Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Российскую медицину ждут большие перемены

Российскую медицину ждут большие перемены

В новом году на нее свалится почти полтриллиона рублей дополнительных денег. Это результат замены единого социального налога страховыми взносами и его повышения с 26% до 34% от фонда зарплаты. Львиная доля дополнительно собранных денег достанется пенсионерам, но и система медицинского страхования получит весомую прибавку: размер предназначенных ей взносов вырастет с 3,1 до 5,1% от фонда зарплаты.

21.05.2010
газета "Ведомости"

Увеличение медицинского бюджета более чем в полтора раза застало правительство врасплох. Реформа соцналога задумывалась ради того, чтобы сократить гигантский дефицит Пенсионного фонда, а увеличение ассигнований на систему медстрахования оказалось «побочным эффектом». Узнав, какой весомый куш ему вдруг отвалился (460 млрд руб.), Минздрав лихорадочно стал придумывать, какие дыры залатать. Руководитель ведомства Татьяна Голикова предлагает 300 млрд руб. потратить на ремонт больниц и поликлиник, треть которых находится в аварийном состоянии, 24 млрд руб. — на информатизацию системы здравоохранения, а еще 136 млрд руб. — на «обеспечение стандартов оказания медицинской помощи».

Ясно, что система здравоохранения способна поглотить любые деньги, но было бы жаль использовать дополнительные полтриллиона просто на текущие нужды. Судя по всему, так думает и руководство страны. Премьер Владимир Путин предложил изолировать будущие дополнительные поступления в специальный фонд внутри фонда ОМС и на эти деньги срочно провести реформу системы медицинского страхования, которую не могли сдвинуть с места более пяти лет. В конце апреля Путин велел Минздраву срочно внести в правительство проект новой редакции закона «Об обязательном медицинском страховании», а Думе — принять его в первом чтении уже до конца июня. Вице-премьер Александр Жуков на центральных телеканалах объявил, что «2011 год будет годом существенных реформ здравоохранения».

Можно ли за месяц продумать детали сложнейшей реформы, с тем чтобы уже с нового года система медстрахования заработала по-новому? Министр финансов Алексей Кудрин в этом сомневается. По его мнению, эти полтриллиона рублей лучше было бы оставить в экономике, сказал он журналистам после выступления Путина в Госдуме.

Но поскольку Кудрин в меньшинстве и быстрое принятие закона о медстраховании, по-видимому, неизбежно, обществу имеет смысл подключиться к обсуждению реформы.

Общие контуры предлагаемых изменений известны — Минздрав в прошлом году опубликовал концепцию развития здравоохранения до 2020 г. В ней предлагается полностью перевести медицину на страховые принципы и все финансирование осуществлять через единственный канал — фонд ОМС. Сейчас этот фонд страховой только номинально, в стране фактически действует сметная система финансирования здравоохранения, когда медикам платят не за работу, а за то, что больницы и поликлиники в принципе существуют.

В фонде ОМС сейчас концентрируется лишь около 40% государственного финансирования здравоохранения: остальные 60% идут из бюджетов разных уровней. Причем нередко бюджеты за неработающее население платят не столько, сколько нужно, а столько, сколько считают возможным. Существование двух источников порождает безответственность и вечное недофинансирование. Концепция, во-первых, вводит принцип «деньги следуют за пациентом». А во-вторых, предлагает механизмы, которые должны понудить бюджеты платить за неработающее население столько, сколько необходимо, по определенному нормативу. Это сделает всю финансовую систему ОМС значительно более стабильной.

Эти изменения выглядят очень привлекательно. Но дьявол в деталях: как только дело доходит до обсуждения практической реализации новых принципов, у медиков и экспертов возникает множество вопросов. Мы продолжим обсуждение деталей будущей реформы в следующих статьях.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться