Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Особенности расчета налога на имущество

Особенности расчета налога на имущество

Разъяснения экспертов

03.09.2014
Российский налоговый портал

Организация зарегистрирована в Москве в Межрайонной налоговой инспекции (МИФНС), специализирующейся на учете земельного налога. Расчеты по налогу на имущество организаций она раньше сдавала в эту же налоговую, а также производила оплату с указанием в поле «получатель» этой МИФНС. Объекты недвижимости организации располагаются в том же муниципальном округе, где находится организация, по территориальному признаку относящемуся к другой налоговой инспекции (далее – территориальный налоговый орган).

В апреле 2014 года организация получила письмо из территориального налогового органа о необходимости уплаты и сдачи расчетов по налогу на имущество организаций в части объектов, налог по которым рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, в территориальный налоговый орган. Организации не понятно, чем это вызвано, ведь ни объекты, ни их местонахождение не изменились. Ей не удалось прояснить ситуацию и после телефонных разговоров с инспекторами обеих инспекций.

Действительно ли с 01.01.2014 нужно сдавать расчеты по налогу на имущество организаций, причем только по объектам, для которых налог рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, а также производить оплату в территориальный налоговый орган, то есть сдавать 2 расчета в разные налоговые инспекции?

Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Карасёва Анна, Родюшкин Сергей.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В связи с тем что вся сумма налога на имущество зачисляется в региональный бюджет города Москвы, без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, Ваша организация вправе сдавать декларации и уплачивать налог в полном объеме по месту регистрации организации, при согласовании с налоговым органом по данному субъекту (приказ ФНС России от 24.11.2011 г. № ММВ-7-11/895).

При этом, в связи с полученными указаниями территориальной ИФНС, рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в финансовые органы г. Москвы.

Обоснование вывода:

В соответствии с подп. 1 ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

Согласно положениям п. 3 ст. 12 НК РФ, региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. При их установлении определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ, налоговые льготы, основания и порядок их применения, а также, с учетом изменений, введенных в действие с 01.01.2014 Федеральным законом от 02.11.2013 г. № 307-ФЗ (далее – Закон 307-ФЗ), могут устанавливаться особенности определения налоговой базы.

Согласно общей норме организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 5 ст. 83 НК РФ). При этом местом нахождения недвижимого имущества признается в соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 83 НК РФ место фактического нахождения имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 383 НК РФ налог на имущество организаций уплачивается в порядке, установленном региональным законодательством. В общем случае он зачисляется в региональный бюджет (п. 1 ст. 56 БК РФ).

В то же время законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут определяться порядок установления и нормативы отчислений от региональных налогов и сборов в бюджеты внутригородских муниципальных образований (п. 4 ст. 58 БК РФ).

С 1 января 2014 Законом 307-ФЗ введена группа объектов недвижимости, в отношении которой налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость этих объектов.

Для данной группы предусмотрены специальный порядок исчисления и уплаты налога, в соответствии с которым налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (п. 13 ст. 378.2, п. 3 ст. 382, п. 6 ст. 383 НК РФ).

Это, скорее всего, и дало основания требовать территориальному налоговому органу уплаты налога по месту нахождения данного имущества.

Однако порядок представления расчетов, регламентируемый ст. 386 НК РФ, практически не изменился. Согласно ему налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (абзац третий п. 1 ст. 386 НК РФ).

Таким образом, по сути, кроме алгоритма вычисления, ничего не изменилось.

По объектам недвижимого имущества и раньше нужно было платить налог по их местонахождению (ст. 385 НК РФ).

Остался прежним код бюджетной классификации (приложение 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

Налоговая декларация и налоговый расчет по авансовому платежу (приложения 1, 4 к приказу ФНС России от 24.11.2011 г. № ММВ-7-11/895 (далее – приказ № ММВ-7-11/895)) пополнились разделами 3 «Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая (инвентаризационная) стоимость» и «Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость» соответственно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам (п. 3 ст. 382 НК РФ). Данное положение также подтверждает необходимость отдельного определения сумм налога в разрезе территорий.

В Вашей ситуации нет разделения по территориальному признаку, поэтому, если бы в Вашем регионе не были организованы межрайонные налоговые инспекции (что от Вас никак не зависит), Ваша организация числилась бы в территориальном налоговом органе, заполняла бы единственную налоговую декларацию по налогу на имущество, причем к начислению в расчете была бы единственная сумма по единственному ОКТМО и соответствующая единственная оплата.

В соответствии с положениями Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утвержденного Приказом № ММВ-7-11/895 (далее - Порядок заполнения декларации), в декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКТМО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу (абзац первый п. 1.6 Порядка заполнения декларации).

Здесь же указано, что организация вправе заполнить одну налоговую декларацию по всему имуществу в случае, если организация, и (или) обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, и (или) объект недвижимого имущества, находятся:

– на территории одного муниципального образования, в бюджет которого полностью или частично зачисляется налог. В этом случае по всему имуществу, находящемуся на территории этого муниципального образования, исчисляется общая сумма налога. В строке 010 налоговой декларации указывается код ОКТМО данного муниципального образования (абзац третий п. 1.6 Порядка заполнения декларации);

– на территориях разных, но подведомственных одному налоговому органу муниципальных образований, в бюджет которых полностью или частично зачисляются налоговые платежи. В одной декларации Вы исчисляете сумму налога отдельно по каждому муниципальному образованию и указываете соответствующий код ОКТМО (абзац четвертый п. 1.6 Порядка заполнения декларации).

В том случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, одна декларация может заполняться в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении декларации указывается код по ОКТМО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации (абзац второй п. 1.6 Порядка заполнения декларации).

Письмом УМНС России по г. Москве от 27.02.2004 г. № 23-01/1/12408 «О порядке уплаты налога на имущество организациями, имеющими на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся в различных административно-территориальных районах г. Москвы» устанавливалось, что организации, состоящие на учете в межрайонных инспекциях МНС России по г. Москве, производят уплату налога и включают данные по объектам недвижимости, расположенным на территории г. Москвы, в налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации по налогу, представляемые в межрайонные инспекции МНС России по г. Москве по месту своего учета.

Причем мотивом такого решения с учетом того, что налог целиком поступает в бюджет города Москвы, называлось повышение эффективности налогового контроля и сокращения расходов по администрированию налога на имущество организаций.

Других разъяснений, в том числе отменяющих высказанное мнение УМНС России по г. Москве, пока не опубликовано.

Таким образом, несмотря на введение в действие с 1 января 2014 года специальных норм главы 30 НК РФ в отношении недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, мы не видим причин для изменения порядка уплаты налога на имущество организаций и предоставления расчетов в налоговые органы в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории г. Москвы, для организации, состоящей на учете в межрайонной инспекции МНС России по г. Москве.

Поэтому, мы полагаем, что Ваша организация вправе сдавать декларации и уплачивать налог в полном объеме по месту регистрации организации, при согласовании с налоговым органом по данному субъекту.

В соответствии с административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 г. № 99н (далее – Регламент), государственная услуга по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) предоставляется согласно п. 19 Регламента ее территориальными органами – УФНС России по субъектам РФ, межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня.

Таким образом, по данному вопросу можно сделать запрос в налоговые органы с целью получения официальных разъяснений.

В ситуации, когда налоговая инспекция, курирующая налогоплательщиков на своей территории, придерживается иной позиции, можно посоветовать обратиться с просьбой об официальных разъяснениях по вопросу применения закона субъекта РФ в соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ в финансовые органы субъекта РФ (смотрите также, например, письма Минфина России от 25.11.2013 г. № 03-05-05-01/50810, от 18.12.2013 г. № 03-05-05-01/55962).

К сведению:

Законом г. Москвы от 20.11.2013 г. № 63 определено, что налоговая база может быть уменьшена на величину кадастровой стоимости 300 кв. м. площади объекта на одного налогоплательщика в отношении одного объекта (по выбору) при одновременном соблюдении условий:

– налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства и состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором уменьшается налоговая база;

– за предшествующий налоговый период средняя численность работников составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. руб.

Кроме того, если, например, в помещениях центра налогоплательщики осуществляют образовательную и (или) медицинскую деятельность, то налог на имущество уплачивается в размере 25% от суммы налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться