Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Магомедов Марад

Магомедов Марад


Должность: Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch

Новости / Мнения / Люцерн превращается в столицу низконалоговой Швейцарии

Люцерн превращается в столицу низконалоговой Швейцарии

В 2013 году Швейцарскому кантону Люцерн удалось переманить к себе 147 новых фирм, которые ранее располагались в других кантонах.

18.11.2013Российский налоговый портал

Главный проигравший в налоговом соперничестве – Кантон Цуг (потеря – 184 фирмы), давно известный на международной арене за низкие ставки корпоративного налога. Однако в Правительстве Люцерна подчеркивают, что их успех связан не только с политикой привлекательных низких налогов.

Межкантональная налоговая конкуренция

За пределами Швейцарии за ней прочно закрепилась слава юрисдикции с конкурентными ставками налога на доходы предприятий и налога на доходы физических лиц. Однако это только верхушка айсберга (или внешний фронт международного налогового соревнования). Далеко не всем известно о внутришвейцарской, так называемой «межкантональной» налоговой конкуренции, в рамках которой субъекты Швейцарской конфедерации (т.е. кантоны) соревнуются друг с другом за внимание налогоплательщиков. Дело в том, что кантоны в соответствии с Швейцарской конституцией наделены достаточно широкими правами по установлению своих собственных налогов и ставок по ним. Используя данную прерогативу, кантоны бдительно следят за ставками у своих соседей и, по возможности, предлагают швейцарским и иностранным налогоплательщикам наилучшие условия.

Люцерн – в тренде

Для многих читателей наиболее известные в налоговом плане швейцарские кантоны – Цуг и Цюрих, являющиеся местом регистрации для многих дочерних и материнских компаний, ведущих деятельность в России и других странах СНГ.

Однако налоговый ландшафт Швейцарии не находится в замороженном состоянии, благо налоговая конкуренция является постоянным катализатором изменений. Ранее известный только как живописнейшее туристическое направление, Кантон Люцерн за последние 3 года сделал казалось бы невозможное – он занял первое место по количеству новоприобретённых фирм. С января 2011 года в Люцерн перебрались более 500 юридических лиц (из них 147 – за 2013 год). «Люцерн сейчас в тренде», - во один голос твердят эксперты. Основная причина такого успеха проста – в Кантоне действует самая низкая общая ставка налога на прибыль предприятия во всей Швейцарии (14%). Наряду с общей ставкой иностранные компании активно пользуются специальными пониженными режимами, по которым корпоративный налог может составлять всего лишь 7,9%.

На втором и третьем местах, после Люцерна, по количеству новоприобретённых фирм в 2013 году располагаются Кантоны Базель-Ландшафт (+59) и Тургау (+52).

Однако по закону сохранения энергии, если где-то прибыло, значит, где-то должно было убыть. Конкретно, главными проигравшими во внутришвейцарской борьбе за налогоплательщиков оказались вышеупомянутые Цуг и Цюрих. За тот же период с января 2011 года «корпоративные потери» Цуга составили 568 фирм, которые перебрались в другие кантоны; Цюрих не досчитался 358 зарегистрированных компаний.

«Дело не только в низкий налогах»

В Правительстве Люцерна отмечают, что Кантон привлекателен как для фирм-почтовых ящиков (наиболее часто используемые иностранцами), так и для крупных компаний, занимающихся реальной коммерческой деятельностью. В последнем случае Люцерн имеет важное конкурентное преимущество перед крохотными Цугом – а именно: Люцерн располагает достаточной территорией и инфраструктурой для организации производств и размещения персонала. Кроме того, с логистической точки зрения Кантон Люцерн лучше связан с такими центрами, как Цюрих, Берн и Базель.

Борьба за налогоплательщиков из-за рубежа

В настоящее время Швейцария разрабатывает реформу своего налогового законодательства (http://business-swiss.ch/2013/08/steuerstreit-ch-eu/ ), которая, как ожидается, вступит в силу в 2018 году. В рамках реформы планируется отказ от имеющихся специальных налоговых режимов, что вовсе не означает, что швейцарцы откажутся от борьбы за внимание международных налогоплательщиков. Дело в том, что всем заинтересованным иностранным компаниям Альпийская республика предложит новые налоговые режимы, которые станут действенной альтернативой старым. При этом, реформа задумана таким образом, чтобы в результате налоговое бремя для юридических лиц не возросло.

Обобщенно, направления реформы заключаются, во-первых, в уменьшении ставок кантональных налогов; во-вторых, во введении специальных налоговых режимов для отдельных видов предпринимательской деятельности; и, в-третьих, в упразднении некоторых существующих налогов.

1) Уменьшение ставок налога

Ставка отчисление с прибыли компании в Швейцарии складывается из федерального, кантонального и муниципального налога. Реформа предусматривает, что общая ставка на одном, двух или всех уровнях будет понижена.

В настоящее время Кантоны Во, Базель-Штадт, Ноенбург, Швиц и Шаффхаузен разрабатывают политику понижения кантонального налога на прибыль предприятий.

Кантоны Базель-Ландшафт, Женева и Цюрих уже объявили, что вместо старых привилегий они рассматривают возможность введения единой шкалы корпоративного налога, как для швейцарских, так и иностранных фирм со ставкой от 13 до 16% (с учётом федерального налога).

Кантон Цуг ориентируется на ставку в 12% для совокупного налогового бремени юридических лиц. Для Кантона Люцерн ставка в 12% также вполне досягаема. Таким образом, некоторые швейцарские кантоны планируют введение ставки, которая была бы меньше, чем у юрисдикций-конкурентов Швейцарии.

2) Новые специальные режимы

На федеральном уровне планируется создание режима так называемого «лицензионного ящика» (Lizenzbox), благодаря которому доходы от интеллектуальной собственности для целей налогообложения будут обособляться от остальной прибыли. При этом, для обособленной прибыли будет действовать пониженная ставка налога.

В настоящее время режимы «лицензионного ящика» уже действуют на кантональном уровне. Так, в Кантоне Нидвальден ставка равняется 8,8% (для сравнения – в Великобритании – 10%).

3) Упразднение некоторых существующих налогов

К таким мерам относится:

Во-первых, упразднение налога, взимаемого при проведении IPO. Данная мера нацелена на привлечение в Швейцарию международных игроков, планирующих проведение публичного размещения своих акций (одними из наиболее популярных мест для проведения IPO пока что остаются Нью-Йорк, Лондон и Гонконг).

Во-вторых, упразднение кантональных налогов на капитал юридического лица. Данная мера существенно повысит привлекательность швейцарской юрисдикции при размещении здесь имущества для управления при помощи family offices и wealth management.

В-третьих, введение налоговых льгот при выпуске компанией своих долговых обязательств (облигаций).

Предстоящая налоговая реформа в Швейцарии не отпугнула международных налогоплательщиков. Так, среди наиболее известных корпоративных переездов только за октябрь 2013 года можно назвать следующие: Kellogg’s (мировой лидер по производству кукурузных хлопьев) выбрал Кантон Женева (http://business-swiss.ch/2013/10/kelloggs-in-genf/ ) в качестве места регистрации своего европейского бизнеса; Blackrock (крупнейшая компания по Asset Manager) открывает в Кантоне Цюрих центр по управлению активов своих клиентов. Помимо корпоративных гигантов Швейцария притягивает и средние компании: так, в последнее время наметился тренд по переезду в Альпийскую республику французских фирм (http://business-swiss.ch/2013/08/franzoesische-firmen-in-die-ch/ ).

Последствия налоговой конкуренции кантонов

Однозначно то, что само наличие межкантональной налоговой конкуренции привлекает в Швейцарию иностранных налогоплательщиков. Дело в том, что компании могут выбирать из 26 кантонов один, в котором они будут зарегистрированы и, соответственно, платить кантональные и муниципальные налоги. И если кантон регистрации подымет налоговое бремя, соответствующая фирма может просто перейти в другой кантон. Таким образом, ей не придётся покидать страну и тем самым нести связанные с этим издержки. В данном свете Швейцария выгодно отличается от Ирландии, Люксембурга и Кипра, в которых возможное повышение налогов неминуемо заставит покинуть соответствующую страну.

Тем не менее, межкантональная налоговая конкуренция имеет побочный эффект – она может расстроить финансы кантона, если совокупный приток новых налогоплательщиков не покроет разницу между старой и новой налоговой ставкой.

Пока Кантон Люцерн может заслуженно принимать поздравления по промежуточным результатам нескончаемого налогового соревнования. Однако его Правительству приходится думать об имплементации очередного пакета экономии для сокращения кантональных расходов. Тем не менее, если Люцерн сможет привлечь достаточно новых фирм из других кантонов или из-за рубежа (а вероятность такого исхода вполне реальна), то можно будет сказать, что агрессивная налоговая политика Кантона Люцерн оказалась в полной мере успешной.

Разместить:
Швейцария наносит ответный удар ЕС в споре о привилегированных налоговых режимах

Не секрет, что многие холдинговые и трейдерские компании выбрали Швейцарию в качестве места регистрации своих офисов среди прочего из-за существующих в некоторых кантонах привилегированных налоговых режимов для юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в основном или  исключительно за пределами Альпийской республики.

Остров разбившихся надежд: банковская экспроприация на Кипре

С 1974 года в результате турецкой военной агрессии Кипр живет в состоянии «замороженной» войны.

Живее всех живых: швейцарская банковская тайна после 1 февраля 2013 года

1 февраля 2013 года вступил в силу Федеральный закон Швейцарии о международной помощи в налоговых вопросах, призванный регулировать процедуру выдачи информации по запросам иностранных органов.

Читатель
12 ноября 2013 г. в 9:37

Дарагая ридакцыя.

"Базель-Ландшафт" - это новый кантон в Швейцарии? Или вдруг полукантоны Базель-Ланд и Базель-Штадт объединились, а швейцарцы и не знают?

"И если кантон регистрации подымит налоговое бремя..." - налоговое бремя, даже для холдинговой компании в Швейцарии, это всё равно не папироса, чтобы так вот запросто его взять и подымить.

"...если совокупный приток новых налогоплательщиков не покроит..." - да точно не покроит, приток не имеет навыков портного, он же даже не одушевлённый.

А вот за содержание аффтару зочёдЪ.

Пеши исчо.

Любитель
12 ноября 2013 г. в 14:13

Много букоф ;) Реформа об обмене информацией не отражено...

Карпов Василий
12 ноября 2013 г. в 17:07

Добрый вечер.

Обмен информацией осуществляться будет, так как Швейцария подписала 15.10.2013 Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) об административной взаимопомощи в области налогообложения, предусматривающую обмен информацией. (http://www.nashagazeta.ch/node/16541).

В любом случае, Швейцария может предоставлять информацию только швейцарских банков, где обычно открыты счета холдинговых компаний, на счетах которых лишь скапливается итоговая прибыль, а расчётные счета операционных компаний, где как раз и происходят "самые интересные" движения, зачастую открыты совсем в других банках, чаще всего расположенных в странах Прибалтики или на Кипре.

Карпов Василий
12 ноября 2013 г. в 18:02

Полагаю, небезынтересным отметить достаточно серьёзные требования к запросу, который может быть направлен швейцарской стороне:

"Общие требования к запросу

В первую очередь, в запросе должно указано лицо, в отношении которого он направляется. Лицо может быть названо по имени либо определено путем описания (см. ниже). Помимо описания лица, в отношении которого запрашивается информация, в запросе должно быть указано его обоснование: налоговая цель запроса, основания предполагать, что информация находится именно в Швейцарии, а также потенциальных обладателей этой информации. Также запросом должна подтверждаться его законность, соответствие всем указанным требованиям, а также подтверждение того, что государство уже исчерпало все внутренние процедуры и возможные источники для получения этой информации.

Отдельно оговаривается, что не предоставляется информация с целью исследования, а также если эта информация не входит в перечень предоставляемой в рамках применимого двустороннего соглашения, или если получение такой информации требует совершения действий, являющихся, по Швейцарскому праву, незаконными. Дополнительной гарантией является то, что запрашивающие органы не имеют права требовать ознакомления с самими документами, содержащими информацию, а также личного присутствия представителя при административной процедуре."

(http://www.roche-duffay.ru/articles/swiss_info.htm)

Таким образом, логично предположить, что запросы вряд ли будут массовыми и праздными.

Что же касается выдачи информации в рамках каких-либо уголовных, бракоразводных или торгово-имущественных дел, то Швейцария уже несколько десятилетий является членом нескольких конвенций, предусматривающих обмен информацией в рамках судебных разбирательств.

Возможность обмена информацией в административном порядке не должна существенно изменить сложившийся деловой оборот.

Помощничек
12 ноября 2013 г. в 23:31

Василий, а вы с автором вместе трудитесь?

Магомедов  Марад
Магомедов Марад
13 ноября 2013 г. в 0:42

Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch

Одно пояснение: Конвенция ОЭСР Швейцарией подписана, но не ратифицирована: http://business-swiss.ch/2013/10/ch-unterzeichnet-oecd-konvention/

Когда это произойдёт и произойдет ли вовсе - неизвестно.

Интересно, что Конвенция не ратифицирована также и Россией (по ссылке есть список подписавших и ратифицировавших государств). Опять же ратификация может длится вечно.

Соответственно, Конвенция ОЭСР - это не действующий в российско-швейцарских отношениях документ.

Намечающаяся реформа законодательства по реагированию на налоговые запросы: http://business-swiss.ch/2013/10/amtshilfegesetzrevision/

Действующие правила реагирования на налоговые запросы: http://business-swiss.ch/2013/07/bankgeheimnis/

Карпов Василий
13 ноября 2013 г. в 10:15

Помощничек, нет. Никогда не доводилось.

Тем не менее тема статьи весьма интересна для меня. И даже дважды.

Интерес к международному налоговому планированию профессиональный, а к Швейцарии - личный.

Резюмируя по существу статьи:

При легитимном использовании швейцарских компаний и счетов в швейцарских банках при налогом планировании проблем с раскрытием банковской тайны быть не должно, так как существующие принципы механизма обмена информацией не предусматривают немотивированных запросов.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок