанию Макао в связке с компанией с острова Мадейра.

1 января 2010 года вступил в силу Протокол от 15 июля 2009 года, вносящий изменения в Соглашение (2003 года) между КНР и Макао об избежании двойного налогообложения. Протокол снизил ставки КНР у налога у источника для выплат дивидендов (5/10 процентов, меньшая применяется, когда компания-получатель Макао владеет не менее 25 процентов капитала компании-распределителя КНР, при это согласно Инструкции № 81 Налоговой администрации КНР такое владение должно осущестляться не менее, чем 12 месяцев), процентов (0/7 процентов, меньшая применяется в отношении Правительства САР Макао как получателя, или в отношении квалифицированных институтов) и роялти (7 процентов) в Макао до уровня, предусмотренного аналогичным соглашением КНР с Гонконгом. Данный факт открывает для иностранных инвесторов в Макао аналогичные возможности Гонконга по работе с КНР. Кроме того, пунктом 5 статьи 13 Соглашения с КНР предусмотрено освобождение от налога на прибыль КНР для доходов от капитала, полученных резидентами Макао от отчуждения менее 25 процентов акций в компании – резиденте КНР, которая не является компанией – держателем недвижимости (свыше 50 процентов активов которой составляет недвижимость в течение трехлетнего периода, предшествующего отчуждению). Теперь Протокол внес изменение, что такое освобождение дохода применяется только в случае, если отчуждению предшествовало владение таким пакетом акций не менее, чем в течение 12 месяцев.

19 июня 2006 года было подписано Соглашение с Бельгией. Согласно его положениям налоги у источника не превысят в отношении дивидендов 0 процентов (если получатель является бенефициарным собственником, резидентом Бельгии или Макао, владеет не менее 25 процентов акций в течение 12 месяцев в компании, выплачивающей дивиденды), 5 процентов (если получатель – бенефициарный собственник, владеющий не менее 10 процентов в компании, выплачивающей дивиденды). В отношении выплаты процентов налоги не превысят 10 процентов. В отношении роялти налоги не превысят 5 процентов.

См. текст Соглашения с Бельгией на английском языке

Как и большинство стран мира (например, Кипр, Гонконг, Каймановы Острова и др.) Макао принял на себя обязательства по соблюдению стандартов ОЭСР по налоговой прозрачности и обмену налоговой информацией. Законодательная ассамблея Макао приняла Закон 20/2009 об обмене информацией с другими налоговыми юрисдикциями, с которыми заключены соответствующие международные соглашения (на 11 августа 2009 года). Закон вступил в силу с 15 сентября 2009 года.

Важно заметить, что действие положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 27.05.1994 года на Макао не распространяется, поскольку при заключении рассматриваемого Соглашения Макао в состав КНР не входил, и на момент вступления в силу положения Соглашения для него не действовали, а когда Макао присоединился, в отношении него не было достигнуто иных договоренностей между КНР и РФ. Кроме того, Макао для РФ – офшор.

Еще одной интересной возможностью является возможность сдачи в аренду до 5 лет предприятия Макао (возможно, и в отношении офшорного института), что сильно отличается от аренды предприятия по праву РФ как имущественного комплекса, поскольку в соответствии со ст.ст. 131-142 Коммерческого кодекса Макао в аренду передается как само предприятия, так и все его нематериальные активы, персонал и иные активы, включая обязательства по неконкурированию и поддержанию предприятия на должном уровне.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (14)  Австрия (16) 

Азербайджан (12) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (14)  Армения (9)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (136)  Белиз (3)  Бельгия (18)  Бермудские острова (8) 

Биробиджан (1) 

Болгария (9)  Босния и Герцеговина (1) 

Бразилия (16)  Британские Виргинские острова (15)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (186)  Венгрия (19)  Венесуэла (3) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Гана (1) 

Германия (150) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (43) 

Греция (45)  Грузия (6) 

Дания (16) 

Египет (4) 

Израиль (6) 

Индия (23)  Индонезия (9) 

Иран (7)  Ирландия (43) 

Исландия (1)  Испания (104) 

Италия (96) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (41)  Каймановы острова (8)  Канада (10)  Катар (5) 

Кипр (124)  Китай (65) 

Колумбия (5)  Корея (КНДР) (3)  Косово (1) 

Куба (5)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (14) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (44) 

Ливан (1)  Литва (20)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (46) 

Македония (1)  Малайзия (10)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (15)  Марокко (1) 

Мексика (9) 

Мозамбик (1)  Молдова (8)  Монако (4)  Монголия (1) 

Намибия (2) 

Нидерланды (51) 

Новая Зеландия (12)  Норвегия (12) 

Объединенные Арабские Эмираты (11) 

Оман (1) 

Пакистан (1)  Палестина (1)  Панама (16) 

Перу (1) 

Польша (16)  Португалия (10) 

Приднестровская Молдавская Республика (1) 

Республика Корея (13) 

Россия (87) 

Румыния (12) 

Сальвадор (1)  Сан-Марино (2)  Саудовская Аравия (5) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (6) 

Сингапур (20)  Сирия (2) 

Словакия (5)  Словения (1) 

США (523) 

Таджикистан (8)  Таиланд (13)  Тайвань (3)  Танзания (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (40) 

Уганда (1) 

Узбекистан (13) 

Украина (132) 

Филиппины (2)  Финляндия (31) 

Франция (164) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (9) 

Чили (5) 

Швейцария (148)  Швеция (18) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (9) 

Югославия (2) 

Южная Африка (3) 

Ямайка (1) 

Япония (36)