Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / Совместная платформа деловых кругов России по вопросам налогообложения

Совместная платформа деловых кругов России по вопросам налогообложения

Совместная позиция РСПП, "ОПОРА России", "Деловая Россия" 10.04.2007Российский налоговый портал

Совместная платформа деловых кругов России по вопросам налогообложения

За последние годы налоговая система России претерпела кардинальные изменения. Снизилось налоговое бремя, сократился перечень подлежащих уплате налогов, несколько выправились условия конкуренции за счет ликвидации многочисленных неоправданных льгот. Эти меры в сочетании с девальвацией рубля и благоприятной мировой конъюнктурой на традиционные товары российского экспорта дали возможность отечественным предпринимателям начать возрождение экономики России, наращивать производство, заниматься модернизацией предприятий. Российская налоговая система стала более конкурентоспособной по сравнению с предыдущим периодом, что проявилось в увеличении иностранных инвестиций, притоке капитала в страну, причем не только в секторы торговли и добывающей промышленности.

Вместе с тем нынешняя налоговая система России еще далека от совершенства. Несмотря на достигнутый прогресс, она не может считаться реформированной в достаточной степени, поскольку сохраняет ряд неоправданных барьеров для наращивания предпринимательской активности и экономического роста. Нерешительность в доведении начатых налоговых преобразований до конца может стоить России очень дорого в решении двух основных ее задач начала 21 века: перехода с сырьевого на инновационный путь развития и создания максимально возможного количества конкурентоспособных предприятий мирового уровня с развитой аутсорсинговой сетью малых и средних компаний вокруг себя.

Мы полагаем, что сложившаяся в России законодательная и правоприменительная система в области налогообложения, отражая крайне медленно преодолеваемое взаимное недоверие бизнеса и власти, страдает рядом существенных недостатков, делающих ее неконкурентоспособной в сравнении с налоговыми системами многих других стран мира. Особо отметим следующие.

Во-первых, отсутствие льгот при входе на рынок, особенно в сфере высоких технологий. Отдельные налоговые послабления, сделанные для резидентов особых экономических зон и участников рынка информационно-телекоммуникационных технологий, не меняют общую картину. В то же время большинство стран, активно конкурирующих с Россией, широко используют принцип налоговых каникул, особенно по налогу на прибыль в первые 2-3 года с начала функционирования нового предприятия.

Во-вторых, значительно более высокое налоговое бремя, что особенно чувствительно для предприятий обрабатывающих отраслей экономики. При этом сравнение российской действительности идет не с оффшорными зонами суперльготного налогообложения, а с крупными развивающимися странами.

В-третьих, сохранение чрезмерной налоговой нагрузки в результате взимания налога на добавленную стоимость (НДС). Сложившаяся система администрирования НДС ведет к наращиванию численности налоговых органов и бухгалтерий предприятий, порождает громадную и затратную систему отчетности, приводит к перегрузке судов исковыми требованиями о возврате НДС. При этом эффективность администрирования остается низкой, баланс платежей в бюджет и возвратов этого налога ухудшается.

В-четвертых, отсутствие широкой практики предоставления инвестиционных налоговых кредитов. За рубежом реализация предприятиями инвестиционных проектов, как новых («гринфилд»), так и в части модернизации действовавших мощностей, очень часто сопровождается налоговыми кредитами, что высоко оценивается банками как признак важности таких проектов для страны.

В-пятых, отсутствие налоговых стимулов для развития добровольных пенсионных и страховых систем. Между тем, в развитых странах именно организации, реализующие программы добровольного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, являются основными инвесторами, одновременно компенсируя пороки государственной системы пенсионного обеспечения.

В-шестых, сохранение законодательных препятствий для рыночной переоценки имущества предприятий и роста амортизационных отчислений, поскольку она приводит к снижению поступлений налога на прибыль. В итоге сдерживается рост капитализации компаний, реальные цены купли-продажи имущественных комплексов сильно отличаются от официально отражаемых. В совокупности с сырьевой направленностью российской экономики это приводит к росту ее технологического отставания от экономик не только развитых стран, но и развивающихся стран.

В-седьмых, отсутствие гарантий неизменности параметров налоговой системы для каждого инвестиционного проекта на срок его окупаемости («дедушкина оговорка»). Эти гарантии с одной стороны позволяют государству изменять параметры налоговой системы в зависимости от приоритетов проводимой экономической политики, в том числе и рассматривать возможность повышения ставок отдельных налогов, а с другой - позволяют инвестору сохранить в неизменном виде налоговые платежи при принятии государством таких решений.

