В скором времени Россия присоединится к ОЭСР
Приближение этого события вынуждает некоторые российские ведомства из-за сжатости сроков обеспечивать хотя бы формальное соблюдение государством стандартов этой организации
26.03.2012Российский налоговый порталВзаимосогласительная процедура под фиговым листком
И открылись глаза у них,
и узнали они, что наги,
и сшили смоковные листья,
и сделали себе опоясания
Быт. гл. 3, ст. 7
22.03.2012 Минфин России разместил на своем сайте документ, который называется «Проведение взаимосогласительной процедуры», который, по-видимому, должен подчеркнуть, то, что Россия обеспечила соблюдение стандартов ОЭСР, касающихся разрешения международных налоговых споров из договоров об избежании двойного налогообложения посредством взаимосогласительной процедуры. В общем виде эти стандарты обобщены в Руководстве по эффективным взаимосогласительным процедурам, в тексте которого они представлены в форме вставок о рекомендуемой наилучшей практике. Означает ли это, что Россия имплементировала положения договоров об избежании двойного налогообложения, касающихся взаимосогласительной процедуры (в чем уже давно нуждаются и государство, и налогоплательщики)? Попробуем разобраться в этом вопросе.
В документе «Проведение взаимосогласительной процедуры» Минфин России назван органом, компетентным на проведение взаимосогласительной процедуры. Действительно, по договорам об избежании двойного налогообложения с участием России финансовое ведомство компетентно проводить взаимосогласительную процедуру. И, пожалуй, это единственное из положений договоров об избежании двойного налогообложения, касающихся взаимосогласительной процедуры, которое в должной степени имплементировано. В Законе о международных договорах предусмотрено, что «федеральные органы исполнительной власти…, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами…, обеспечивают выполнение обязательств Российской Стороны по договорам», а, согласно Положению о Минфине России, финансовое ведомство «взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности». Хотя, независимо от всего этого, включение в Положение о Минфине России нормы о том, что финансовое ведомство является органом, который компетентен проводить взаимосогласительные процедуры, никакого вреда бы не принесло.
На основании документа «Проведение взаимосогласительной процедуры» подразделением Минфина России, ответственным за проведение взаимосогласительных процедур, является Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Уточнение на национальном уровне того подразделения компетентного органа, в чьем ведении непосредственно находится проведение взаимосогласительных процедур, было бы отнюдь не лишним, поскольку вследствие этого появилась бы определенность в том, кто несет соответствующие обязанности и ответственность за их выполнение. Однако обнаружить норму, которая бы возлагала соответствующие функции на Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, в Положении об этом Департаменте не удается.
Согласно документу «Проведение взаимосогласительной процедуры», целью проведения взаимосогласительных процедур являются устранение двойного налогообложения и применение положений соглашений об избежании двойного налогообложения в соответствии с их целями и принципами. Трудно согласиться с тем, что взаимосогласительная процедура преследует именно эти цели, по крайней мере, исходя из текстов договоров об избежании двойного налогообложения, в которых участвует Россия. Скорее, целями взаимосогласительной процедуры является устранение налогообложения, осуществленного в противоречие с конкретным договором об избежании двойного налогообложения, или преодоление разногласий при толковании этого договора. Однако, как бы там ни было, в России попросту нет никакого акта внутреннего законодательства, который бы регулировал проведение взаимосогласительной процедуры, в том числе, определяя ее цели в соответствии с международными обязательствами.
В соответствии с документом «Проведение взаимосогласительной процедуры» лицами, которым может принадлежать инициатива проведения взаимосогласительной процедуры, являются налоговые резиденты и граждане России. Если обратиться к текстам договоров об избежании двойного налогообложения, в которых участвует Россия, то в первую очередь, такими лицами могут быть только налоговые резиденты, но не граждане, которые не связаны с Россией отношениями налогового резидентства. И взаимосогласительная процедура как специальное средство защиты может применять только для защиты резидентов. В остальных случаях должны использоваться общие средства дипломатической защиты. Но, даже говоря только о резидентах, следует признать, что в России нет акта внутреннего законодательства, который бы предоставлял резидентам право обращаться к Минфину России за проведением взаимосогласительных процедур. Конечно, можно бесконечно спорить о том, предоставляет или не предоставляет такое право конкретному гражданину или компании соответствующий договор об избежании двойного налогообложения. У противников этого всегда будет довод о том, что, поскольку договор об избежании двойного налогообложения – договор межгосударственный, то он не может непосредственно создавать прав для граждан и компаний и они лишь могут получить эти права от государства-стороны договора. Поэтому, чтобы раз и навсегда снять это спор целесообразно включить во внутреннее законодательство норму о том, что резиденты имеют право обращаться к Минфину России за проведением взаимосогласительных процедур. Более того, по договорам об избежании двойного налогообложения инициатива проведения взаимосогласительных процедур также принадлежит и самому компетентному органу. И не менее целесообразно, чтобы внутреннее законодательство также признавало за Минфином России это право.
