Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Антон Соничев

Антон Соничев


Должность: Адвокат компании «Деловой фарватер»

Новости / Мнения / Эффективность налоговых льгот

Эффективность налоговых льгот

Налоговые льготы и вычеты – это практически единственные законные средства оптимизации налогообложения

06.12.2011Российский налоговый портал

Поскольку их законное использование не означает недобросовестности налогоплательщика. При этом использование налоговой льготы – это лишь право, но не обязанность. При желании любой предприниматель или организация могут отказаться от применения льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов по общему правилу п. 2 ст. 56 Налогового кодекса РФ.

Это правило обычно используют как юридический критерий отнесения какой-либо налоговой преференции к числу льгот. Если в Налоговом кодексе РФ предусмотрено применение по выбору налогоплательщика, то это льгота; если не предусмотрено – не льгота. Так, например, ставка по НДС 0% льготой не признается, поскольку ее применение обязательно для налогоплательщиков. Субъективно каждый налогоплательщик любое послабление склонен воспринимать как налоговую льготу – ведь в сущности, для него нет большой разницы за счет чего появляется налоговая экономия: из-за более низкой ставки, налогового вычета или необлагаемого дохода.

Однако каждая налоговая льгота помимо налогового послабления для налогоплательщиков, имеющих на нее право, выполняет важнейшую государственную функцию налогового регулирования рыночной экономики. Снижая налоговое бремя, механизм налоговой льготы позволяет стимулировать инвестиции в определенные отрасли, модернизировать оборудование и т.п., наращивая тем самым эффективность экономики страны в целом либо решая социальные задачи.

Налоговые льготы устанавливаются органами публичной власти различных уровней. При этом редко введение налоговых льгот было обеспечено соответствующей экономической обоснованностью, а также достаточным уровнем налогового администрирования. В итоге пересмотр эффективности таких льгот приводит к решению об отказе от них или ограничению их применения, и такой пересмотр уже идет. В «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 – 2014г.г.» отмечено важное направление работы, связанное с анализом эффективности предоставляемых налоговых льгот. Насколько велики могут быть шаги по совершенствованию действующей налоговой системы, можно увидеть уже сейчас.

В частности, ФНС РФ внесла в формы налоговых деклараций дополнительные показатели, которые позволяют точно рассчитать выпадающие доходы по каждому виду предоставляемых налоговых преимуществ. Необходимость такого анализа подтверждают цифры: всего пунктов, устанавливающих налоговые льготы и вычеты, в действующем Налоговом кодексе насчитывается более двух сотен. При этом почти половина из них – это механизмы снижения налогового бремени по НДС, треть – по налогу на прибыль организаций. Неудивительно, что соответствующие налоговые декларации по количеству страниц не уступают прайс-листу солидной организации, хорошо, что можно сдавать электронную отчетность.

Еще в прошлогодних «Основных направлениях...» был сделан акцент на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот признали необходимым осуществлять по результатам такого анализа. Любые новые льготы намеревались вводить на ограниченный период, чтобы по истечении некоторого времени оценить их эффективность и либо пролонгировать их, либо нет. Вот только существенных новых льгот в 2011 году большинство предпринимателей так и не увидели, да и в будущем маловероятно, что пройдут такие законопроекты.

Даже по самому важному направлению налоговой политики, создающему благоприятные условия для предложения инноваций – деятельности по внедрению в производственные процессы результатов НИОКР, был задан вектор не в сторону создания новых налоговых льгот, а строго на корректировку существующей системы налогообложения. Это подразумевает точечные поправки в порядке налогообложения сделок с интеллектуальной собственностью, некоторое упрощение процедур администрирования. То есть мы получили более четкие нормы по отдельным вопросам, но в целом система не изменилась. Образно выражаясь, мы продолжаем ехать на том же поезде в том же направлении, но особо остро впивавшиеся шурупы заменили на более гладкие заклепки, однако мягкие вагоны нам все еще недоступны.

Разместить:
Налог или взнос – вот в чем вопрос…

Несмотря на отдельные минусы, у ЕСН перед нынешними взносами было одно неоспоримое преимущество – ставка в 26%

Запросил - заплати!

Как будет осуществляться взимание платы госорганами за предоставление  информации

Карапуз
6 декабря 2011 г. в 18:09

о чем пишет автор - не понятно, что хотел сказать, тоже

набор букв и словосочетаний...

ПлАчу налоги
14 декабря 2011 г. в 7:01

когда эти казлы ндс отменят уже?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок