Люцерн превращается в столицу низконалоговой Швейцарии
В 2013 году Швейцарскому кантону Люцерн удалось переманить к себе 147 новых фирм, которые ранее располагались в других кантонах.
18.11.2013Российский налоговый порталГлавный проигравший в налоговом соперничестве – Кантон Цуг (потеря – 184 фирмы), давно известный на международной арене за низкие ставки корпоративного налога. Однако в Правительстве Люцерна подчеркивают, что их успех связан не только с политикой привлекательных низких налогов.
Межкантональная налоговая конкуренция
За пределами Швейцарии за ней прочно закрепилась слава юрисдикции с конкурентными ставками налога на доходы предприятий и налога на доходы физических лиц. Однако это только верхушка айсберга (или внешний фронт международного налогового соревнования). Далеко не всем известно о внутришвейцарской, так называемой «межкантональной» налоговой конкуренции, в рамках которой субъекты Швейцарской конфедерации (т.е. кантоны) соревнуются друг с другом за внимание налогоплательщиков. Дело в том, что кантоны в соответствии с Швейцарской конституцией наделены достаточно широкими правами по установлению своих собственных налогов и ставок по ним. Используя данную прерогативу, кантоны бдительно следят за ставками у своих соседей и, по возможности, предлагают швейцарским и иностранным налогоплательщикам наилучшие условия.
Люцерн – в тренде
Для многих читателей наиболее известные в налоговом плане швейцарские кантоны – Цуг и Цюрих, являющиеся местом регистрации для многих дочерних и материнских компаний, ведущих деятельность в России и других странах СНГ.
Однако налоговый ландшафт Швейцарии не находится в замороженном состоянии, благо налоговая конкуренция является постоянным катализатором изменений. Ранее известный только как живописнейшее туристическое направление, Кантон Люцерн за последние 3 года сделал казалось бы невозможное – он занял первое место по количеству новоприобретённых фирм. С января 2011 года в Люцерн перебрались более 500 юридических лиц (из них 147 – за 2013 год). «Люцерн сейчас в тренде», - во один голос твердят эксперты. Основная причина такого успеха проста – в Кантоне действует самая низкая общая ставка налога на прибыль предприятия во всей Швейцарии (14%). Наряду с общей ставкой иностранные компании активно пользуются специальными пониженными режимами, по которым корпоративный налог может составлять всего лишь 7,9%.
На втором и третьем местах, после Люцерна, по количеству новоприобретённых фирм в 2013 году располагаются Кантоны Базель-Ландшафт (+59) и Тургау (+52).
Однако по закону сохранения энергии, если где-то прибыло, значит, где-то должно было убыть. Конкретно, главными проигравшими во внутришвейцарской борьбе за налогоплательщиков оказались вышеупомянутые Цуг и Цюрих. За тот же период с января 2011 года «корпоративные потери» Цуга составили 568 фирм, которые перебрались в другие кантоны; Цюрих не досчитался 358 зарегистрированных компаний.
«Дело не только в низкий налогах»
В Правительстве Люцерна отмечают, что Кантон привлекателен как для фирм-почтовых ящиков (наиболее часто используемые иностранцами), так и для крупных компаний, занимающихся реальной коммерческой деятельностью. В последнем случае Люцерн имеет важное конкурентное преимущество перед крохотными Цугом – а именно: Люцерн располагает достаточной территорией и инфраструктурой для организации производств и размещения персонала. Кроме того, с логистической точки зрения Кантон Люцерн лучше связан с такими центрами, как Цюрих, Берн и Базель.
Борьба за налогоплательщиков из-за рубежа
В настоящее время Швейцария разрабатывает реформу своего налогового законодательства (http://business-swiss.ch/2013/08/steuerstreit-ch-eu/ ), которая, как ожидается, вступит в силу в 2018 году. В рамках реформы планируется отказ от имеющихся специальных налоговых режимов, что вовсе не означает, что швейцарцы откажутся от борьбы за внимание международных налогоплательщиков. Дело в том, что всем заинтересованным иностранным компаниям Альпийская республика предложит новые налоговые режимы, которые станут действенной альтернативой старым. При этом, реформа задумана таким образом, чтобы в результате налоговое бремя для юридических лиц не возросло.
Обобщенно, направления реформы заключаются, во-первых, в уменьшении ставок кантональных налогов; во-вторых, во введении специальных налоговых режимов для отдельных видов предпринимательской деятельности; и, в-третьих, в упразднении некоторых существующих налогов.
1) Уменьшение ставок налога
Ставка отчисление с прибыли компании в Швейцарии складывается из федерального, кантонального и муниципального налога. Реформа предусматривает, что общая ставка на одном, двух или всех уровнях будет понижена.
В настоящее время Кантоны Во, Базель-Штадт, Ноенбург, Швиц и Шаффхаузен разрабатывают политику понижения кантонального налога на прибыль предприятий.
Кантоны Базель-Ландшафт, Женева и Цюрих уже объявили, что вместо старых привилегий они рассматривают возможность введения единой шкалы корпоративного налога, как для швейцарских, так и иностранных фирм со ставкой от 13 до 16% (с учётом федерального налога).
Кантон Цуг ориентируется на ставку в 12% для совокупного налогового бремени юридических лиц. Для Кантона Люцерн ставка в 12% также вполне досягаема. Таким образом, некоторые швейцарские кантоны планируют введение ставки, которая была бы меньше, чем у юрисдикций-конкурентов Швейцарии.
2) Новые специальные режимы
На федеральном уровне планируется создание режима так называемого «лицензионного ящика» (Lizenzbox), благодаря которому доходы от интеллектуальной собственности для целей налогообложения будут обособляться от остальной прибыли. При этом, для обособленной прибыли будет действовать пониженная ставка налога.
В настоящее время режимы «лицензионного ящика» уже действуют на кантональном уровне. Так, в Кантоне Нидвальден ставка равняется 8,8% (для сравнения – в Великобритании – 10%).
3) Упразднение некоторых существующих налогов
К таким мерам относится:
Во-первых, упразднение налога, взимаемого при проведении IPO. Данная мера нацелена на привлечение в Швейцарию международных игроков, планирующих проведение публичного размещения своих акций (одними из наиболее популярных мест для проведения IPO пока что остаются Нью-Йорк, Лондон и Гонконг).
Во-вторых, упразднение кантональных налогов на капитал юридического лица. Данная мера существенно повысит привлекательность швейцарской юрисдикции при размещении здесь имущества для управления при помощи family offices и wealth management.
В-третьих, введение налоговых льгот при выпуске компанией своих долговых обязательств (облигаций).
Предстоящая налоговая реформа в Швейцарии не отпугнула международных налогоплательщиков. Так, среди наиболее известных корпоративных переездов только за октябрь 2013 года можно назвать следующие: Kellogg’s (мировой лидер по производству кукурузных хлопьев) выбрал Кантон Женева (http://business-swiss.ch/2013/10/kelloggs-in-genf/ ) в качестве места регистрации своего европейского бизнеса; Blackrock (крупнейшая компания по Asset Manager) открывает в Кантоне Цюрих центр по управлению активов своих клиентов. Помимо корпоративных гигантов Швейцария притягивает и средние компании: так, в последнее время наметился тренд по переезду в Альпийскую республику французских фирм (http://business-swiss.ch/2013/08/franzoesische-firmen-in-die-ch/ ).
Последствия налоговой конкуренции кантонов
Однозначно то, что само наличие межкантональной налоговой конкуренции привлекает в Швейцарию иностранных налогоплательщиков. Дело в том, что компании могут выбирать из 26 кантонов один, в котором они будут зарегистрированы и, соответственно, платить кантональные и муниципальные налоги. И если кантон регистрации подымет налоговое бремя, соответствующая фирма может просто перейти в другой кантон. Таким образом, ей не придётся покидать страну и тем самым нести связанные с этим издержки. В данном свете Швейцария выгодно отличается от Ирландии, Люксембурга и Кипра, в которых возможное повышение налогов неминуемо заставит покинуть соответствующую страну.
Тем не менее, межкантональная налоговая конкуренция имеет побочный эффект – она может расстроить финансы кантона, если совокупный приток новых налогоплательщиков не покроет разницу между старой и новой налоговой ставкой.
Пока Кантон Люцерн может заслуженно принимать поздравления по промежуточным результатам нескончаемого налогового соревнования. Однако его Правительству приходится думать об имплементации очередного пакета экономии для сокращения кантональных расходов. Тем не менее, если Люцерн сможет привлечь достаточно новых фирм из других кантонов или из-за рубежа (а вероятность такого исхода вполне реальна), то можно будет сказать, что агрессивная налоговая политика Кантона Люцерн оказалась в полной мере успешной.
Не секрет, что многие холдинговые и трейдерские компании выбрали Швейцарию в качестве места регистрации своих офисов среди прочего из-за существующих в некоторых кантонах привилегированных налоговых режимов для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в основном или исключительно за пределами Альпийской республики.
С 1974 года в результате турецкой военной агрессии Кипр живет в состоянии «замороженной» войны.
1 февраля 2013 года вступил в силу Федеральный закон Швейцарии о международной помощи в налоговых вопросах, призванный регулировать процедуру выдачи информации по запросам иностранных органов.
Темы: Международное налогообложение  
-
Александра Баязитова
Корреспондент Известия -
Александр Бастрыкин
Председатель Следственный комитет России -
Александр Бороухин
Возглавляет практику «Энергетика и коммунальный комплекс» Адвокатске бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры» -
Александр Захаров
Партнер Paragon Advice Group -
Александр Очаковский
Независимый обозреватель Независимый обозреватель -
Александр Починок
экономист, министр труда и социального развития россии в 2000-2004 гг. - -
Алексей Кудрин
председатель комитет гражданских инициатив -
Алена Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алёна Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Анастасия Жигина
Старший юрист Пепеляев Групп -
Анатолий Аксаков
депутат Госдума -
Анатолий Вассерман
журналист, политический консультант - -
Анатолий Черняков
Генеральный директор ЗАО «Асон-Аудит» (г. Москва) -
Андрей Ярковой
Руководитель юридической службы Производственная компания -
Антон Вашкевич
старший юрист Goltsblat BLP -
Антон Рахманов
генеральный директор УК «Тройка Диалог» -
Антон Соничев
Адвокат компании «Деловой фарватер» -
Арина Холина
журналист - -
Аркадий Брызгалин
Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право» Группа компаний «Налоги и финансовое право» -
Бижанов Махач
Управляющий Партнер Юридическая фирма Legal Consulting Group -
Борис Грозовский
экономический обозреватель forbes.ru -
Борис Титов
уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей - -
Вадим Зарипов
руководитель аналитической службы Юридическая компания «Пепеляев Групп» -
Валентин Гаврилов
Директор отдел исследований рынка CBRE -
Валерий Саркисов
Адвокат, руководитель проекта АК «Судебный адвокат» АК «Судебный адвокат» -
Вера Ситнина
Корреспондент Slon -
Вероника Хан
частный консультант -
Владимир Громковский
совладелец ГК «Финематика» -
Владимир Назаров
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Институт экономической политики им.Гайдара -
Владимир Фролов
Президент Ассоциация «Налоги России» -
Владислав Земляной
Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик ООО «ПКИК» -
Владислав Иноземцев
директор Центр исследований постиндустриального общества -
Гарамита Валентин
Заместитель генерального директора ЗАО «Юрэнерго» Группа компаний «Юрэнерго» -
Григорий Бирг
аналитик компания «Инвесткафе» -
Даниил Авдеев
Партнер Компания «Соллерс Траст» -
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер Юридическая компания «Taxadvisor» -
Дмитрий Сокуренко
корреспондент агентство «Прайм» -
Дмитрий Фадеев
Заместитель директора Юридического департамента Торгово-промышленная палата РФ -
Дмитрий Хитров
Председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж», разработчик системы для осуществления коммерческого онлайн-правосудия в РФ Компания «Электронный арбитраж» -
Евгений Воловик
Эксперт Финансовая газета -
Евгений Кобзев
Руководитель проекта «Электронный бухгалтер «Эльба» ЗАО «ПФ «СКБ Контур» -
Екатерина Кузнецова
Старший менеджер группы по оказанию услуг в области налогового и бухгалтерского КПМГ в России и СНГ -
Екатерина Румянцева
председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Group -
Елена Зиязова
юрист -
Иван Кабулаев
Управляющий директор «Инвесткафе» -
Игорь Базилевский
юрист -
Игорь Индриксонс
управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru -
Илья Жуков
Руководитель проекта, консультант www.taxanalytics.ru -
Илья Соколов
эксперт Институт Гайдара -
Илья Трунин
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов -
Карина Кассис
Аналитик Synerdocs -
Кирилл Никитин
Директор Центр налоговой политики Экономического факультета МГУ -
Кирилл Титаев
ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения -
Константин Ворович
внештатный корреспондент Forbes.ru -
Константин Захаров
Пенсионер МВД -
Константин Петров
генеральный директор «ВТБ регистратор» -
Константин Сасов
Ведущий юрист ООО «Пепеляев Групп» -
Лысенков Антон
юрист Правовой центр Фиолент -
Магомедов Марад
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch -
Максим Агалаков
Генеральный директор ЗАО «В.И.Г.- БизнесКонсалтинг» -
Максим Кваша
Спецкорреспондент ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» -
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение" -
Мария Шклярук
научный сотрудник Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге -
Михаил Галятин
Свободен советник по юридическому маркетингу, бывший адвокат МГКА -
Михаил Делягин
Директор Институт проблем глобализации -
Михаил Орлов
партнер КПМГ -
Михаил Соболев
Партнер Consulco Group, ведущий налоговый консультант на рынке СНГ Consulco International -
Наталья Ларионова
глава Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития -
Наталья Свистунова
юрист, главный редактор Российский налоговый портал -
Николай Левичев
Председатель «Справедливая Россия» -
Оксана Дмитриева
доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» «Справедливая Россия» -
Ольга Плешанова
Юрист Редакция Закон.ру -
Павел Гагарин
Председатель совета директоров Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа» -
Петр Попов
Ведущий юрист «Пепеляев Групп» -
Роман Романенко
Заместитель начальника Юрист сообщества Правовед.ру -
Рустам Вахитов
Руководитель департамента налогового консультирования International Tax Associates -
Сергей Алексашенко
экономист - -
Сергей Беляков
Заместитель министра Министерство экономического развития -
Сергей Воропаев
Партнер Deloitte -
Сергей Пепеляев
Управляющий партнёр «Пепеляев групп» -
Сергей Старцев
руководитель Представительство РИА Новости в Италии -
Татьяна Суфиянова
Консультант по налогам и сборам Российский налоговый портал -
Ульяна Коровкина
бизнес-аналитик Synerdocs -
Фаина Филина
Корреспондент Российский налоговый портал -
Филипп Стеркин
- - -
Элла Панеях
Ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге -
Эриг Берглоф
Главный экономист Европейский банк реконструкции и развития -
Юрий Печенкин
Должность не раскрывается Место работы не раскрывается -
Ян Арт
директор-главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России ООО «Банкир.Ру» (Информационное агентство Bankir.Ru) -
Ярослав Романчук
основатель и директор Центр им. Мизеса, Минск
Комментарии
Дарагая ридакцыя.
"Базель-Ландшафт" - это новый кантон в Швейцарии? Или вдруг полукантоны Базель-Ланд и Базель-Штадт объединились, а швейцарцы и не знают?
"И если кантон регистрации подымит налоговое бремя..." - налоговое бремя, даже для холдинговой компании в Швейцарии, это всё равно не папироса, чтобы так вот запросто его взять и подымить.
"...если совокупный приток новых налогоплательщиков не покроит..." - да точно не покроит, приток не имеет навыков портного, он же даже не одушевлённый.
А вот за содержание аффтару зочёдЪ.
Пеши исчо.
Много букоф ;) Реформа об обмене информацией не отражено...
Добрый вечер.
Обмен информацией осуществляться будет, так как Швейцария подписала 15.10.2013 Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об административной взаимопомощи в области налогообложения, предусматривающую обмен информацией. (http://www.nashagazeta.ch/node/16541).
В любом случае, Швейцария может предоставлять информацию только швейцарских банков, где обычно открыты счета холдинговых компаний, на счетах которых лишь скапливается итоговая прибыль, а расчётные счета операционных компаний, где как раз и происходят "самые интересные" движения, зачастую открыты совсем в других банках, чаще всего расположенных в странах Прибалтики или на Кипре.
Полагаю, небезынтересным отметить достаточно серьёзные требования к запросу, который может быть направлен швейцарской стороне:
"Общие требования к запросу
В первую очередь, в запросе должно указано лицо, в отношении которого он направляется. Лицо может быть названо по имени либо определено путем описания (см. ниже). Помимо описания лица, в отношении которого запрашивается информация, в запросе должно быть указано его обоснование: налоговая цель запроса, основания предполагать, что информация находится именно в Швейцарии, а также потенциальных обладателей этой информации. Также запросом должна подтверждаться его законность, соответствие всем указанным требованиям, а также подтверждение того, что государство уже исчерпало все внутренние процедуры и возможные источники для получения этой информации.
Отдельно оговаривается, что не предоставляется информация с целью исследования, а также если эта информация не входит в перечень предоставляемой в рамках применимого двустороннего соглашения, или если получение такой информации требует совершения действий, являющихся, по Швейцарскому праву, незаконными. Дополнительной гарантией является то, что запрашивающие органы не имеют права требовать ознакомления с самими документами, содержащими информацию, а также личного присутствия представителя при административной процедуре."
(http://www.roche-duffay.ru/articles/swiss_info.htm)
Таким образом, логично предположить, что запросы вряд ли будут массовыми и праздными.
Что же касается выдачи информации в рамках каких-либо уголовных, бракоразводных или торгово-имущественных дел, то Швейцария уже несколько десятилетий является членом нескольких конвенций, предусматривающих обмен информацией в рамках судебных разбирательств.
Возможность обмена информацией в административном порядке не должна существенно изменить сложившийся деловой оборот.
Василий, а вы с автором вместе трудитесь?
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch
Одно пояснение: Конвенция ОЭСР Швейцарией подписана, но не ратифицирована: http://business-swiss.ch/2013/10/ch-unterzeichnet-oecd-konvention/
Когда это произойдёт и произойдет ли вовсе - неизвестно.
Интересно, что Конвенция не ратифицирована также и Россией (по ссылке есть список подписавших и ратифицировавших государств). Опять же ратификация может длится вечно.
Соответственно, Конвенция ОЭСР - это не действующий в российско-швейцарских отношениях документ.
Намечающаяся реформа законодательства по реагированию на налоговые запросы: http://business-swiss.ch/2013/10/amtshilfegesetzrevision/
Действующие правила реагирования на налоговые запросы: http://business-swiss.ch/2013/07/bankgeheimnis/
Помощничек, нет. Никогда не доводилось.
Тем не менее тема статьи весьма интересна для меня. И даже дважды.
Интерес к международному налоговому планированию профессиональный, а к Швейцарии - личный.
Резюмируя по существу статьи:
При легитимном использовании швейцарских компаний и счетов в швейцарских банках при налогом планировании проблем с раскрытием банковской тайны быть не должно, так как существующие принципы механизма обмена информацией не предусматривают немотивированных запросов.