Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 27 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/221

Письмо Минфина РФ от 27 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/221

Вопрос: По решению суда сделка купли-продажи автомобиля признана недействительной по вине продавца (банк выступал в качестве покупателя).1. Банк учитывал расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля (амортизация, страхование, оплата стоянки, обязательства по уплате налога на имущество организаций и транспортного налога). Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Так как договор купли-продажи признан недействительным, экономическая обоснованность понесенных расходов представляется сомнительной. Однако в момент эксплуатации автомобиля банком не было известно, что сделка будет признана недействительной. Кроме того, договор купли-продажи не является документальным подтверждением понесенных расходов. Правомерно ли, что исходя из экономического содержания сделки налог на прибыль за период между покупкой и выбытием автомобиля по решению суда не подлежит пересчету? 2. Исходя из анализа норм НК РФ (ст. 44, ст. 374), ГК РФ (п. 3 ст. 2) и арбитражной практики (Постановление ФАС Московского округа от 03.05.2007, 08.05.2007 n КА-К41/3570-07) основанием для прекращения обязанности по уплате налога на имущество организаций является выбытие имущества. По решению суда банк возвратил автомобиль продавцу. Правомерно ли, что исходя из экономического содержания сделки налог на имущество организаций за период между покупкой и выбытием автомобиля по решению суда не пересчитывается? 3. Согласно Письму УФНС России по г. Москве от 02.03.2005 n 18-12/1/12618 сумма транспортного налога по транспортному средству, регистрация которого признана недействительной (аннулированной) органами ГИБДД, подлежит пересчету. Период, за который пересчитывается налог, не указан. С какого периода следует скорректировать налоговую базу по транспортному налогу: а) с даты вступления в силу решения суда о признании сделки недействительной; б) с даты аннулирования регистрации транспортного средства; в) с даты регистрации транспортного средства? 17.01.2011 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 декабря 2010 г. N 03-03-06/2/221

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее.

1. Налог на прибыль организаций. Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пункт 1 ст. 167 ГК РФ определяет, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, признание судом договора купли-продажи автомобиля недействительным устанавливает тот факт, что покупателю по такому договору право собственности на автомобиль не переходило.

Учитывая изложенное, налогоплательщик-покупатель по договору купли-продажи автомобиля, признанному судом недействительным, обязан восстановить начисленную ранее амортизацию по указанному основному средству и внести соответствующие исправления в декларации по налогу на прибыль организаций.

Что касается расходов на страхование и оплату стоянки автомобиля, полученного по договору купли-продажи, признанному позднее недействительным, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются страховые взносы на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией.

При этом все расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций, должны соответствовать требованиям об обоснованности и документальном подтверждении, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.

Таким образом, с момента получения покупателем автомобиля по договору купли-продажи риск случайной гибели этого имущества несет указанное лицо.

Ввиду того что до принятия судом решения о признании договора купли-продажи автомобиля недействительным по вине продавца покупатель несет риск случайной гибели данного автомобиля, считаем, что расходы на оплату стоянки и страховых взносов по добровольному страхованию автомобиля являются обоснованными и учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.

Что касается вопроса об учете в целях налогообложения прибыли организаций расходов по уплате налога на имущество и транспортного налога в отношении автотранспортного средства, договор купли-продажи которого был признан судом недействительным, сообщаем, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Таким образом, налог на имущество и транспортный налог, исчисленные в установленном НК РФ порядке, учитываются в целях гл. 25 НК РФ в составе прочих расходов.

2. По налогу на имущество. В соответствии со ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Согласно п. 10.1 Приложения 10 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации (далее - Правила ведения бухгалтерского учета), утвержденным ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П, имущество выбывает из кредитной организации в результате перехода права собственности (в том числе при реализации), списания вследствие непригодности к дальнейшему использованию (в результате морального или физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях).

Поэтому полагаем, что если по решению суда признана недействительной сделка купли-продажи автомобиля, то данное основное средство подлежит налогообложению налогом на имущество организаций до его выбытия на основании решения суда с баланса кредитной организации из состава основных средств в порядке, установленном Правилами ведения бухгалтерского учета.

3. Транспортный налог. Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются транспортные средства, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. п. 44 и 45 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации), утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, снятие с регистрационного учета транспортных средств на основании решений судов об их отчуждении может осуществляться при представлении заявлений должностными лицами, определяемыми решениями судов (п. 44 Правил регистрации). Регистрационные действия с транспортными средствами, на которые судами были введены запреты или ограничения по изменению права собственности, могут производиться после представления решений судов об их отчуждении (п. 45 Правил регистрации).

Поэтому если по решению суда признана недействительной сделка купли-продажи автомобиля, то полагаем, что данное транспортное средство подлежит налогообложению транспортным налогом до его снятия с регистрации на основании решения суда.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

27.12.2010

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок