Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 2 марта 2011 г. N 03-01-10/1-15
Письмо Минфина РФ от 2 марта 2011 г. N 03-01-10/1-15
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 марта 2011 г. N 03-01-10/1-15
Министерство финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой рассмотрело обращение и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" функция определения порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации возложена на Банк России.
Согласно п. 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 1 Порядка определено, что предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
В соответствии с п. 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление) для юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Согласно п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П (далее - Положение N 14-П), утвержденного Протоколом Совета директоров Банка России от 19.12.1997 N 47, учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Предприятия, подлежащие проверке, определяются руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью (Приложение N 7 к Положению N 14-П).
Таким образом, Положение N 14-П и вышеуказанный Порядок на индивидуальных предпринимателей не распространяются.
Кроме того, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 1411/10 определено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств, а следовательно, отсутствуют правовые основания для привлечения их к административной ответственности в соответствии со ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Содержащееся в данном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии со ст. 15.2 КоАП РФ невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа.
В этой связи, а также учитывая, что ответственность за несоблюдение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением индивидуальными предпринимателями правил ведения кассовых операций действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена, налоговыми органами контрольные мероприятия по соблюдению должностными лицами учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением индивидуальными предпринимателями правил ведения кассовых операций не проводятся.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
02.03.2011
Темы: Налоговые проверки  Истребование документов у банков  
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 19.06.2013 Запрашивать документы вне рамок контрольных мероприятий не позволяет НК РФ
- 05.05.2011 Банк не всегда должен выдавать инспекции информацию о счетах клиентов
- 22.03.2011 Правила организации денежного обращения на ИП не распространяются
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 12.11.2023
Оспариваемым решением
налоговый орган указал, что предприниматель имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год на основании п. 7 ст. 346.13 НК РФ.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не имеется сведений о результатах налоговой проверки предпринимателя, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу об утрате предпринимателем права на применение с
- 27.09.2023
Общество указывало
на то, что должностные лица налогового органа при проведении налоговой проверки предоставили неполные банковские выписки. Жалоба на данные действия (бездействие) вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказательства того, что сделанный по результатам проверки вывод о совершении обществом налогового правонарушения
- 23.11.2022
На банк
был наложен штраф по п. 1 ст. 134 НК РФ за совершение расходных операций по счету общества, осуществление операций по которому решением налогового органа было приостановлено.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку факт неправомерного списания банком с расчетного счета общества спорных сумм, не являющихся заработной платой, подтвержден. Размер штрафа уменьшен в связи наличие
- 04.05.2011 Налоговый орган сделал запрос в банк о предоставлении выписок по операциям на счетах общества.Однако, ИФНС не представила доказательства того, что на момент направления запросов в отношении предприятия проводились мероприятия налогового контроля.
- 06.03.2009 Налоговый орган не может запрашивать информацию о клиенте банка, если в отношении клиента не проводится налоговая проверка
Комментарии