Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Учет возмещения убытков

Учет возмещения убытков

Компания вправе требовать от виновника полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. Убытки могут возникнуть в ходе работы с контрагентами, по вине сотрудников, неустановленных лиц либо в результате чрезвычайных обстоятельств. Рассмотрим бухгалтерские и налоговые аспекты учета возмещения убытков

03.08.2015
Автор: Татьяна Каковкина, генеральный директор компании «Аудиторская служба „Партнеры“», бизнес-консультант, к. э. н.

Деятельность фирмы связана с риском наступления различных событий, в том числе приводящих к убыткам.

Законодательно закреплено, что в случае причинения убытков фирма вправе требовать полного их возмещения, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере (ст. 15 ГК РФ). При этом под убытками следует понимать расходы, которые компания произвела или должна будет произвести для восстановления нарушенного права, в том числе утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые фирма получила бы при обычных условиях оборота, если бы ее право не было нарушено (упущенную выгоду).

Гражданским кодексом предусмотрено, что убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, также обязан возместить должник кредитору (ст. 393 ГК РФ). В случае причинения убытков или ущерба государственными службами или службами местного самоуправления они должны их возместить и компенсировать (ст. 16, 16.1ГК РФ).

Возмещение убытков, когда виновник - юрлицо

В большинстве случаев убытки фирмы могут возникнуть в результате ее работы с контрагентами по договорам поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. В связи с этим рассмотрим алгоритм возмещения убытков на примере договора поставки товара.

1. Условия о возмещении убытков можно предусмотреть в самом договоре. Как правило, стороны при заключении договора определяют следующее:

  • основания для возмещения убытков;
  • ограничение возмещения убытков.

Ограничить возмещение возможно как по составу, так и по размеру убытков. То есть договором можно определить, что упущенная выгода не подлежит возмещению, а также то, что размер возмещения убытков не может превышать определенной суммы.

Помимо тех условий, которые могут быть прописаны в договоре, Гражданским кодексом определены следующие основания для возмещения убытков (см. таблицы 1, 2).

Таблица 1. Возмещение убытков поставщиком (продавцом)

Таблица 2. Возмещение убытков покупателем

2. При наступлении случаев, когда компания терпит убытки, необходимо совершить следующие действия:

  • определить размер реального ущерба и упущенной выгоды;
  • оформить акт об определении размера ущерба;
  • составить претензию.

3. Если контрагент признает претензию, то компания делает необходимые записи в бухгалтерском и налоговом учете.

4. Если претензию контрагент не признает, то следует готовить заявление в суд.

5. Исполнение решения суда:

  • если суд признал правоту истца, то на основании решения бухгалтерия компании делает записи в бухгалтерском и налоговом учете;
  • если суд отклонил иск, то фирма признает тот реальный ущерб (убыток), который она получила.

ПРИМЕР

Фирма заключила договор на приобретение строительного материала на сумму 11 800 000 руб. (в т.ч. НДС - 1 800 000 руб.) с поставками различными партиями по мере поступления заявок от покупателя. Право собственности переходит к фирме при получении материалов от поставщика у себя на складе.

Доставку осуществляет последний. Поставка должна быть осуществлена в течение трех дней после получения продавцом заявки.

Поставщиком неоднократно нарушались сроки поставки строительных материалов. Покупатель принял решение о выставлении претензии поставщику на возмещение убытков, возникших вследствие несвоевременной доставки строительных материалов. Выставленная претензия на возмещение убытка в сумме 250 000 руб. признана поставщиком и оплачена.

Компания-покупатель в бухучете делает записи:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

- 250 000 руб. - претензия признана поставщиком;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

- 250 000 руб. - получены денежные средства в счет возмещения причиненного ущерба (убытка).

В налоговом учете сумму возмещения компания учла в качестве внереализационного дохода.

Компания-поставщик в бухучете делает записи:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 76

- 250 000 руб. - признана претензия;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

- 250 000 руб. - перечислены денежные средства в счет возмещения причиненного ущерба (убытка).

В налоговом учете поставщик учтет сумму возмещения в качестве внереализационного расхода (подп. 13 п. 1 ст. 265,подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Документальным обоснованием данного расхода может послужить следующее (ст. 252 НК РФ):

- договор с описанием условий компенсации;

- акт об определении размера ущерба;

- претензия.

Возмещение убытков, когда виновник - сотрудник

Кроме убытков, возникших вследствие взаимоотношений с контрагентами, сами сотрудники компании (от рядового до генерального директора) могут стать причиной убытков.

ПРИМЕР

Водитель компании, управляя служебным автомобилем в рабочее время, нарушил правила дорожного движения (далее - ПДД), выехав на полосу встречного движения. Данное нарушение было зафиксировано камерой видеонаблюдения. На адрес фирмы по почте пришел штраф в размере 5000 руб. Фирма решила на основании норм Трудового кодекса обязать водителя возместить сумму штрафа (ст. 238, 239, п. 6 ст. 243 ТК РФ; письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1).

В бухучете сделаны записи:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 76

- 5000 руб. - штраф за нарушение ПДД отражен в составе расходов;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

- 5000 руб. - оплата штрафа за нарушение ПДД;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

- 5000 руб. - отражена задолженность водителя по возмещению штрафа за нарушение ПДД;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 73

- 5000 руб. - водитель погасил свою задолженность по оплате штрафа через кассу.

В налоговом учете сумму уплаченного штрафа за нарушение ПДД компания не учитывает в расходах для целей налогообложения (п. 2 ст. 270 НК РФ). При этом возмещенный водителем штраф является внереализационным доходом (п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Особого рассмотрения требуют случаи, когда иски о возмещении убытков предъявляются директорам и генеральным директорам. Детально этот вопрос был раскрыт в постановлении Пленума ВАС РФ № 62 (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62). Согласно ему директор обязан действовать в интересах фирмы добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 ГК РФ). В случае нарушения этой обязанности он должен по требованию учредителей возместить все убытки, причиненные компании, наравне с обычным сотрудником.

При этом следует принять во внимание, что негативные последствия, наступившие для фирмы в период времени, когда управлял директор, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и неразумности его действий (бездействия). Директор не может быть привлечен к ответственности за причиненные убытки в случаях, когда его действия (бездействие), повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового риска.

Поэтому истец должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности и неразумности действий (бездействия) директора, повлекших неблагоприятные последствия для компании (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

Если истец представил доказательства, директор может дать пояснения относительно своих действий (бездействия) и указать причины возникновения убытков, например: неблагоприятная рыночная конъюнктура, недобросовестность выбранного им контрагента, работника или представителя юридического лица, неправомерные действия третьих лиц, аварии, стихийные бедствия и иные события - и представить свои доказательства.

Возмещение убытков, когда виновник не найден

Компания также может понести убытки в результате неправомерных действий третьих лиц. В таких ситуациях чаще всегоустановить виновное лицо затруднительно или вообще невозможно и, следовательно, образовавшиеся убытки возмещены не будут. Например, такое может произойти в случае кражи имущества фирмы (пропажа офисной техники, товаров или материалов со склада и т.д.).

При обнаружении кражи следует предпринять следующие действия:

  • сообщить о краже в полицию;
  • отразить факт кражи имущества в бухгалтерском и налоговом учете;
  • получить в отделе полиции документ, подтверждающий факт кражи, и о неустановлении виновных лиц;
  • отразить финансовый результат от последствия кражи.

ПРИМЕР

Компания в марте 2014 г. приобрела строительные материалы для выполнения подрядных работ. Первоначальная стоимость строительных материалов составляет 2 500 000 руб. Данные материалы были доставлены на строительную площадку и помещены для временного хранения на склад.

Пропажа строительных материалов была обнаружена 06.06.2014.

В бухучете сделаны записи:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10

- 2 500 000 руб. - списана стоимость украденных материалов.

Таким образом, первые действия бухгалтерской службы - это списание украденных материалов из состава имущества организации. Основанием для списания будет зарегистрированное в отделе полиции заявление о краже (копия) или талон-уведомление о приеме такого заявления, результаты инвентаризации и акт о списании похищенных строительных материалов.

Чтобы списать похищенные материалы, необходимо дождаться итогов работы правоохранительных органов. В большинстве случаев, к сожалению, виновных в краже и пропавшее имущество найти не представляется возможным. Поэтому после отведенного для расследования срока необходимо взять копию постановления о приостановлении производства по уголовному делу в связи с отсутствием лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. На дату вынесения постановления компания может учесть стоимость украденных материалов в составе расходов.

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 94

- 2 500 000 руб. - украденные строительные материалы признаны прочим расходом.

В налоговом учете на основании полученных документов от правоохранительных органов стоимость похищенного имущества фирма вправе учесть при налогообложении прибыли в качестве внереализационных расходов.

Форс-мажор

Случается и так, что убытки могут возникнуть в результате таких форс-мажорных обстоятельств, как пожар или стихийное бедствие. При их наступлении фирма может получить реальный ущерб в виде уничтожения своих активов.

В случае пожара (стихийного бедствия) обязательным является проведение инвентаризации. По ее результатам фактическая себестоимость испорченных, пропавших активов списывают в состав недостач и потерь от порчи ценностей в том отчетном периоде, когда проводилась инвентаризация, с последующим отнесением этой суммы на прочие расходы организации.

ПРИМЕР

В результате пожара (стихийного бедствия) пострадал склад компании. При проведении инвентаризации была установлена недостача строительного материала на сумму 1 000 000 руб.

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ10

- 1 000 000 руб. - списаны материалы, пострадавшие в результате пожара (стихийного бедствия);

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 94

- 1 000 000 руб. - стоимость материалов, пострадавших в результате пожара (стихийного бедствия), включена в состав прочих расходов.

В налоговом учете стоимость списанных материалов, пострадавших в результате пожара (стихийного бедствия), учтена в качестве внереализационного расхода (подп. 6 п. 2 ст. 265, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Документальным обоснованием убытка может послужить следующее (ст. 252 НК РФ):

- результаты инвентаризации;

- справка, полученная от уполномоченного государственного органа, о происшествии чрезвычайного события (территориальный орган МЧС, пожарная часть).

Получать убытки для фирмы всегда неприятно, особенно тогда, когда их нельзя возместить или компенсировать. Советуем для минимизации рисков, связанных с возникновением убытков:

  • при хозяйственной деятельности - прописывать условия по возмещению убытков в договоре;
  • для форс-мажорных обстоятельств (пожар, угон, стихийные бедствия) - застраховать свои риски.

Актуальная бухгалтерия

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться