Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 14 июля 2009 г. N 03-02-07/1-357

Письмо Минфина РФ от 14 июля 2009 г. N 03-02-07/1-357

Вопрос: Об отсутствии оснований для проведения налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налогоплательщиком налога в счет погашения его задолженности, срок на принудительное взыскание которой, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ, истек. 10.10.2009Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 июля 2009 г. N 03-02-07/1-357

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об осуществлении налоговым органом зачета сумм излишне уплаченных налогоплательщиком налогов в счет пеней, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения установленных сроков, и сообщается следующее.

Списание безнадежных долгов по налогам и сборам осуществляется в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".

Кодексом и указанным порядком не предусмотрено списание сумм недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков.

Порядок проведения зачета суммы излишне уплаченного налога регулируется ст. 78 Кодекса.

Пунктом 5 указанной статьи Кодекса предоставлено право налоговому органу самостоятельно производить зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию.

Согласно п. 6 ст. 78 Кодекса возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П, в Кодексе содержатся общие положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению в том числе при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Положения п. п. 5 и 6 ст. 78 Кодекса не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Кодекса.

Указанная позиция подтверждается в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2008 N 12563/08 и в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от налоговый орган не вправе принимать решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения такой задолженности.

Таким образом, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, в порядке, установленном ст. 78 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 31 Кодекса вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Порядок подачи жалоб в вышестоящие налоговые органы и порядок рассмотрения таких жалоб определен ст. ст. 139 - 141 Кодекса.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

14.07.2009

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок