Сможет ли ФНС взять налоги с «российских» офшоров?
11.04.2012Российский налоговый порталУже более четырех лет тема офшоров и борьбы с ними является одной из актуальных и острых тем жизни России. Во-первых, потому что офшоры как продукт очень востребованы у нас среди бизнеса и не только. А, во-вторых, потому что активно с ними начали бороться все страны мира в связи с мировым финансовым кризисом, вызванным созданием ряда глобальных конструктивных рисков транснациональными банковскими сообществами, и Россия уже не может остаться в стороне в статусе пассивного наблюдателя.
В марте этого года Председатель Правительства Владимир Путин отметил необходимость создания механизмов обеспечивающих для российского бюджета взимание налогов с офшоров. И, вот, 9 апреля заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов объявил о создании проекта изменений в Налоговый кодекс, который должен обеспечить достижение такой цели.
Основной проблемой является тот факт, что офшоры – это компании зарегистрированные в иностранных юрисдикциях с низким или нулевым национальным налоговым бременем, где налоги с них российские налоговые органы взять не в состоянии, в принципе. Таким образом, взять налоги с офшоров в российский бюджет можно только тогда, когда соответствующие суммы перечисляются российскими организациями по договорам или иным правовым основаниям в пользу офшоров.
Положения Налогового кодекса уже предусматривают взымание ряда налогов у источника с платежей в пользу офшоров, список которых установлен Минфином. ФНС же теперь предлагает еще ввести запрет на отнесение на базу по налогу на прибыль российских организаций в качестве расходов выплат (за работы или услуги, проценты по займам, за имущественные права и ценные бумаги) в адрес офшорных компаний.
Законопроектом предлагается установление ряда условий, при которых такой запрет по вычету расходов из базы по налогу на прибыль не должен применяться, когда российская организация документально докажет, что она не является конечным бенефициаром офшора, когда сделка будет иметь в качестве преимущественной коммерческую цель, превышающую по своему эффекту налоговые выгоды по ней, и когда офшор, зарегистрирован в государстве, ставка по налогу на прибыль (ставка подоходного налога компаний) которого не ниже половины ставки российского налога на прибыль (составляет сейчас 20%).
Вероятно, что идеалогической платформой законопроекта послужил опыт США, Великобритании, Германии, Франции и Италии по проведению, так называемых, налоговых амнистий по использованию офшорных компаний и незадекларированных иностранных банковских счетов их гражданами. Смысл таких амнистий заключался в следующем, в случае если граждане – налоговые уклонисты пойдут с повинной в налоговый орган самостоятельно, то они заплатят суммы меньшие, чем в случае если госорганы сами выявят использование такими гражданами офшоров или незадекларированных иностранных банковских счетов. Конечно, странно, что ФНС хочет стимулировать российские организации таким образом.
Согласно изменениям, которые предлагает ФНС, всероссийские компании и российские физические лица будут разделены на две категории. В первую попадут те, кто честно признает свою связь с оффшором – то есть укажет себя в качестве бенефициара. Этим компаниям будет разрешено вычесть из своей доналоговой прибыли платежи на офшоры, а физическим лицам - уплатить с перечисляемых на оффшорные счета суммы налог по ставке 9%. В случае если же налоговая выявит связь российской компании или российского физического лица с офшором, то ставка налога составит уже 20 %.
Итак, насколько реализация такой нормы возможна или невозможна? Здесь необходимо выделить несколько моментов. Первый и важный момент: какие документы должна предоставить российская организация, чтобы доказать отсутствие связи с офшором. Сказать честно, в России очень немного компаний, в принципе, имеющих, контролируемые компании в офшорах. Общеизвестно, что контролируемые компании – это слабость лишь немногих прогосударственных компаний, которые имеют широкие возможности внеправового лоббирования своих частно-государственных интересов.
Что касается случайно существующих исключений, пока не будет существовать легального определения полного списка необходимых документов и установленной процедуры, такое предложение – это новый путь к злоупотреблениям и созданию новых препятствий, прежде всего, крупному бизнесу.
Интересно также, что уже после принятия Минфином списка офшоров торговые и иные связанные с активным извлечением дохода (непосредственное ведение коммерческой деятельности) компании, как правило, для работы с российскими организациями регистрируются в странах, не признанных офшорами Минфином. Кипр также после вступления в силу известного всем Протокола к соглашению об избежании двойного налогообложения будет исключен из списка офшоров Минфина.
Как правило, многие офшорные или иностранные компании имеют в числе учредителей или акционеров либо иностранные физические лица, либо иностранные юридические лица, но они также могут являться либо номиналами, либо доверительными собственниками. Таким образом, при отсутствии соответствующих соглашений у России с иностранным государством, вариантов установить конечного бенефициара просто нет. При наличии соглашения, например, Швейцария прямо заявляет, что запрос не подлежит исполнению, если компетентный орган запрашивающего информацию государства прямо не укажет индивидуализированные данные предмета и субъекта запроса, т.е. запрос должен быть обоснованным. Аналогичные положения присутствуют и в законе Кипра.
И второй важный момент, в разных государствах присутствует различное определение бенефициарного собственника (лица, имеющего фактическое право на доход) для налоговых целей, а иногда, как сейчас в России, такая легальная дефиниция вообще отсутствует. Правовая неопределенность – основная составляющая для произвола, позволяющая толковать требующиеся компетентным органам термины в инквизиционных целях. В России пытались уже ввести понятие бенефициара в рамках изменений в Гражданский кодекс, и, как показала жизнь, такое изменение оказалось преждевременным.
Поскольку Россия желает присоединиться к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), скорее всего единственным способом для ФНС определить легально понятие «бенефициарного собственника», к которому скорее всего служба и захочет прибегнуть, будет обращение к комментариям Модельной конвенци ОЭСР, которые носят рекомендательный характер для целей толкования международных договоров, заключенных на основе Конвеции. С учетом отсутствия конкретной дефиниции в отношении любых видов доходов понятие «лицо, имеющее фактическое право на доход» или «бенефициарный собственник» можно было бы раскрыть как получателя дохода, который обладает абсолютным правом пользования и распоряжения, при этом не являясь связанным любыми возможными договорными или существующими в силу закона обязательствами, в силу которых он обязан передать полученный доход другому лицу.
Что же касается проектов предложенных изменений, во-первых, как правило, в настоящее время многие иностранные торговые компании регистрируются в государствах, не входящих в список офшоров Минфина, т.е. вопрос об удержании налога уже не стоит. Во-вторых, никто не мешает заинтересованным лицам защищать личность бенефициара очень эффективными и законными средствами иностранных правовых систем. Многими иностранными компаниями владеют трасты и фонды. Например, общеизвестно, что трасты широко используют Роман Абрамович и супруга Игоря Шувалова. К слову, есть трасты и фонды у которых может и не быть вообще бенефициара. Интересно, кого же здесь можно привлечь к уплате налогов?
Более того, как отметила проверка траста супруги первого заместителя председателя Правительства России использование траста и офшоров является совершенно законным в предпринимательской деятельности российских бизнесменов.
Итак, у частных российских бенефициаров офшорных компаний в настоящее время отсутствует реальная угроза привлечения их к налоговой ответственности на существующих законных основаниях. Вместе с этим, в связи с трендами мировой практики и совершенствованию законодательства в сфере борьбы с офшорами представляется возможным рекомендовать оценивать все возможные потенциальные риски применимо к конкретным структурам.
И напоследок, как кстати, 8 марта в женский праздник Кипр, любимый сосед России, наконец, принял изменения в свой Закон «О международных трастах», теперь по своим преимуществам они почти не уступают трастам других ведущих «офшоров». Теперь учредитель такого траста может после создания траста менять положения в нем, полностью контролировать и управлять доверительным собственником, а также в случае необходимости в любой момент времени прекращать его существование и изымать активы траста.
30% налог на доход за непредставление документов о получателе или его бенефициарах
Использовать привычные простые и экономичные средства офшорной защиты осталось год-два, не больше
До конца года в России появится проект закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний. Это лишь одна из мер по борьбе с налоговыми уклонистами, но она способна серьезно изменить ситуацию в этой сфере
-
Александра Баязитова
Корреспондент Известия -
Александр Бастрыкин
Председатель Следственный комитет России -
Александр Бороухин
Возглавляет практику «Энергетика и коммунальный комплекс» Адвокатске бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры» -
Александр Захаров
Партнер Paragon Advice Group -
Александр Очаковский
Независимый обозреватель Независимый обозреватель -
Александр Починок
экономист, министр труда и социального развития россии в 2000-2004 гг. - -
Алексей Кудрин
председатель комитет гражданских инициатив -
Алена Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алёна Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Анастасия Жигина
Старший юрист Пепеляев Групп -
Анатолий Аксаков
депутат Госдума -
Анатолий Вассерман
журналист, политический консультант - -
Анатолий Черняков
Генеральный директор ЗАО «Асон-Аудит» (г. Москва) -
Андрей Ярковой
Руководитель юридической службы Производственная компания -
Антон Вашкевич
старший юрист Goltsblat BLP -
Антон Рахманов
генеральный директор УК «Тройка Диалог» -
Антон Соничев
Адвокат компании «Деловой фарватер» -
Арина Холина
журналист - -
Аркадий Брызгалин
Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право» Группа компаний «Налоги и финансовое право» -
Бижанов Махач
Управляющий Партнер Юридическая фирма Legal Consulting Group -
Борис Грозовский
экономический обозреватель forbes.ru -
Борис Титов
уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей - -
Вадим Зарипов
руководитель аналитической службы Юридическая компания «Пепеляев Групп» -
Валентин Гаврилов
Директор отдел исследований рынка CBRE -
Валерий Саркисов
Адвокат, руководитель проекта АК «Судебный адвокат» АК «Судебный адвокат» -
Вера Ситнина
Корреспондент Slon -
Вероника Хан
частный консультант -
Владимир Громковский
совладелец ГК «Финематика» -
Владимир Назаров
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Институт экономической политики им.Гайдара -
Владимир Фролов
Президент Ассоциация «Налоги России» -
Владислав Земляной
Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик ООО «ПКИК» -
Владислав Иноземцев
директор Центр исследований постиндустриального общества -
Гарамита Валентин
Заместитель генерального директора ЗАО «Юрэнерго» Группа компаний «Юрэнерго» -
Григорий Бирг
аналитик компания «Инвесткафе» -
Даниил Авдеев
Партнер Компания «Соллерс Траст» -
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер Юридическая компания «Taxadvisor» -
Дмитрий Сокуренко
корреспондент агентство «Прайм» -
Дмитрий Фадеев
Заместитель директора Юридического департамента Торгово-промышленная палата РФ -
Дмитрий Хитров
Председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж», разработчик системы для осуществления коммерческого онлайн-правосудия в РФ Компания «Электронный арбитраж» -
Евгений Воловик
Эксперт Финансовая газета -
Евгений Кобзев
Руководитель проекта «Электронный бухгалтер «Эльба» ЗАО «ПФ «СКБ Контур» -
Екатерина Кузнецова
Старший менеджер группы по оказанию услуг в области налогового и бухгалтерского КПМГ в России и СНГ -
Екатерина Румянцева
председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Group -
Елена Зиязова
юрист -
Иван Кабулаев
Управляющий директор «Инвесткафе» -
Игорь Базилевский
юрист -
Игорь Индриксонс
управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru -
Илья Жуков
Руководитель проекта, консультант www.taxanalytics.ru -
Илья Соколов
эксперт Институт Гайдара -
Илья Трунин
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов -
Карина Кассис
Аналитик Synerdocs -
Кирилл Никитин
Директор Центр налоговой политики Экономического факультета МГУ -
Кирилл Титаев
ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения -
Константин Ворович
внештатный корреспондент Forbes.ru -
Константин Захаров
Пенсионер МВД -
Константин Петров
генеральный директор «ВТБ регистратор» -
Константин Сасов
Ведущий юрист ООО «Пепеляев Групп» -
Лысенков Антон
юрист Правовой центр Фиолент -
Магомедов Марад
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch -
Максим Агалаков
Генеральный директор ЗАО «В.И.Г.- БизнесКонсалтинг» -
Максим Кваша
Спецкорреспондент ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» -
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение" -
Мария Шклярук
научный сотрудник Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге -
Михаил Галятин
Свободен советник по юридическому маркетингу, бывший адвокат МГКА -
Михаил Делягин
Директор Институт проблем глобализации -
Михаил Орлов
партнер КПМГ -
Михаил Соболев
Партнер Consulco Group, ведущий налоговый консультант на рынке СНГ Consulco International -
Наталья Ларионова
глава Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития -
Наталья Свистунова
юрист, главный редактор Российский налоговый портал -
Николай Левичев
Председатель «Справедливая Россия» -
Оксана Дмитриева
доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» «Справедливая Россия» -
Ольга Плешанова
Юрист Редакция Закон.ру -
Павел Гагарин
Председатель совета директоров Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа» -
Петр Попов
Ведущий юрист «Пепеляев Групп» -
Роман Романенко
Заместитель начальника Юрист сообщества Правовед.ру -
Рустам Вахитов
Руководитель департамента налогового консультирования International Tax Associates -
Сергей Алексашенко
экономист - -
Сергей Беляков
Заместитель министра Министерство экономического развития -
Сергей Воропаев
Партнер Deloitte -
Сергей Пепеляев
Управляющий партнёр «Пепеляев групп» -
Сергей Старцев
руководитель Представительство РИА Новости в Италии -
Татьяна Суфиянова
Консультант по налогам и сборам Российский налоговый портал -
Ульяна Коровкина
бизнес-аналитик Synerdocs -
Фаина Филина
Корреспондент Российский налоговый портал -
Филипп Стеркин
- - -
Элла Панеях
Ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге -
Эриг Берглоф
Главный экономист Европейский банк реконструкции и развития -
Юрий Печенкин
Должность не раскрывается Место работы не раскрывается -
Ян Арт
директор-главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России ООО «Банкир.Ру» (Информационное агентство Bankir.Ru) -
Ярослав Романчук
основатель и директор Центр им. Мизеса, Минск