Аналитика / Налогообложение / Бюджетная организация принимала платежи от граждан без ККТ. Как избежать санкции?
Бюджетная организация принимала платежи от граждан без ККТ. Как избежать санкции?
За нарушения законодательства о применении ККТ установлена административная ответственность, дифференцированная в зависимости от вида совершенного противоправного деяния
05.10.2020Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Бюджетному учреждению в 2019 году и марте 2020 года поступали платежи (оплата услуг) от физических лиц на расчетный счет учреждения через сторонний банк, ККТ в учреждении не было, и чеки таким клиентам не выдавали. В июне 2020 года был приобретен и зарегистрирован в ИФНС ККТ. Налоговая проверка не проводилась.
Какие санкции предусмотрены и будут применены из-за отсутствия ККТ и невыдачи чеков? Как избежать санкции?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
За нарушения законодательства о применении ККТ установлена административная ответственность, дифференцированная в зависимости от вида совершенного противоправного деяния. Для неприменения штрафных санкций пользователю контрольно-кассовой техники необходимо добровольно исполнить соответствующую обязанность и направить в налоговый орган кассовый чек (чеки) коррекции в отношении расчетов, осуществленных без онлайн-кассы с 01.07.2019. В этом случае он освобождается от административной ответственности, если на этот момент налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении, а кассовый чек (чеки) коррекции является достаточным для установления события административного правонарушения.
Обоснование позиции:
1. Контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон о ККТ).
Статья 2 Закона о ККТ, устанавливая такие исключения, не включает в их перечень оказание услуг проживания бюджетным учреждением.
Поэтому после окончания льготного периода (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ, предоставившего отсрочку до 01.07.2019 по переходу на применение онлайн-касс, в частности, для случая осуществления расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке) учреждение в 2019 и 2020 году обязано было применять контрольно-кассовую технику при получении безналичной оплаты от физических лиц за оказанные услуги (письмо Минфина России от 19.10.2018 N 03-01-15/75371, а также письмо ФНС России от 12.12.2018 N ЕД-4-20/24113@).
2. За нарушения законодательства о применении ККТ в ст. 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность, дифференцированная для пользователей ККТ в зависимости от вида совершенного ими противоправного деяния.
В частности, неприменение ККТ в установленных случаях влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей ;
- на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Повторное совершение этого административного правонарушения в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).
Применение ККТ с нарушением порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (смотрите Энциклопедию решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ).
3. Привлечь к ответственности за несоблюдение требований к ККТ в силу ст. 4.5 КоАП РФ налоговые органы могут не позднее одного года с момента совершения правонарушения (за исключением длящихся правонарушений, по которым срок давности исчисляется с момента их выявления). И хотя до конца 2020 года налоговые органы приостанавливают проверки соблюдения требований законодательства о ККТ (приказ ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-2/275@), если в налоговую поступит обращение о допущенном нарушении, информация, содержащаяся в обращении, будет использована налоговыми органами при проведении соответствующих контрольных мероприятий после снятия моратория на проведение проверок (письмо ФНС России от 01.06.2020 N АБ-3-20/4178@).
3. Для неприменения штрафных санкций пользователю необходимо добровольно исполнить соответствующую обязанность и направить в налоговый орган кассовые чеки коррекции в отношении расчетов, осуществленных без онлайн-кассы с 01.07.2019.
В этом случае он освобождается от административной ответственности, если:
- на этот момент налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении (то есть у налогового органа нет информации от сторонних лиц о допущенных пользователем нарушениях - смотрите также письма ФНС России от 01.06.2020 N АБ-3-20/4178@, от 21.04.2020 N АБ-2-20/671@);
- кассовый чек коррекции является достаточным для установления события административного правонарушения.
К сведению:
С 31 июля 2020 года чек коррекции позволит избежать ответственности за ошибку в применении ККТ. Федеральным законом от 20.07.2020 N 240-ФЗ внесено изменение в примечание к ст. 14.5 КоАП РФ. Для освобождения от административной ответственности за нарушение требований законодательства о ККТ достаточно сформировать кассовый чек коррекции. Чек будет рассматриваться одновременно и как сообщение о правонарушении, и как документ, подтверждающий исправление ошибки.
4. Методические указания по формированию чека коррекции и исправлению ошибок, допущенных при применении ККТ, приведены в письме ФНС России от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@ (далее - Письмо). Письмом также сообщено, что при формировании кассового чека коррекции необходимо обеспечить достаточность сведений, позволяющих точно идентифицировать конкретный расчет, в отношении которого применяется корректировка. Если чек коррекции формируется в отношении расчета, ранее произведенного без применения ККТ, то такой документ должен содержать реквизиты, соответствующие каждому такому расчету (дата, наименование товара, работы, услуги, адрес расчета и т.д.) (письмо ФНС России от 07.12.2017 N ЕД-4-20/24899).
Письмом не пояснено, нужно ли по аналогии с нормой п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ направлять кассовый чек коррекции клиенту, если в момент расчета ККТ не была применена и до этого клиент не сообщил сведений, необходимых для направления ему чека в электронной форме. И п. 4 ст. 4.3 Закона о ККТ говорит о формировании такого фискального документа, а не о его дополнительной выдаче (направлении) клиенту. Это, на наш взгляд, позволяет пользователю не запрашивать у клиента его номер телефона или адрес электронной почты для направления кассового чека коррекции. В рамках данной консультации мы не рассматриваем более детально именно этот нюанс и предлагаем при необходимости получения комментария выделить его в отдельный запрос. Кроме того, организация может получить письменные разъяснения по нему в Минфине России или в ФНС России (в части реквизитов фискальных документов) (п. 9 ст. 1.2, п. 5 ст. 4.1 Закона о ККТ).
Темы: Применение кассовых аппаратов  
- 03.04.2024 В ФНС ответили, надо ли пробивать чек при передаче имущества бывшему участнику ООО
- 26.03.2024 В ФНС разъяснили, как хранить отчеты об открытии и закрытии смен ККТ
- 21.09.2023 В ФНС пояснили, как оформить чек при оплате товара бонусами
- 15.02.2024 Чек с тегом «Продажа в кредит»
- 22.08.2023 Как регистрировать онлайн‑кассу в налоговой в 2023: пошаговая инструкция
- 03.07.2023 Порядок оформления путевки как бланка строгой отчетности
- 10.04.2024 Письмо ФНС России от 29.03.2024 г. № ЗГ-2-20/4958
- 26.03.2024 Письмо ФНС России от 04.12.2023 г. № АБ-4-20/15194@
- 28.02.2024 Письмо Минфина России от 21.12.2023 г. № 30-01-15/124245
Комментарии