На этом фоне объявлять о завершении основных налоговых преобразований в России, как это делают последнее время представители финансового блока Правительства РФ, неразумно, особенно, если принять в расчет жесткие характеристики налоговой системы, данные Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах. Деловые круги России полностью согласны с этими характеристиками, а также проблемами, упомянутыми в тексте послания.

Ряд положений бюджетного послания президента России сформулирован предельно ясно и, безусловно, поддерживается предпринимателями. В частности, тезис о том, что «применение единой ставки налога на доходы физических лиц доказало свою эффективность. Целесообразно в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога». Мы также полагаем, что дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы подоходного налога в настоящее время неуместны и могут стать актуальными лишь в долгосрочной перспективе.

В то же время, требуются усилия по разработке механизма уплаты подоходного налога по месту жительства граждан, а не по месту нахождения работодателя. Данный механизм позволит повысить заинтересованность и возможности региональных и местных властей в улучшении условий для проживания граждан, а также повысит их налоговую культуру.

Как неоднократно отмечало бизнес-сообщество, многие российские предприниматели стали более активно, чем ранее, участвовать в различных благотворительных программах. Они готовы тратить существенную часть своих личных доходов на меценатство, ремонт и строительство объектов социальной сферы, поддержку научных, образовательных, медицинских программ и т.п. В этой связи вместо дифференциации ставок налога на доходы физических лиц было бы целесообразно создать систему социальных фондов для добровольных пожертвований обеспеченных граждан на нужды реализации социальных программ федерального, регионального и местного уровня. При этом важнейшее условие - обеспечить абсолютную финансовую прозрачность деятельности таких фондов и четкую систему оценки достигнутых ими результатов.

Необходимость обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики требуют, по нашему мнению, реформирования налоговой системы по следующим направлениям.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из основных налогов для отраслей, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью и с высокой степенью переработки сырья. Мы полагаем, что положения бюджетного послания, касающиеся реформирования НДС ни в коей мере не противоречат нашим предложениям в этой сфере. Данная Президентом РФ характеристика НДС как налога, создающего необоснованно высокую нагрузку на бизнес в его нынешнем виде и поставленная задача об «исключении чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость» не оставляет никаких сомнений в необходимости его кардинального реформирования.

Бизнес-сообщество вынуждено констатировать, что сделанные в последнее время Правительством РФ шаги, направленные на решения «проблемы НДС» так и не дали результатов. Более того, реализация на практике положений налогового законодательства, призванных упростить как процедуру взимания НДС, так и его возмещения приводят к ухудшению положения налогоплательщиков НДС и ставят под сомнение реализацию самого принципа безусловного обеспечения прав налогоплательщиков. В результате необоснованные издержки несет и крупный, и средний, и малый бизнес. По сути можно говорить о том, что проводимая фискальными властями политика в области НДС снижает конкурентоспособность всего российского бизнеса.

Для принятия взвешенного решения с точки зрения интересов и государства и бизнеса мы считаем необходимым провести анализ всех предложений по реформированию НДС. Результатом такого анализа может стать решение о радикальном снижении ставки НДС либо о его замене на налог с продаж.

Для решения задачи вывода широких слоев бизнеса из "тени" необходимо в первоочередном порядке реформировать ЕСН. Очевидно, что принятие решений о реформировании ЕСН необходимо увязывать с реформой всей пенсионной системы и системы государственного социального страхования. В целях развития страховой природы источников обеспечения государственных социальных гарантий предлагается рассмотреть возможность разделения ЕСН на налоговый платеж и обязательные страховые платежи во внебюджетные фонды, а также предусмотреть меры налогового стимулирования работодателей, реализующих программы добровольного страхования своих сотрудников.

Одновременно это позволит и снизить ставку налогового платежа. Ранее проведенное снижение ЕСН результатов практически не дало в силу своей недостаточности, о чем предпринимательские круги неоднократно предупреждали правительство. Теперь же эти незначительные результаты оппоненты из Минфина России приводят в качестве одного из доказательств неэффективности дальнейшего снижения этого налога. Между тем, это помогло бы в полной мере раскрыть потенциал и подоходного налога, платежи по которому продолжают занижаться малым и средним бизнесом в силу практически одинаковой базы у этого налога и ЕСН. Занижая фонд оплаты труда с целью уклонения от уплаты слишком высокого ЕСН, предприниматели недоплачивают и НДФЛ.

Полагаем, что отказываться от идеи снижения ЕСН было бы неправильно, поскольку чисто количественные показатели в некоторый момент преобразуют качественные параметры. Это относится и к капитализации предприятий, и к логистическим процессам, и ко многим другим сторонам бизнес-деятельности. Деловые круги уверены, что с ЕСН ситуация такая же. Нынешнее бремя этого налога, даже с учетом регрессии, слишком велико для того, чтобы его платить в полном объеме, а качество налогового администрирования невозможно повысить в ближайшие годы до уровня, позволяющего существенно улучшить его собираемость. В результате малые и средние предприятия оказываются в крайне вредном для роста их социальной ответственности положении, когда уклонение от уплаты налога гораздо более эффективно, чем выполнение законом предписанных обязанностей. Если отдельные представители Минфина России готовы мириться с такой ситуацией, то предпринимательское сообщество - нет. Особенно на фоне фактического банкротства идеи подведения независимых от федерального бюджета источников финансирования обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Реформа ЕСН подтолкнула бы зашедшие в тупик преобразования в системах социального и пенсионного страхования и позволила перейти от налоговых к страховым формам пополнения государственного пенсионного фонда и фондов социального страхования, установив ставку ЕСН на уровне, необходимом для финансирования базовых государственных социальных гарантий.

Необходимо продолжить совершенствование налога на прибыль и пересмотреть принципы амортизационной политики, которая в нынешнем виде не решает своей главной задачи - не обеспечивает обновление основных фондов.

Предоставленное налоговым законодательством право субъектов Российской Федерации устанавливать ставку налога на прибыль на уровне 20% направлено на создание стимулов для размещения центров прибыли в этих регионах. Однако применение этой нормы часто приводит к возникновению претензий со стороны налоговых органов, касающихся перемещения прибыли компаний в регионы со льготным налогообложением, то есть в том, что налогоплательщик воспользовался предоставленным ему правом. Еще одним негативным следствием различия ставок для бизнеса являются предложения о контроле сделок с использованием трансфертных цен внутри России. Эти предложения, как и постоянные претензии налоговых органов, дестимулируют экономическую активность бизнеса. Поэтому бизнес-сообщество предлагает унифицировать ставку налога на прибыль.

В части совершенствования амортизационной политики мы считаем необходимым уточнить состав групп и сроки полезного использования оборудования и разрешить использование механизмов переоценки основных средств для целей налогообложения. Предлагаем также предоставлять предприятиям, инвестирующим в закупку нового оборудования (особенно в приоритетных в соответствии с инновационно-промышленной политикой для государства отраслях и проектах), ставки амортизации до 200% от стоимости оборудования и применять ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3.

Полагаем целесообразным настаивать на расширении практики применения инвестиционного налогового кредита. Это особенно актуально для компаний, переходящих на ресурсосберегающие технологии, внедряющих технические инновации, развивающих производственные мощности в депрессивных регионах, занимающихся эффективным импортозамещением в ранее утративших конкурентоспособность отраслях. Отказ от этого предложения означал бы признание полной неспособности государства проводить активную политику поддержки экономического развития налоговыми методами, не сводящимися к примитивному уравнительному подходу. Мы готовы признать, что с этим может не справиться какая-то конкретная группа чиновников, но мы не готовы на этом основании делать вывод о принципиальной невозможности проведения такой политики в современных условиях России.

Инвестиционный налоговый кредит возможен и при уплате таможенных пошлин на импортируемое оборудование. Однако более правильным был бы полный отказ от подобных пошлин. Ранее Правительство РФ приняло решение отменить в подавляющей части импортные пошлины на непроизводимое в России технологическое промышленное оборудование, аппаратуру и приборы, ввозимые в страну, что придаст ускорение модернизации технологического парка российских предприятий. Мы надеемся, что эта работа будет правительством доведена до конца применительно ко всему импортируемому оборудованию, запчастям и комплектующим к нему.

Следует добиться нормативного закрепления принципа постепенного снижения ставки налога на имущество по мере роста стоимости совокупных активов (земли, основных фондов) частного сектора российской экономики. Регрессионный механизм для данного налога аргументируется следующими причинами: как физические, так и юридические лица должны всемерно поощряться к накоплению богатства, к росту капитализации, к вложениям в основные фонды, остающиеся на российской земле.

Мы поддерживаем предложение президента России о необходимости принятия главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей «взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне». Защитой малоимущих послужило бы решение о прогрессивном налоге на вторые, третьи и все последующие квартиры и дома, находящиеся в собственности супругов. При этом первичная жилая недвижимость могла бы облагаться по прежним ставкам, независимо от места ее расположения и качества.

Необходимо ускорить доработку текста изменений и дополнений в федеральные законы «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», направленные на практическую реализацию «дедушкиной оговорки». Торгово-промышленной палатой Российской Федерации подготовлен вариант соответствующего законопроекта, одобренный на заседаниях нескольких рабочих групп в Государственной думе. Однако совместная с Минфином России доработка этого текста пока затягивается.

Остались пока не воспринятыми Правительством РФ предложения предпринимательских объединений о повышении планки по доходам от реализации до 100 млн рублей и по численности персонала до 100 человек в целях более широкого использования упрощенной системы налогообложения и более активного создания новых малых предприятий. Это предложение должно быть вновь поставлено в план мер по совершенствованию налогового законодательства, дополнительно и более глубоко обсуждено в 2007 году и принято.

Наблюдаемое в последнее время устойчивое снижение доли нефтегазовых доходов в структуре доходов бюджетной системы делает необходимым разработку Правительством Российской Федерации полноценной программы поддержки развития несырьевого бизнеса. Одним из направлений такой программы могли бы стать налоговые льготы для вновь вводимых производственных предприятий, предоставляемые в зависимости от приоритетов проводимой экономической политики.

Поэтому полное освобождение от налога на прибыль на первые 3-5 лет было бы справедливым решением для производственных предприятий несырьевого или перерабатывающего секторов экономики. Также было бы полезным предусмотреть для них не менее чем 50-процентную льготу в течение 5 лет при уплате налога на имущество организаций в части вновь вводимого в эксплуатацию технологического оборудования. Эти предложения полностью укладываются в требование президента России «продумать систему мер налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующих инвестиционную деятельность».

Задача по обеспечению экономического роста и диверсификации экономики требует развития холдинговых компаний. Однако, предложенные Минфином России в этом направлении меры не в достаточной степени реализуют проставленную задачу, а некоторые из них прямо противоречат ей. В частности, предложения ужесточить контроль за трансфертными ценами, применяемыми взаимозависимыми лицами внутри страны, не соответствуют задачам по поддержке вертикально-интегрированных компаний и фактически ставят барьер на пути создания и развития холдинговых компаний в России.

Анализ международного опыта показывает, что трансфертные цены рассматриваются как альтернатива распределения налоговой базы по формуле в пределах группы. Институт контроля за трансфертными ценами появился для контроля за трансграничными сделками публичных и прозрачных транснациональных корпораций. Для его функционирования необходим эффективный рынок и законопослушные налогоплательщики. И даже там контроль за трансфертными ценами на практике себя не оправдывает, а остается пока лишь в силу практической сложности трансграничной налоговой консолидации главным образом из-за различий в правилах расчета налогооблагаемой прибыли.

В сочетании с значительным усложнением механизма контроля принятие концепции законопроекта в предложенном Минфином России виде приведет только к дополнительным издержкам и для бизнеса и для государства в результате необходимости администрирования изначально неэффективной системы.

В связи с этим бизнес-сообщество предлагает распространить контроль за трансфертными ценами только в отношении внешнеторговых операций между взаимозависимыми лицами по биржевым товарам; предусмотреть введение консолидированной налоговой отчетности и нормы о возможности заключения предварительных соглашений по трансфертным ценам с

1.01.2008 г., а также предусмотреть дополнительные меры, направленные на стимулирование создания и деятельности холдинговых компаний в России.

В прошлом году был сделан определенный шаг вперед в части совершенствования налогового администрирования, хотя компромисс, достигнутый на этом направлении, предпринимателей удовлетворить пока еще не может.

По мнению бизнес-сообщества основная причина сохраняющихся проблем правоприменительной практики налоговых органов заключается в неправильном толковании роли налоговой службы. Бизнес не только не отрицает фискальной роли налоговой системы, но непосредственно заинтересован в уплате налогов, так как сам является неотъемлемой частью общества и потребителем услуг, предоставляемых государством. При этом реализация на практике принципа неотвратимости наказания за допущенные умышленные нарушения налогового законодательства еще в большей степени стимулирует налогоплательщиков правильно исполнять нормы закона. Однако сложность налогового законодательства, характерная для всех развитых стран мира, делает возможным нарушение его норм по неосторожности, без умысла уклониться от уплаты налогов. Стремление оставаться законопослушным налогоплательщиком и не испытывать излишней нагрузки в результате исполнения обязанности по уплате налогов и сборов заставляет нас видеть в ФНС службу, которая от имени государства будет содействовать повышению налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков. К сожалению, в настоящее время налоговые органы видят в налогоплательщиках только потенциальных налоговых преступников и соответствующим образом понимают свою роль в наведении порядка в налоговых отношениях бизнеса и государства.

1. Одна из основных проблем при налоговом администрировании - истребование налоговыми органами чрезмерного объема документов, которые не могут быть реально проверены инспекторами. Это электронно-бумажный бюрократический барьер, который лишь неоправданно увеличивает издержки предприятий, снижая их конкурентоспособность.

Предпринимательское сообщество констатирует, что такая же ситуация сложилась и в части требований бухгалтерской отчетности.

С целью снижения объема истребуемых документов необходимо:

а) упростить систему бухгалтерского учёта, перейти от ежеквартальной отчетности к ежегодной. Это предложение бизнес-сообщества было принято представителями исполнительной власти и вошло в протокол рабочей группы по совершенствованию налогового законодательства, созданной Советом по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации. Однако практических шагов по реализации этой меры пока сделано не было;

б) законодательно ввести принцип «одного окна» для налоговой отчетности. Попав единожды в систему налоговых органов, документы должны передаваться вышестоящим налоговым органам при повторных проверках или другим инспекциям в рамках встречных проверок без их повторного предоставления налогоплательщиком. Для этого следует установить прямой законодательный запрет на повторное истребование документов любым налоговым органом, если налогоплательщик подтверждает описью факт ранее состоявшейся передачи документов;

в) радикально сократить размер форм налоговой отчетности (до 2-6 листов). Для решения этой задачи экспертами бизне-сообщества разработан проект новых форм и принципы их заполнения. Было бы целесообразно их утвердить в качестве специального раздела Налогового кодекса, обеспечив столь необходимую предпринимателям стабильность в этой части правового поля;

г) признать оправданным истребование первичных документов в рамках камеральной проверки только при экспорте товаров и в иных случаях, когда налогоплательщик претендует на возмещение денежных сумм из бюджета. При этом в случае использования налогоплательщиком льгот и вычетов проверка правильности их применения должна проводиться в ходе выездной налоговой проверки;

д) до завершения полноценной реформы ЕСН перейти на взимание этого налога единым платежом («Единый налог - единая платежка»), реализовав принцип «одного окна» в сфере администрирования уплаты ЕСН. Проведенные нами консультации со специалистами финансовых органов показали техническую возможность расщепления отдельных элементов платежа ЕСН уже внутри казначейской системы, особенно в том случае, если в едином платежном поручении имеется соответствующая расшифровка.

В дальнейшем следует сделать еще один шаг: все налоги и сборы к установленному сроку платить единым платежным поручением с указанием в примечании суммы каждого налога.

2. В целях пресечения практики тотального предъявления необоснованных претензий налоговых органов необходимо определить критерии оценки эффективности деятельности должностных лиц налоговых органов в направлении повышения качества контрольной работы без ущемления прав налогоплательщиков. Кроме того, необходимо законодательно установить ответственности сотрудников налоговых органов за умышленные нарушения норм налогового законодательства и причинение вреда налогоплательщикам.

3. Следует продолжить работу по упорядочиванию полномочий налоговых органов, в том числе путем устранения многочисленных отсылочных норм в законодательстве, позволяющих контролерам трактовать те или иные положения по своему усмотрению. Разъяснения финансовых и налоговых органов должны уйти в прошлое, поскольку если какая-то норма Налогового кодекса требует пояснений, то ее надо должным образом изменить в самом кодексе путем принятия поправок в его нормы.

4. С целью анализа и обобщения судебной практики, выработки рекомендаций по применению налогового законодательства в наиболее важных и сложных ситуациях необходимо создать при Верховном и Высшем арбитражном судах экспертно-консультативный совет по налогам. В работе такого совета могли бы принимать участие представители исполнительной и законодательной властей, бизнес-сообщества и науки.

С целью упрощения и ускорения процедур обжалования решений и действий налоговых органов следует создать специализированные коллегии по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

5. Требуется развить институт мирового соглашения налогоплательщиков и налоговых органов в судебном процессе. Стимулом к заключению мировых соглашений может быть только реализация на практике принципа возмещения расходов на защиту в налоговых спорах, а также оплаты налоговыми органами государственной пошлины в случае проигрыша судебного дела. Для этого деловое сообщество предлагает внести изменения в соответствующую главу Налогового кодекса.

6. В настоящее время возбуждение уголовных дел при неуплате (в том числе по техническим причинам, ошибке или неосторожности) налога на сумму 1,5 млн рублей производится вне зависимости от масштаба компании и размера уплачиваемых ею налогов, что создает повышенный риск для растущих компаний, т.е. для развития экономики в целом. В статьях 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо установить исключительно долевой (процентный) критерий для определения уклонения в крупных размерах (10%) и в особо крупных размера (50%) от суммы налогов, подлежавших уплате в соответствующие периоды. Только в этом случае предприниматели получат гарантии защиты от субъективного подхода следственных органов при решении вопроса о возбуждении уголовных дел, а ответственность руководства компании будет наступать только за те размеры неуплаченных налогов, которые проверяются аудиторами с учетом применяемого ими критерия существенности.

7. Предпринимательское сообщество считает необходимым принять закон «О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в части освобождения плательщиков единого налога на вмененный доход от обязанности применять контрольно-кассовую технику.

8. Мы настороженно относимся к попыткам внедрения в практику работы налоговых органов и судов т.н. «доктрины деловой цели сделки». В тех странах, где она применяется, естественным путем были выработаны гарантии сохранения налоговой тайны, поскольку нередко для пояснения деловой цели сделки необходимо раскрыть информацию о маркетинговой политике и рыночной стратегии компании. Имевшие место в России случаи незаконного распространения официальных баз данных свидетельствуют о том, что в условиях сформировавшейся конкурентной среды необходимо прежде всего принять меры и обеспечить безусловное сохранение и защиту коммерческой информации, получаемой налоговыми и другими государственными органами, и уже только затем рассматривать вопрос о внедрении названной доктрины.

Обычно считается, что деловые круги последовательно проводят линию, связанную лишь с совершенствованием налогового законодательства, снижением налоговых ставок, ликвидацией некоторых налогов, упрощением налогового администрирования. Однако для бизнеса важно и то, как расходуются бюджетные средства, т.е., в конечном счете, те деньги, которые он платит государству за себя и своих работников.

Поддерживая в целом все основные положения бюджетного послания президента России на 2008-2010 годы, мы отмечаем, что без четко сформулированных стимулов для бизнеса по вскрытию фактов злоупотреблений в распределении бюджетных средств верные слова послания могут оказаться малоэффективными. Речь идет:

- о коррупции при распределении государственных заказов, что неоправданно повышает бюджетные расходы, фактически включающие в себя «откаты» чиновникам, их экспертам, сертификаторам и пр.;

- о неоправданных расходах на содержание избыточной численности многих ведомств с учетом выполнения ими надуманных и дублируемых функций.

Деловое сообщество готово предложить такие стимулы при положительном отношении Президента РФ и Правительства РФ к такому подходу.

Считается, что предвыборный период автоматически должен приводить к неадекватному росту расходной части бюджета. К сожалению, в отличие от Резервного фонда Минфином России не было предложено установить предел в процентах ВВП и для всего объема расходов федерального бюджета. Это существенно связало бы руки лоббистам из рядов депутатов и сенаторов. С другой стороны, деловые круги могли бы смело рассчитывать на адекватное снижение налогового бремени в случае дальнейшего роста не связанных с нефтью и газом бюджетных доходов темпами, превышающими рост ВВП.

Сам факт наличия в Бюджетном послании Президента России налогового раздела, оставляющего значительный простор для инициатив в этой сфере, вселяет оптимизм. Очень важен главный посыл: «Налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения».

И хотя поставленная Президентом РФ задача принять и законодательно оформить в течение 2007 года «все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системы» - очень напряженная, однако выполнимая при конструктивном взаимном желании правительственных и деловых кругов России сблизить позиции в этой сфере.

К сожалению, чаще всего ответственные работники Министерства финансов и некоторые правительственные эксперты предлагают отодвинуть на неопределенную перспективу реализацию большинства идей в сфере налогообложения, выдвигаемых деловыми кругами России. Обычно мы не слышим сколько-нибудь убедительной аргументации по этому поводу. Самое распространенное возражение - большой размер выпадающих бюджетных доходов и риски увеличения инфляции. Однако никаких конкретных расчетов, обосновывающих эти выводы деловому сообществу обычно не представляется, что объективно вызывает сомнения в их качестве. Поэтому мы будем вновь и вновь ставить эти вопросы в повестку дня активизировавшегося за прошедшие два года нашего диалога с органами государственной власти.

От Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) - А.Н. Шохин

От Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» - Б.Ю. Титов

От Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» С.Р. Борисов.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок