Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Международное налогооблoжение / Определение ВАС РФ от 09.04.2012 г. № ВАС-16370/11

Определение ВАС РФ от 09.04.2012 г. № ВАС-16370/11

Инспекция обратилась с жалобой в ВАС РФ. Коллегия судей подчеркнула, что дело подлежит передаче на пересмотр. Начисление покупателям бонусов (вне зависимости от формы их выражения – в баллах, рублях, купонах или в иных единицах) представляет собой механизм оценки лояльности покупателей, способ их мотивации и поощрения в последующем при выполнении определенных объемов покупок.

19.04.2012Российский налоговый портал 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-16370/11

Москва 09 апреля 2012 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Бациева В.В., судей Завьяловой Т.В., Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по городу Москве (111024, Москва, шоссе Энтузиастов, д. 14) от 29.11.2011 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.08.2011 по делу № А40-111792/10-127-534 Арбитражного суда города Москвы

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лоялти Партнерс Восток» (127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 28, корп. 2, пом. 2, комн. 12) к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по городу Москве о признании недействительным ее решения от 18.06.2010 № 77/478 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 77 550 893 рублей налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа, а также встречному заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России

№ 22 по городу Москве к обществу с ограниченной ответственностью «Лоялти Партнерс Восток» о взыскании налогов, пеней и штрафов в общей сумме 114 321 319 рублей.

Третьи лица, участвующие в деле: открытые акционерные общества «ВымпелКом», «Единая Европа-СБ», закрытые акционерные общества «Аптеки 36,6» «Петрол Комплекс Эквипмент Кампани», общества с ограниченной ответственностью «Монеко», «Рамэнка», «Росинтер Ресторантс», «У.К. Формула Кино», «Юнайтед Бренд компании».

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лоялти Партнерс Восток» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по городу Москве (далее - инспекция) от 18.06.2010 № 77/478, принятого по результатам выездной налоговой проверки за 2006 - 2008 г., в части доначисления 77 550 893 рублей налога на прибыль, соответствующей суммы пеней и привлечения к ответственности за неуплату указанной суммы налога на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Инспекция обратилась со встречным заявлением о взыскании с общества 77 550 893 рублей налога на прибыль, 2 820 122 рублей налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафов, доначисленных по результатам указанной проверки.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2010 обществу в удовлетворении заявленных им требований отказано; встречное заявление инспекции удовлетворено в полном объеме.

Девятый арбитражный апелляционный суд, придя к выводу о том, что решение суда первой инстанции было принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (поскольку основанием для доначисления спорных сумм налогов явилась переквалификация сделок, совершенных обществом с третьими лицами), привлек в качестве лиц, не заявляющих самостоятельных требований, хозяйственные общества «Аптеки 36,6», «ВымпелКом», «Единая Европа-СБ», «Монеко», «Петрол Комплекс Эквипмент Кампани», «Рамэнка», «Росинтер Ресторантс», «У.К. Формула Кино», «Юнайтед Бренд компании».

Рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 10.05.2011 отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, заявление инспекции удовлетворено в полном объеме.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 31.08.2011 постановление суда апелляционной инстанции отменил, признал недействительным решение инспекции в части доначисления 77 550 893 рублей налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа, и отказал при этом в удовлетворении заявления инспекции в полном объеме (в том числе и в части взыскания 2 820 122 рублей налога на добавленную стоимость и 317 022 рублей пеней, начисленных за просрочку уплаты этого налога).

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция, ссылаясь на допущенное судами нарушение единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права, просит отменить постановление суда кассационной инстанции, оставив без изменения постановление суда апелляционной инстанции.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Основанием для доначисления спорной суммы налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном неотражении обществом в проверяемые периоды в составе доходов 1 022 981 676 рублей, полученных от хозяйственных обществ «Аптеки 36,6», «ВымпелКом», «Единая Европа-СБ», «Монеко», «Петрол Комплекс Эквипмент Кампани», «Рамэнка», «Росинтер Ресторантс», «У.К. Формула Кино», «Юнайтед Бренд компании» (далее - компании) в рамках реализации программы по привлечению и удержанию потребителей.

Указанный вывод был сделан инспекцией на основании оценки следующих обстоятельств.

Обществом в период с 2005 по 2007 г.г. были заключены с компаниями соглашения об участии в накопительной программе лояльности потребителей «Малина» (далее - соглашения об участии), направленной на формирование и поддержание потребительского интереса к товарам и услугам, реализуемым компаниями, на увеличение количества посещений потребителями мест продаж и, как следствие, объемов продаж и прибыли компаний.

Физические лица, выразившие желание стать участником указанной программы (далее - потребители, участники программы), заполнив анкету и согласившись с утвержденными обществом условиями участия, получали выпущенные обществом карты, подлежавшие предъявлению при совершении покупок в розничных предприятиях компаний.

При приобретении у компаний товаров и услуг начислялись баллы, размер которых зависел от стоимости покупки (Х баллов при совершении покупки на сумму не менее Y рублей); программой предусматривалось начисление дополнительного количества баллов также при проведении компаниями рекламных акций и поощрительных программ.

При накоплении достаточного количества баллов потребитель вправе был получить у общества поощрительный товар из его каталога. Баллы, являясь учетной условной единицей, не имели наличного выражения, учитывались по каждому потребителю в ведущемся обществом реестре, и могли быть направлены только на приобретение поощрительных товаров.

Указанные баллы подлежали аннулированию при неиспользовании их в течение трех лет с момента начисления, при прекращении участия потребителя в программе в случае его смерти либо несовершения им покупок с использованием карты в течение двенадцати месяцев, а также в ряде иных случаев.

В соответствии с условиями участия общество вправе было вносить любые изменения в условия участия, каталог поощрительных товаров, перечень товаров и услуг, в отношении которых начисляются баллы, а также изменять количество баллов, которое участники программы получают в результате приобретения таких товаров и услуг. Общество вправе приостановить или прекратить реализацию программы в любое время с уведомлением потребителей за три месяца через веб-сайт www.malina.ru и места продаж компаний.

Согласно заключенных с компаниями соглашений об участии реализация товаров, услуг как участникам программы, так и лицам, не являющимся таковыми, осуществлялась по единой цене.

При этом при продаже товаров, услуг покупателям - участникам программы определенную сумму денежных средств, поименованную как «скидка», компании перечисляли обществу для аккумулирования и приобретения поощрительных товаров. Данная сумма в соглашениях об участии была квалифицирована сторонами этого соглашения также как предварительная оплата за поощрительные товары, перечисляемая компаниями в пользу потребителей.

Помимо указанного соглашения об участии между компаниями и обществом заключались агентские договоры, согласно которым компании принимали на себя обязательства совершать от имени и за счет общества действия, связанные с реализацией программы, в том числе, обрабатывать карты потребителей и учитывать совершенные с использованием карт операции. В соответствии с данными договорами компании обязаны были на основании отчета о совершенных с использованием карт операциях ежемесячно перечислять обществу денежные средства в размере, рассчитанном исходя из установленных скидок и общей стоимости товаров, услуг, реализованных участникам программы. Полагая, что данные суммы являются предварительной оплатой в пользу потребителей, компании не учитывали их в составе доходов от реализации товаров, услуг.

Общество вело учет по каждому из потребителей, определяя объем его прав на заказ поощрительных товаров, как в баллах, так и в рублях исходя из размера скидок, предоставленных компаниями при совершении соответствующих покупок каждому из потребителей.

Так, например, согласно пунктам 7 и 9 приложения 1 к соглашению об участии от 14.12.2005, заключенного между обществом и обществом с ограниченной ответственностью «Росинтер Ресторантс», последнее обязалось предоставлять потребителям - участникам программы скидку в размере 5 процентов, цена балла определена в размере 10 копеек. Дополнительным соглашением № 2 к соглашению об участии установлено правило о начислении 60 баллов за каждые 200 рублей покупки. Таким образом, при совершении покупки на сумму 1000 рублей участнику программы начислялось 300 баллов (на 30 рублей), а обществу перечислялось 50 рублей в качестве предоставленной скидки.

Стоимость товаров в каталогах определялась обществом в баллах.

При приобретении поощрительного товара со счета участника списывались как баллы (в размере объявленной стоимости товара), так и сумма в рублях, рассчитываемая исходя из соотношения учтенных по счету потребителя баллов и денежных средств, перечисленных обществу компаниями в качестве скидок за покупки, совершенные потребителем.

Перечисляемые компаниями денежные средства, соответствующие размеру предоставленной скидки, были квалифицированы обществом как предварительная оплата, произведенная в пользу потребителей за поощрительные товары. Из данной обществом квалификации следовало, что полученная им оплата в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 251 Кодекса не должна учитываться в составе доходов в момент ее получения; соответствующие суммы подлежали отражению в составе доходов в момент реализации поощрительных товаров потребителям либо в момент списания баллов.

Инспекция, оценив изложенную схему взаимоотношений между обществом, компаниями и потребителями, пришла к выводу о том, что обществом оказывались компаниям услуги, направленные на привлечение, удержание потребителей и стимулирование их к совершению неоднократных покупок в местах продаж компаний. Передача потребителям поощрительных товаров представляла собой лишь способ достижения указанной цели, и, соответственно, расходы, связанные с приобретением, хранением и доставкой поощрительных товаров должны квалифицироваться как расходы, понесенные в рамках реализации названных услуг.

Данный вывод был основан на оценке обязанностей, принятых на себя обществом: формирование узнаваемости бренда, развитие программы и ее поддержка путем осуществления рекламных компаний в средствах массовой информации, в наружной рекламе, направление потребителям информации о программе и участвующих в них компаниях и т.п.

По мнению инспекции, денежные средства, перечисляемые компаниями обществу, не могут быть квалифицированы в качестве произведенной в пользу потребителей предварительной оплаты за поощрительные товары, поскольку в отношениях с потребителем по счету учитывается не сумма в рублях, а баллы (при этом указанные суммы, рассчитанные исходя из установленных скидок и общей стоимости товаров, услуг, реализованных компаниями участнику программы, не эквивалентны денежному выражению начисленных баллов).

Кроме того, отсутствие у потребителя права на отказ от договора с возвратом предварительной оплаты (выплатой денежного эквивалента накопленных балов) не соответствует законодательному регулированию договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из произведенной инспекцией квалификации следовало, что эффективность оказанных обществом услуг и размер их оплаты определялись исходя из количества и размера продаж, совершенных потребителями - участниками программы. Денежные средства, полученные обществом от компаний, представляя собой выручку от оказания услуг, подлежали отражению в составе доходов в момент их получения.

Cуды первой и апелляционной инстанций, согласившись с указанными доводами инспекции, отказали обществу в удовлетворении его требований.

Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты и удовлетворяя требования общества, исходил из наличия основания для применения подпункта 1 пункта 1 статьи 251 Кодекса, в силу которого налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, не учитывают предварительную оплату при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

По мнению суда кассационной инстанции, общество верно квалифицировало получаемые от компаний денежные средства, рассчитанные в размере предоставленной потребителям скидки, в качестве предварительной оплаты в пользу потребителей за поощрительные товары. Данные средства не могут быть расценены в качестве оплаты оказанных обществом услуг по привлечению и удержанию потребителей, поскольку соответствующее вознаграждение за данные услуги согласно пунктам 38.1, 38.3, 38.4, 38.5, 38.7 соглашений об участии выплачивалось компаниями отдельно. Данное вознаграждение складывалось из единовременного платежа за присоединение к программе, периодических платежей за управление программой, вознаграждения за размещение рекламных материалов, а также из суммы, рассчитываемой для возмещения обществу определенных расходов.

Передача поощрительных товаров потребителям не может быть охарактеризована как безвозмездная, поскольку данная передача, являясь формой достижения имеющегося у компаний экономического интереса - стимулирование потребителей на совершение неоднократных покупок на как можно большую сумму, была обусловлена выполнением потребителями соответствующих условий, связанных с накоплением достаточного количества баллов.

Сделанный судом кассационной инстанции вывод о квалификации передачи поощрительных товаров как возмездной сделки, по мнению коллегии судей, является обоснованным. Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не было учтено следующее.

Начисление покупателям бонусов (вне зависимости от формы их выражения - в баллах, рублях, купонах или в иных единицах) представляет собой механизм оценки лояльности покупателей, способ их мотивации и поощрения в последующем при выполнении определенных объемов покупок.

В силу пункта 2 статьи 249 Кодекса доход от реализации товаров, при приобретении которых покупателям начисляются бонусы, подлежит учету для целей налогообложения продавцом в размере уплаченных покупателями сумм без вычета денежного эквивалента предоставляемых бонусов.

Уплата денежных средств является исполнением обязанности по оплате приобретаемого товара при условии наличия между сторонами заключенного договора купли-продажи. Условие о приобретаемом товаре является существенным для договора купли-продажи, несогласование данного условия влечет признание договора купли-продажи незаключенным. В силу изложенного денежный эквивалент начисляемых бонусов не может быть признан предварительной оплатой за товар, подлежащий определению и передаче покупателю в будущем.

В момент начисления бонусов у организации отсутствуют фактически расходы, связанные с реализацией поощрительных товаров.

Предоставляя в последующем покупателям товары в обмен на накопленные бонусы, либо засчитывая денежный эквивалент бонусов в счет их оплаты, организация в момент передачи поощрительных товаров фактически недополучает доход от реализации в денежном выражении (имея ввиду, что соответствующий доход для целей налогообложения был учтен ранее при реализации товаров, от продажи которых начислялись бонусы). При этом расходы, связанные с приобретением поощрительных товаров, подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса.

Указанные налоговые последствия наступают как при реализации собственной накопительной бонусной программы, так и при участии организации в программе, осуществляемой совместно несколькими юридическими лицами.

По мнению коллегии судей, судами первой и апелляционной инстанций была дана обоснованная квалификация правоотношениям между обществом и компаниями, возникшим на основании соглашения об участии, как отношениям по возмездному оказанию маркетинговых услуг, направленных на привлечение и удержание потребителей, с определением размера вознаграждения исходя, в том числе, из объема продаж, совершенных потребителями-участниками программы.

Общество осуществляло разработку маркетинговых мероприятий, направленных на повышение узнаваемости программы среди лиц, являющихся потенциальными потребителями, на поддержание интереса у потребителей путем издания соответствующего журнала, содержащего информацию о программе, специальных предложениях компаний, поощрительных товарах. Мероприятия, направленные на учет начисляемых баллов, формирование каталога поощрительных товаров и передачу данных товаров потребителям, представляли собой способ достижения указанных целей, реализуемых в рамках оказания маркетинговых услуг.

Расходы на приобретение и передачу потребителям поощрительных товаров, представляют собой прочие экономически обоснованные расходы, связанные с оказанием данных услуг (подпункт 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса).

Учитывая изложенное, в целях формирования единообразной судебной практики по вопросам оценки налоговых последствий, связанных с осуществлением накопительных бонусных программ, коллегия судей усматривает основания, установленные пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра принятых по делу судебных актов в порядке надзора.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А40-111792/10-127-534 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.08.2010.

2. Предложить обществу с ограниченной ответственностью «Лоялти Партнерс Восток», а также участвующим в деле третьим лицам представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление инспекции о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 20.05.2012.

Председательствующий судья В.В.Бациев

Судья Т.В.Завьялова

Судья А.А.Поповченко

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Офшоры. Актуальная практика, налогообложение

Уважаемые посетители!

Ведущие эксперты в области международного налогоообложения ответят на интересующие вас вопросы: как правильно выбрать нужную юрисдикцию, с помощью каких компаний можно купить офшор, как не ошибиться с посредником, как правильно управлять компанией и какие проблемы могут возникать при этом, а также многие другие вопросы.



Задать вопрос

Андорра (4) 

Австралия (14)  Австрия (16) 

Азербайджан (12) 

Албания (1)  Алжир (1) 

Ангола (1)  Антильские острова (Нидерланды) (1) 

Аомынь (Макао) (3) 

Аргентина (14)  Армения (9)  Аруба (1) 

Багамские острова (1)  Барбадос (1)  Бахрейн (1) 

Беларусь (136)  Белиз (3)  Бельгия (18)  Бермудские острова (8) 

Биробиджан (1) 

Болгария (9)  Босния и Герцеговина (1) 

Бразилия (16)  Британские Виргинские острова (15)  Бруней Даруссалам (1) 

Великобритания (186)  Венгрия (19)  Венесуэла (3) 

Виргинские острова (4) 

Вьетнам (4) 

Гана (1) 

Германия (150) 

Гибралтар (6) 

Гонконг (43) 

Греция (45)  Грузия (6) 

Дания (16) 

Египет (4) 

Израиль (6) 

Индия (23)  Индонезия (9) 

Иран (7)  Ирландия (43) 

Исландия (1)  Испания (104) 

Италия (96) 

Кабо-Верде (1)  Казахстан (41)  Каймановы острова (8)  Канада (10)  Катар (5) 

Кипр (124)  Китай (65) 

Колумбия (5)  Корея (КНДР) (3)  Косово (1) 

Куба (5)  Кувейт (1) 

Кыргызстан (14) 

Кюрасао (1) 

Лаос (1)  Латвия (44) 

Ливан (1)  Литва (20)  Лихтенштейн (13) 

Люксембург (46) 

Македония (1)  Малайзия (10)  Мали (1)  Мальдивы (1)  Мальта (15)  Марокко (1) 

Мексика (9) 

Мозамбик (1)  Молдова (8)  Монако (4)  Монголия (1) 

Намибия (2) 

Нидерланды (51) 

Новая Зеландия (12)  Норвегия (12) 

Объединенные Арабские Эмираты (11) 

Оман (1) 

Пакистан (1)  Палестина (1)  Панама (16) 

Перу (1) 

Польша (16)  Португалия (10) 

Приднестровская Молдавская Республика (1) 

Республика Корея (13) 

Россия (87) 

Румыния (12) 

Сальвадор (1)  Сан-Марино (2)  Саудовская Аравия (5) 

Сейшельские острова (7)  Сент-Китс и Невис (1)  Сербия и Черногория (6) 

Сингапур (20)  Сирия (2) 

Словакия (5)  Словения (1) 

США (523) 

Таджикистан (8)  Таиланд (13)  Тайвань (3)  Танзания (2) 

Тринидад и Тобаго (1) 

Тунис (1)  Туркменистан (1)  Турция (40) 

Уганда (1) 

Узбекистан (13) 

Украина (132) 

Филиппины (2)  Финляндия (31) 

Франция (164) 

Хорватия (5) 

Чад (1) 

Чехия (9) 

Чили (5) 

Швейцария (148)  Швеция (18) 

Шри-Ланка (1) 

Эквадор (2) 

Эстония (9) 

Югославия (2) 

Южная Африка (3) 

Ямайка (1) 

Япония (36)