Еще один вопрос, который не имеет регулирования на уровне внутреннего права, заключается в следующем. Договоры об избежании двойного налогообложения умалчивают о том, обязан ли компетентный орган, получив заявление, предпринять шаги к нахождению решения в одностороннем порядке или посредством взаимосогласительной процедуры, либо это является его правом. Представляется, что разрешение этого вопроса также должно найти свое отражение во внутреннем праве. В любом случае, помимо отказов по политическим соображениям, которые наверняка будут иметь место, компетентный орган должен обладать правом отказа по ряду материальных и формальных оснований (например, нет налогообложения, которое бы было осуществлено в противоречие с конкретным договором). Основания для этих отказов также нуждаются в их закреплении во внутреннем законодательстве.
И, пожалуй, последнее, на чем хотелось бы остановиться сегодня, но далеко не последнее в ряду положений договоров об избежании двойного налогообложения, касающихся взаимосогласительной процедуры, которые требуют их имплементации. Допустим, что решение вопроса о налогообложении, которое осуществлено в противоречие с договором об избежании двойного налогообложения найдено. Неважно, в одностороннем ли порядке или посредством взаимосогласительной процедуры. И, предположим, что оно подлежит исполнению именно в России. Как оно будет исполнять технически? По внутреннему праву Минфин России не может давать обязательные указания фискальному ведомству, а последнее, даже получив соответствующее указание, не обязано его выполнять. А значит, налогоплательщик, даже добившись положительного решения по своему вопросу, может зайти в тупик при попытке исполнить это решение. Таким образом, техническое исполнение решения, принятого компетентным органом или компетентными органами, тоже требует его урегулирования во внутреннем праве.
В заключение можно сделать вывод о том, что имплементация положений договоров об избежании двойного налогообложения, касающихся взаимосогласительной процедуры, в России находится на крайне низком уровне, а документ «Проведение взаимосогласительной процедуры», по-видимому, предназначен хоть как-нибудь прикрыть это положение дел.
Темы: Экономика  
-
Александра Баязитова
Корреспондент Известия -
Александр Бастрыкин
Председатель Следственный комитет России -
Александр Бороухин
Возглавляет практику «Энергетика и коммунальный комплекс» Адвокатске бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры» -
Александр Захаров
Партнер Paragon Advice Group -
Александр Очаковский
Независимый обозреватель Независимый обозреватель -
Александр Починок
экономист, министр труда и социального развития россии в 2000-2004 гг. - -
Алексей Кудрин
председатель комитет гражданских инициатив -
Алена Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алёна Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Анастасия Жигина
Старший юрист Пепеляев Групп -
Анатолий Аксаков
депутат Госдума -
Анатолий Вассерман
журналист, политический консультант - -
Анатолий Черняков
Генеральный директор ЗАО «Асон-Аудит» (г. Москва) -
Андрей Ярковой
Руководитель юридической службы Производственная компания -
Антон Вашкевич
старший юрист Goltsblat BLP -
Антон Рахманов
генеральный директор УК «Тройка Диалог» -
Антон Соничев
Адвокат компании «Деловой фарватер» -
Арина Холина
журналист - -
Аркадий Брызгалин
Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право» Группа компаний «Налоги и финансовое право» -
Бижанов Махач
Управляющий Партнер Юридическая фирма Legal Consulting Group -
Борис Грозовский
экономический обозреватель forbes.ru -
Борис Титов
уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей - -
Вадим Зарипов
руководитель аналитической службы Юридическая компания «Пепеляев Групп» -
Валентин Гаврилов
Директор отдел исследований рынка CBRE -
Валерий Саркисов
Адвокат, руководитель проекта АК «Судебный адвокат» АК «Судебный адвокат» -
Вера Ситнина
Корреспондент Slon -
Вероника Хан
частный консультант -
Владимир Громковский
совладелец ГК «Финематика» -
Владимир Назаров
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Институт экономической политики им.Гайдара -
Владимир Фролов
Президент Ассоциация «Налоги России» -
Владислав Земляной
Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик ООО «ПКИК» -
Владислав Иноземцев
директор Центр исследований постиндустриального общества -
Гарамита Валентин
Заместитель генерального директора ЗАО «Юрэнерго» Группа компаний «Юрэнерго» -
Григорий Бирг
аналитик компания «Инвесткафе» -
Даниил Авдеев
Партнер Компания «Соллерс Траст» -
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер Юридическая компания «Taxadvisor» -
Дмитрий Сокуренко
корреспондент агентство «Прайм» -
Дмитрий Фадеев
Заместитель директора Юридического департамента Торгово-промышленная палата РФ -
Дмитрий Хитров
Председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж», разработчик системы для осуществления коммерческого онлайн-правосудия в РФ Компания «Электронный арбитраж» -
Евгений Воловик
Эксперт Финансовая газета -
Евгений Кобзев
Руководитель проекта «Электронный бухгалтер «Эльба» ЗАО «ПФ «СКБ Контур» -
Екатерина Кузнецова
Старший менеджер группы по оказанию услуг в области налогового и бухгалтерского КПМГ в России и СНГ -
Екатерина Румянцева
председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Group -
Елена Зиязова
юрист -
Иван Кабулаев
Управляющий директор «Инвесткафе» -
Игорь Базилевский
юрист -
Игорь Индриксонс
управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru -
Илья Жуков
Руководитель проекта, консультант www.taxanalytics.ru -
Илья Соколов
эксперт Институт Гайдара -
Илья Трунин
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов -
Карина Кассис
Аналитик Synerdocs -
Кирилл Никитин
Директор Центр налоговой политики Экономического факультета МГУ -
Кирилл Титаев
ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения -
Константин Ворович
внештатный корреспондент Forbes.ru -
Константин Захаров
Пенсионер МВД -
Константин Петров
генеральный директор «ВТБ регистратор» -
Константин Сасов
Ведущий юрист ООО «Пепеляев Групп» -
Лысенков Антон
юрист Правовой центр Фиолент -
Магомедов Марад
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch -
Максим Агалаков
Генеральный директор ЗАО «В.И.Г.- БизнесКонсалтинг» -
Максим Кваша
Спецкорреспондент ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» -
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение" -
Мария Шклярук
научный сотрудник Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге -
Михаил Галятин
Свободен советник по юридическому маркетингу, бывший адвокат МГКА -
Михаил Делягин
Директор Институт проблем глобализации -
Михаил Орлов
партнер КПМГ -
Михаил Соболев
Партнер Consulco Group, ведущий налоговый консультант на рынке СНГ Consulco International -
Наталья Ларионова
глава Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития -
Наталья Свистунова
юрист, главный редактор Российский налоговый портал -
Николай Левичев
Председатель «Справедливая Россия» -
Оксана Дмитриева
доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» «Справедливая Россия» -
Ольга Плешанова
Юрист Редакция Закон.ру -
Павел Гагарин
Председатель совета директоров Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа» -
Петр Попов
Ведущий юрист «Пепеляев Групп» -
Роман Романенко
Заместитель начальника Юрист сообщества Правовед.ру -
Рустам Вахитов
Руководитель департамента налогового консультирования International Tax Associates -
Сергей Алексашенко
экономист - -
Сергей Беляков
Заместитель министра Министерство экономического развития -
Сергей Воропаев
Партнер Deloitte -
Сергей Пепеляев
Управляющий партнёр «Пепеляев групп» -
Сергей Старцев
руководитель Представительство РИА Новости в Италии -
Татьяна Суфиянова
Консультант по налогам и сборам Российский налоговый портал -
Ульяна Коровкина
бизнес-аналитик Synerdocs -
Фаина Филина
Корреспондент Российский налоговый портал -
Филипп Стеркин
- - -
Элла Панеях
Ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге -
Эриг Берглоф
Главный экономист Европейский банк реконструкции и развития -
Юрий Печенкин
Должность не раскрывается Место работы не раскрывается -
Ян Арт
директор-главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России ООО «Банкир.Ру» (Информационное агентство Bankir.Ru) -
Ярослав Романчук
основатель и директор Центр им. Мизеса, Минск
Комментарии