Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аркадий Брызгалин

Аркадий Брызгалин


Работа: Группа компаний «Налоги и финансовое право»

Должность: Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право»

Новости / Мнения / Соглашение о неком "горизонтальном мониторинге" как новая форма налогового контроля... причем не предусмотренная действующим налоговым законодательством

Соглашение о неком "горизонтальном мониторинге" как новая форма налогового контроля... причем не предусмотренная действующим налоговым законодательством

10.01.2013Персональный блог Аркадия Брызгалина

Прочитал тут перед самым новым годом на сайте ФНС новость, которая, честно говоря меня озадачила. Так, 25.12.2012 между ФНС России и 4 крупнейшими налогоплательщиками был подписан некий интересный, до недавнего времени неизвестный закону и практике вид соглашения – «соглашение о расширенном горизонтальном взаимодействии» (горизонтальный мониторинг). Как мне кажется даже из названия уже попахивает для налогоплательщика чем-то некрасивым, ну да ладно, горизонтально значит горизонтально....

Мне стало интересно, а что такого новенького решили предложить налоговики и выяснил, что «новация» предложена не всем налогоплательщикам, а кругу избранных, и однозначно сказать, что оно есть благо язык тоже не поворачивается, ну да обо всём по порядку.Итак, это самое Соглашение о расширенном информационном взаимодействии предполагает ни что иное как взаимные подвижки сторон в вопросе налогового администрирования и контроля.Так, налогоплательщики предоставляют налоговикам полный доступ в режиме реального времени к своей финансовой и бухгалтерской документации, а налоговики в свою очередь осуществляют онлайн консультирование налогоплательщиков по любым вопросам, возникающих у них в связи с заключением сделок и при осуществлении хозяйственных операций. То есть с одной стороны "налоговый пост" на предприятии, а с другой стороны свой "налоговый консультант в налоговой" (а вот интересно, бухгалтерию и юристов сохранят или распустят? Ну что им делать то?).Иными словами получается, что налоговики получают всю информацию, а в обмен «говорят» как нужно (или не нужно) поступать, чтобы не нарваться на претензии со стороны налоговой службы.Более того, налоговики обещают ради таких налогоплательщиков даже согласовывать свою позицию по спорным вопросам с Минфином, чтобы не было разночтений (вот это сервис!!!). То есть получается, для всех налогоплательщиков в случае когда у Минфина и ФНС мнения расходятся истина устанавливается в суде, причем не всегда в пользу налогоплательщиков, а для заключивших соглашение лиц мнения будут «подгоняться», так что ли получается? Или не так?И это еще не всё. Еще одним условием данного соглашения является «освобождение» налогоплательщиков от «внезапных» налоговых проверок, как вам такое? Кстати, полного иммунитета к проверкам это мутантное соглашение не даёт, ведь действие гл. 14 НК РФ никто не отменял.. Но фактически наличие соглашения должно свести проверки к минимуму. Но вот какие проверки? Выездные или камеральные тоже? (Жаль, что текст соглашений не опубликован, секрет что ли..).

А если я тоже захочу заключить такое соглашение я могу это сделать?

А если налоговая нарушит условия соглашения, то какие будут санкции?

Вот вопросов то....И еще, если посмотреть на саму систему взаимоотношений, когда все вопросы налогового администрирования решаются путем общения с чиновниками, то как тут не задуматься ... ой, даже не буду произносить слово "коррупция", зачем оно здесь, а то скажут, что я все вижу в черном свете, а налогоплательщики может быть безумно рады, что такое соглашение им удалось заключить.С другой стороны, лица, заключившие данное соглашения лишаются и возможности осуществлять налоговое планирование с точки зрения минимизации своих расходов на уплату налогов. Кроме того, очень часто мнение налоговиков по тому и иному вопросу идет в разрез с позицией налоговых экспертов и, кстати и судов, и чаще всего она сугубо бюджетоориентирована (что в переводе на русский означает "ПЛАТИ В БЮДЖЕТ").

И как быть в таких ситуациях данным налогоплательщикам, заключившим соглашения?

Если лица, свободные от такого "фискального договора" могут спокойно обратиться к правосудию и доказывать свою правоту, тем самым не переплачивая налоги, то как быть тем, кто торжественно пообещал верно следовать «единственно верному» мнению фискалов?И вот тут пожалуй кроется вся соль соглашения – делайте так как вам сказали и вас никто не обидит.Ну и в самом начале я упомянул что данное соглашение удел избранных. Так вот, как заявляют сами налоговики, заключить соглашение со всеми желающими они физически не смогут, поэтому:во-первых, скорее всего субъектный состав будет ограничен только крупнейшими налогоплательщиками;во-вторых, даже среди крупнейших будет производиться выборка. Получается, что налоговики прямо говоря, возьмем под крыто только тех, кто нам нравится (а по каким критериям), остальные могут не беспокоить.Ну и самое главное, о чем надо сказать. Дело в том, что возможность заключения подобных соглашений не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. То есть даже намеком.

Что же это получается, то ли налоговое ведомство превышает свои полномочия, т.е. осуществляет самоуправство.. То ли налогоплательщик вступает с налоговым органом в отношения, не предусмотренные Законом, т.е. это какой сговор? Ведь ни в НК, ни в Законе о налоговых органов не предусмотрено возможности заключения подобных "горизонтальных" соглашений. Так и тянет опять сказать какую-нибудь скабрезность про "горизонтальный контроль" и про ...молчу молчу.

Так что чем больше думаю, так до сих пор понять не могу "хорошо" это для налогоплательщика, или "плохо". Но для меня лично всё, что не предусмотрено Законом, а в данном случае ему прямо противоречит, не может являться благом.А может я не прав, может я всё утрирую?

Разместить:
Владимир
11 января 2013 г. в 15:16

Добрый всем день! И я тоже читал перед новым годом статью о горизонтальном мониторинге и был …приятно удивлен. Для непросвещенных поясняю это один современных способов разрешения налоговых споров, даже до стадии подачи декларации. Этот механизм действует более чем в 20 развитых странах, в том числе США, Аствралии, Нидерландах и т.д. Кому интересно, вот здесь можно почитать подробнее http://www.oecd.org, http://www.tradeandtax.com/en/enhanced-relationship/. Суть заключается в том, что налогоплательщик при совершении операции получает от налогового органа информацию о ее налогообложении, таким образом, минимизирует свои налоговые риски, кроме того, сокращает расходы на содержание налоговых консультантов, судебные издержки и сохраняет свою деловую репутацию..

Горизонтальный мониторинг не может отменять камеральные и выездные проверки - это очевидно, мне кажется и людям без высшего юридического образования ведь право на их проведение закреплено в Налоговом кодексе!

Что касается доводов о коррупции и работе юридических консультантов. На мой взгляд эти соглашения наоборот минимизирует коррупционные риски, которые начинают возникать как на стадии налоговых консультаций в юридических компаниях, так и на стадии проверки и при разрешении спора в суде.

Еще позабавило определение «избранные» компании, которые использовал автор. В списке этих избранных , кстати, и западная «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.» http://www.finam.ru/analysis/newsitem6F554/default.asp

Вообще в материале автора сквозит одно - налоговые юристы, не заинтересованы в сокращении налоговых споров, ведь они попросту лишаются своего куска хлеба! Вот Вам бы хотелось, чтобы ваш клиент ушел от Вас и сказал: я правильно заплатил налоги, Вы мне больше не нужны?!

Информационной обмен между налоговым органом и налогоплательщиком также не противоречит закону, ведь компания пачками предоставляет документы в налоговый орган. Здесь, наверное, важно, чтобы соблюдалась коммерческая и налоговая тайна, а она защищена законом. Было бы интересно, если бы соглашение предусматривало предоставление документов в электронном виде – это бы сократило бумажный документооборот.

Аркадий Брызгалин
11 января 2013 г. в 19:36

Не обижайтесь, Владимир, но Ваш комментарий не убедителен и далек от жизни. Мой пост касался того, что надо сначала установить в налоговом законодательстве положения о "горизонтальных" и прочих "вертикальных" мониторингах, а уж потом всякие оригинальности в виде "соглашений" придумывать. Или я не прав? Или вы считаете, что без закона можно делать что угодно, потому что в Австралии так делают. Ну ну... Тогда для каждого "избранного" (что вас позабавило) будут свои договоренности с ФНС, что означает одно - с юридической точки зрения "грош им всем цена", т.к. в случае споров (а они будут, так устроена жизнь, особенно у нас), или в случае смены руководителя ФНС (а это тоже вполне реально, как показал опыт МО) на эти фантики-соглашения будет не сослаться и ими не защититься. Их можно, ну не знаю, на стену повесить, например. Если нравится больному принимать лекарства-пустышки, то пусть принимает, я разве возражаю, только толку от пустышек нет.

Вы сослались на 20 стран, вы что, не почуяли разницу? В этих странах предварительное регулирование закреплено законом, у нас о нем говорят уже лет 10 и НИЧЕГО... Но тут что то подписывается?

Указание в списке избранных "Эрнстов" меня в отличии от вас не позабавило, а очень удивило. Странно - налоговый консультант, независимый аудитор, и в "горизонтальном мониторинге" с ФНС? Вам ничего странного не показалось? Я не против уважаемых "Эрнстов", просто независимость аудита и тайну клиента никто не отменял. И о чем им с налоговой советоваться в режиме он-лайн? Запросы клиента с ФНС обсуждать? Лично мне все это показалось как то странным, не более.

А что касается того, что мы "боимся остаться без работы" (узрел в корень, срезал), то я слышу эту фразу от подобных вам "беспокойных" уже почти 20 лет, и всё как то без работы не остаюсь. Наоборот, знаете ли... А беспокоюсь я не о своей работе, а о том, что ФНС придумала новую фишку, которая не согласована с законом и таким образом несет в себе новые риски, причем реальные. И я буду первый, кто будет рад - если время покажет, что я был неправ. И кстати, чем будет больше таких "внезаконных" соглашений, тем больше будет споров и, соответственно, больше работы у налоговых консультантов. Но это меня абсолютно сейчас не радует, а наоборот вызывает только опасения за тех, кто подписал что-то там с налоговой. Я об этом и написал в своем материале. Как то так... Желаю Вам успехов в изучении зарубежного налогового законодательства.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок