Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Юрий Печенкин

Юрий Печенкин


Работа: Место работы не раскрывается

Должность: Должность не раскрывается

Биография: Налоговые услуги и налоговые споры

Новости / Мнения / В скором времени Россия присоединится к ОЭСР

В скором времени Россия присоединится к ОЭСР

Приближение этого события вынуждает некоторые российские ведомства из-за сжатости сроков обеспечивать хотя бы формальное соблюдение государством стандартов этой организации

26.03.2012Российский налоговый портал

Взаимосогласительная процедура под фиговым листком

И открылись глаза у них,

и узнали они, что наги,

и сшили смоковные листья,

и сделали себе опоясания

Быт. гл. 3, ст. 7

22.03.2012 Минфин России разместил на своем сайте документ, который называется «Проведение взаимосогласительной процедуры», который, по-видимому, должен подчеркнуть, то, что Россия обеспечила соблюдение стандартов ОЭСР, касающихся разрешения международных налоговых споров из договоров об избежании двойного налогообложения посредством взаимосогласительной процедуры. В общем виде эти стандарты обобщены в Руководстве по эффективным взаимосогласительным процедурам, в тексте которого они представлены в форме вставок о рекомендуемой наилучшей практике. Означает ли это, что Россия имплементировала положения договоров об избежании двойного налогообложения, касающихся взаимосогласительной процедуры (в чем уже давно нуждаются и государство, и налогоплательщики)? Попробуем разобраться в этом вопросе.

В документе «Проведение взаимосогласительной процедуры» Минфин России назван органом, компетентным на проведение взаимосогласительной процедуры. Действительно, по договорам об избежании двойного налогообложения с участием России финансовое ведомство компетентно проводить взаимосогласительную процедуру. И, пожалуй, это единственное из положений договоров об избежании двойного налогообложения, касающихся взаимосогласительной процедуры, которое в должной степени имплементировано. В Законе о международных договорах предусмотрено, что «федеральные органы исполнительной власти…, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами…, обеспечивают выполнение обязательств Российской Стороны по договорам», а, согласно Положению о Минфине России, финансовое ведомство «взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности». Хотя, независимо от всего этого, включение в Положение о Минфине России нормы о том, что финансовое ведомство является органом, который компетентен проводить взаимосогласительные процедуры, никакого вреда бы не принесло.

На основании документа «Проведение взаимосогласительной процедуры» подразделением Минфина России, ответственным за проведение взаимосогласительных процедур, является Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. Уточнение на национальном уровне того подразделения компетентного органа, в чьем ведении непосредственно находится проведение взаимосогласительных процедур, было бы отнюдь не лишним, поскольку вследствие этого появилась бы определенность в том, кто несет соответствующие обязанности и ответственность за их выполнение. Однако обнаружить норму, которая бы возлагала соответствующие функции на Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, в Положении об этом Департаменте не удается.

Согласно документу «Проведение взаимосогласительной процедуры», целью проведения взаимосогласительных процедур являются устранение двойного налогообложения и применение положений соглашений об избежании двойного налогообложения в соответствии с их целями и принципами. Трудно согласиться с тем, что взаимосогласительная процедура преследует именно эти цели, по крайней мере, исходя из текстов договоров об избежании двойного налогообложения, в которых участвует Россия. Скорее, целями взаимосогласительной процедуры является устранение налогообложения, осуществленного в противоречие с конкретным договором об избежании двойного налогообложения, или преодоление разногласий при толковании этого договора. Однако, как бы там ни было, в России попросту нет никакого акта внутреннего законодательства, который бы регулировал проведение взаимосогласительной процедуры, в том числе, определяя ее цели в соответствии с международными обязательствами.

В соответствии с документом «Проведение взаимосогласительной процедуры» лицами, которым может принадлежать инициатива проведения взаимосогласительной процедуры, являются налоговые резиденты и граждане России. Если обратиться к текстам договоров об избежании двойного налогообложения, в которых участвует Россия, то в первую очередь, такими лицами могут быть только налоговые резиденты, но не граждане, которые не связаны с Россией отношениями налогового резидентства. И взаимосогласительная процедура как специальное средство защиты может применять только для защиты резидентов. В остальных случаях должны использоваться общие средства дипломатической защиты. Но, даже говоря только о резидентах, следует признать, что в России нет акта внутреннего законодательства, который бы предоставлял резидентам право обращаться к Минфину России за проведением взаимосогласительных процедур. Конечно, можно бесконечно спорить о том, предоставляет или не предоставляет такое право конкретному гражданину или компании соответствующий договор об избежании двойного налогообложения. У противников этого всегда будет довод о том, что, поскольку договор об избежании двойного налогообложения – договор межгосударственный, то он не может непосредственно создавать прав для граждан и компаний и они лишь могут получить эти права от государства-стороны договора. Поэтому, чтобы раз и навсегда снять это спор целесообразно включить во внутреннее законодательство норму о том, что резиденты имеют право обращаться к Минфину России за проведением взаимосогласительных процедур. Более того, по договорам об избежании двойного налогообложения инициатива проведения взаимосогласительных процедур также принадлежит и самому компетентному органу. И не менее целесообразно, чтобы внутреннее законодательство также признавало за Минфином России это право.

Еще один вопрос, который не имеет регулирования на уровне внутреннего права, заключается в следующем. Договоры об избежании двойного налогообложения умалчивают о том, обязан ли компетентный орган, получив заявление, предпринять шаги к нахождению решения в одностороннем порядке или посредством взаимосогласительной процедуры, либо это является его правом. Представляется, что разрешение этого вопроса также должно найти свое отражение во внутреннем праве. В любом случае, помимо отказов по политическим соображениям, которые наверняка будут иметь место, компетентный орган должен обладать правом отказа по ряду материальных и формальных оснований (например, нет налогообложения, которое бы было осуществлено в противоречие с конкретным договором). Основания для этих отказов также нуждаются в их закреплении во внутреннем законодательстве.

И, пожалуй, последнее, на чем хотелось бы остановиться сегодня, но далеко не последнее в ряду положений договоров об избежании двойного налогообложения, касающихся взаимосогласительной процедуры, которые требуют их имплементации. Допустим, что решение вопроса о налогообложении, которое осуществлено в противоречие с договором об избежании двойного налогообложения найдено. Неважно, в одностороннем ли порядке или посредством взаимосогласительной процедуры. И, предположим, что оно подлежит исполнению именно в России. Как оно будет исполнять технически? По внутреннему праву Минфин России не может давать обязательные указания фискальному ведомству, а последнее, даже получив соответствующее указание, не обязано его выполнять. А значит, налогоплательщик, даже добившись положительного решения по своему вопросу, может зайти в тупик при попытке исполнить это решение. Таким образом, техническое исполнение решения, принятого компетентным органом или компетентными органами, тоже требует его урегулирования во внутреннем праве.

В заключение можно сделать вывод о том, что имплементация положений договоров об избежании двойного налогообложения, касающихся взаимосогласительной процедуры, в России находится на крайне низком уровне, а документ «Проведение взаимосогласительной процедуры», по-видимому, предназначен хоть как-нибудь прикрыть это положение дел.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика  

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок