Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Бухгалтерский учет в 2013 году

Бухгалтерский учет в 2013 году

О самых главных изменениях, которые внес Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» рассказала генеральный директор Аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз» Марина Ризванова в своем интервью Российскому налоговому порталу.

19.11.2012
Российский налоговый портал

Ризванова Марина Викторовна имеет профессиональный опыт в области бухгалтерского/налогового учета и аудита более 18 лет. Имеет единый аттестат аудитора  и  Диплом АССА по МСФО (ДипИФР).

— Как мы знаем, с 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который несет за собой изменения не только в порядок ведения бухгалтерского учета, но и порядок представления бухгалтерской отчетности. В адрес Российского налогового портала в последнее время часто поступают вопросы: кто же все-таки освобожден от обязанности вести бухгалтерский учет? Расскажите, пожалуйста.

— Подпункт 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ допускает, что бухучет могут не вести индивидуальные предприниматели, если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет своих объектов налогообложения в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Для предпринимателей, работающих по общей системе налогообложения, порядок учета доходов и расходов установлен приказом Минфина и ФНС РФ от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 в соответствии со статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации. Плательщики ЕСХН ведут аналогичный учет в соответствии с пунктом 8 статьи 346.5 Налогового кодекса.

Для применяющих упрощенную систему налогообложения статьей 346.24 НК РФ прямо предусмотрена обязанность ведения налогового учета. Такой порядок можно считать установленным и для плательщиков ЕНВД. Прямо о том, что индивидуальные предприниматели – плательщики ЕНВД должны вести учет, в главе 26.3 Налогового кодекса не утверждается, но пункт 6 статьи 346.26 упоминает, что при осуществлении нескольких видов деятельности, облагаемых ЕНВД, налогоплательщик должен вести учет показателей, необходимых для исчисления налога, отдельно по каждому виду деятельности. То есть, все плательщики ЕНВД должны вести учет показателей, необходимых для исчисления налога.

В указанных целях плательщик ЕНВД должен вести учет физических показателей, в том числе учитывать их изменения в течение налогового периода. Такой налоговый учет показателей будет для предпринимателей-плательщиков ЕНВД заменой бухучету.

Аналогичный порядок (ведение налогового учета вместо бухгалтерского) предусмотрен для обособленных подразделений иностранных юридических лиц, ведущих деятельность в России.

Таким образом, сфера применения бухучета резко расширена за счет малых предприятий, которые не применяют указанные спецрежимы налогообложения. Рынок же услуг по ведению бухучета, как и количество вакансий бухгалтеров, в 2013 году неизбежно вырастут.

— Как быть компаниям, которые в 2012 году применяли и применяют упрощенную систему налогообложения? Если налогоплательщик не вел ранее бухгалтерский учет, то, как ему сформировать остатки для «будущего» бухучета?

— Закон не содержит переходных положений, которые предусматривали бы порядок формирования исходных данных для начала ведения бухучета лицом, которое ранее его не вело.  Поэтому такой порядок может быть определен самостоятельно лицами, обязанными с нового года вести бухучет. Нарушить какие-либо положения нормативных актов при этом будет нельзя, т.к. правового регулирования этого вопроса попросту нет. Предпочтительным способом определения остатков выглядит вариант проведения в конце года инвентаризации. Фактически, таким образом, новый закон вступит в силу еще в этом году, а для субъектов, применяющих УСН, конец года обернется серьезными хлопотами вместо праздников.

— Какие вопросы необходимо отразить в приказе об учетной политике предприятия (для целей бухгалтерского учета)? Вернемся к вопросу применения специальных режимов – приказ об учетной политики для целей бухгалтерского учета будет для таких компаний как нечто новое, либо это будет приказ о внесении изменений в ранее существующий?

— В приказе по учетной политике в соответствии со статьей 8 Закона, должны выбираться способы учета тех или иных объектов из, предусмотренных РСБУ, а в части не предусмотренных – разрабатываться самостоятельно. Технически не принципиально, будет ли утверждаться новая учетная политика (для тех, у кого ее не было), или же в имеющуюся будут внесены изменения.

— Немаловажный вопрос – порядок применения ЕНВД с 1 января 2013 года. Многие бухгалтеры спрашивают – если сейчас применение ЕНВД – это обязанность, то, как эту «обязанность» закрепить в добровольном порядке с нового года?

— Добровольной с 2013 года будет применение патентной системы налогообложения в соответствии с главой 26.5 Налогового кодекса. Для применяющих же ЕНВД в соответствии с главой 26.3 НК РФ никакой добровольности с нового года не предусмотрено.  Для применения патентной системы с 2013 года необходимо подать в налоговую инспекцию заявление не позднее 21 декабря 2012 года, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.45 Налогового кодекса.  А «закреплением» этой обязанности станет выданный патент.

— Что вы посоветуете индивидуальным предпринимателям, которые чаще всего просто не знают как вести бухгалтерский учет? Как быть ИП, которые ранее этого не делали? Им также необходимо формировать учетную политику?

— Тем, кто ранее не вел бухгалтерского учета, но с нового года обязан его вести, либо посчитал ведение бухучета необходимым, целесообразно определиться с тем, кто будет непосредственно этот учет вести – штатный бухгалтер или специализированная организация. А уже они (после оформления с ними договора) на основании специфики деятельности соответствующего субъекта профессионально определят, как лучше установить учетную политику.

— Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н, утвердившим формы бухгалтерской отчетности, установлено, что субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Чем руководствоваться в таком случае индивидуальным предпринимателям?

— Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н в части форм отчетности субъектов малого предпринимательства не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Учитывая то, что в соответствии с Законом и подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена сдача только годовой бухгалтерской отчетности, а обязанность ведения бухучета (в соответствующих случаях) установлена с 2013 года, ранее 2014 года предпринимателям отчитываться не придется. За это время формы отчетности наверняка будут утверждены.

— Расскажите о новом  порядке сдачи бухгалтерской отчетности с нового года.

— С нового года изменяется не порядок сдачи бухгалтерской отчетности, а периодичность ее сдачи. В подпункте 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ (в редакции, вступающей в силу с 2013 года), указана обязанность по сдаче только годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы. А в пункте 1 статьи 18 Закона – в органы статистики.

При этом в отличие от действующего пока закона, какие-либо способы сдачи отчетности в новом законе не предусмотрены. Это на практике может вызвать споры о корректности применяемых сейчас почтового и электронного способов сдачи отчетности.

Разместить:
AntonBolod
19 декабря 2013 г. в 10:12

Думаю, что для хорошего уровня знаний по бухгалтерии 1с недостаточно! Я рекомендую изучить полезные книги по бухгалтерскому учету, ознакомится с которыми можно здесь http://buhgalteriashop.com

Гурьев Леонид
24 октября 2014 г. в 21:25

А еще лучше обратиться в хорошую аутсорсинговую компанию. Мы, например, сотрудничаем с Интеркомп.

Александра Трофимовна
12 ноября 2014 г. в 12:38

Да, Интеркомп достаточно опытная в аутсорсинге компания. Сами планируем обратиться к ним.

Яковлев Никита
19 декабря 2014 г. в 14:31

У нас кадровый сектор полностью на аутсорсинге в Интеркомп уже больше года. Пока негативных последствий от этого не видно, одни плюсы.

Коршикова Александра
20 января 2015 г. в 12:18

С нуля бухгалтерию по книгам не изучишь. Можно крупно накосячить с такими знаниями. Надежнее и вправду нанять аутсорсера вроде Интеркомп.

Попов Кирилл
17 февраля 2015 г. в 14:07

Бухгалтерский учет с каждым годом все усложняется и усложняется. Толковые бухгалтера в штате обходятся слишком дорого, поэтому аутсорсинг от Интеркомп - это хороший выход из ситуации

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться