Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Глава 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

(В редакции Законов РТ от 26.12.2005 г.N114,

от 28.07.2006 г. N193, 22.12.2006 г. N219)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом

1. Настоящим Кодексом регулируются правоотношения, устанавливающие принципы построения и функционирования налоговой системы Республики Таджикистан, порядок установления, изменения, отмены и сбора налогов, определяется правовое положение налоговых органов, подразделений налоговой полиции, налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников регулируемых налоговым законодательством отношений, устанавливаются положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств по принятию мер, обеспечивающих их исполнение, по ведению регистрационного учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и налогового учета, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

2. Понятия и нормы, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства, применяются (если иное не установ- лено законодательством) только при регулировании отношений, связанных с налогообложением.

3. Взимание таможенной пошлины и иных таможенных платежей регули- руется таможенным законодательством, настоящим Кодексом и иными норма- тивными правовыми актами, а государственной пошлины - Законом Респуб- лики Таджикистан "О государственной пошлине". Взимание иных обязатель- ных платежей в бюджет, не определенных настоящим Кодексом, регулирует- ся законодательством об иных обязательных платежах.

Статья 2. Налоговое законодательство Республики Таджикистан и его

действие

1. Налоговое законодательство Республики Таджикистан основывается на Конституции Республики Таджикистан, состоит из настоящего Кодекса, принятых на его основании и в соответствии с ним нормативных правовых актов и международных договоров, признанных Республикой Таджикистан.

2. При налогообложении применяются официально опубликованные акты налогового законодательства, действующие на день возникновения (нали- чия) обстоятельств, связанных с исполнением налогового обязательства.

Акты налогового законодательства, официально опубликованные в те- чение первого и (или) второго месяцев квартала, вступают в силу 1-го числа квартала, непосредственно следующего за кварталом, в котором они были опубликованы.

Если акты налогового законодательства официально опубликованы в течение третьего месяца квартала, они вступают в силу 1-го числа вто- рого месяца квартала, непосредственно следующего за кварталом их офи- циального опубликования.

Положения второго и третьего абзацев настоящей части применяются в том случае, если иной срок вступления в силу не предусмотрен прямо в самом акте налогового законодательства.

3. Толкование норм и положений настоящего Кодекса, по представле- нию Правительства Республики Таджикистан, дает Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан в форме соответствующего постанов- ления Маджлиси намояндагон, толкование другого акта налогового законо- дательства в форме соответствующего нормативного правового акта дает орган, принявший этот другой акт, если иное не предусмотрено в указан- ном другом акте. Такие толкования подлежат официальному опубликованию. Публикование актов налогового законодательства, в том числе толкований к ним признается официальным, если они опубликованы в официальных пе- чатных изданиях Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Правительства Республики Таджикистан и уполномоченного государственного органа.

4. Положения нормативных правовых актов, принятых на основании настоящего Кодекса и в соответствии с ним не могут противоречить поло- жениям настоящего Кодекса. В случае такого противоречия применяются положения настоящего Кодекса.

Нормативный правовой акт о налогах признается несоответствующим настоящему Кодексу, если такой акт в определенной степени противоречит общим принципам (основам) и (или) буквальному смыслу конкретных поло- жений настоящего Кодекса.

5. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Республики Таджикистан, используемые в нас- тоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случае противоречия между положениями настоящего Кодекса и нормативными правовыми актами, относящимися к другой отрасли законода- тельства, для целей налогообложения применяются положения настоящего Кодекса.

6. Акты налогового законодательства могут иметь обратную силу в случаях, соответствующих статье 45 Конституции Республики Таджикистан.

Акты налогового законодательства, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответс- твенность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков, а также иных участников отноше- ний, регулируемых налоговым законодательством, обратной силы не имеют.

Акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие от- ветственность за нарушение налогового законодательства либо устанавли- вающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налого- вых агентов, их представителей, имеют обратную силу, если иное прямо не предусмотрено в самом акте налогового законодательства.

Положения, предусмотренные настоящей частью, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания на- логов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможен- ную границу Республики Таджикистан.

7. Запрещается включение в неналоговое законодательство вопросов, связанных с налогообложением, кроме:

1) положений об административных правонарушениях, включенных в административное законодательство;

2) положений о налоговых преступлениях, включенных в уголовное законодательство;

3) положений о приоритете налоговых обязательств, включенных в законодательство о банкротстве;

4) положений, включенных в таможенное законодательство;

5) положений, включенных в законодательство о государственной пошлине;

6) положений, включенных в законодательство о государственном со- циальном страховании, регулирующих целевое использование налогопла- тельщиками сумм социального налога;

7) положений, включенных в законодательство о государственном бюджете на соответствующий финансовый год;

8) положений о налогах, принятых в соответствии с законодательст- вом о создании свободных экономических зон;

9) положений, включенных в законодательство об иных обязательных платежах, не установленных Налоговым кодексом Республики Таджикистан;

10) положений о налогах, включенных в международные правовые ак- ты, признанные Республикой Таджикистан.

8. Если международным договором, признанным Республикой Таджикис- тан, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и приня- тыми на его основании и в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международных договоров, приз- нанных Республикой Таджикистан.

9. Привилегии, предусмотренные международным договором о предотв- ращении двойного налогообложения, не применяются в случае резидента государства-участника договора, если этот резидент используется другим лицом, не являющимся резидентом такого государства, в целях получения привилегий.

10. Для иностранных государств и правительств, международных ор- ганизаций, дипломатических и консульских представительств иностранных государств и правительств и дипломатических и консульских работников, а также представительств международных организаций и их работников и членов семей вышеназванных лиц, освобождение от налогов и иные налого- вые льготы, предоставляемые в соответствии с настоящим Кодексом или предусмотренные международными, договорами, признанными Республикой Таджикистан, обеспечиваются в соответствии с процедурами, установлен- ными Правительством Республики Таджикистан. Освобождение от налогов и иные налоговые льготы должны предоставляться в пределах и на условиях, предписываемых настоящим Кодексом и международными договорами, приз- нанными Республикой Таджикистан.

11. Уполномоченный государственный орган по согласованию с Минис- терством финансов Республики Таджикистан, а в необходимых случаях с другими государственными органами Республики Таджикистан, разрабатыва- ет, утверждает и официально опубликовывает Инструкции о порядке исчис- ления и уплаты нижеследующих налогов и платежей:

1) подоходного налога с физических лиц (налога с доходов физичес- ких лиц);

2) налога на прибыль юридических лиц;

3) налога на добавленную стоимость;

4) акцизов;

5) земельного налога;

6) налогов с недропользователей;

7) налога с пользователей автомобильных дорог;

8) налога, уплачиваемого по упрощенной системе;

9) единого налога для производителей сельскохозяйственной продук- ции;

10) налога с продаж (хлопка-волокна и алюминия первичного);

11) минимального налога на доходы предприятий;

12) таможенной пошлины и других таможенных платежей;

13) социального налога;

14) государственной пошлины;

15) налог на продукты переработки товаров;

16) иных обязательных платежей.

Никакие положения Инструкций, не соответствующие настоящему Ко- дексу и вышеуказанным международным договорам, признанным Республикой Таджикистан, не имеют юридической силы.

12. Общеобязательные нормативные правовые акты по налогам, принятые уполномоченным государственным органом в соответствии с настоящим Кодексом, направляются для проверки на соответствие законодательству и государственной регистрации в Министерство юстиции Республики Таджикистан и вводятся в действие после проверки, регистрации и официального опубликования в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Статья 3. Налоговая система Республики Таджикистан

Налоговая система Республики Таджикистан представляет собой сово- купность предусмотренных настоящим Кодексом налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Статья 4. Правовая основа налогообложения

1. Все физические и юридические лица обязаны уплачивать все нало- ги, плательщиками которых они являются в соответствии с настоящим Ко- дексом.

2. Никому не может быть предписано уплачивать налоги, не установ- ленные в настоящем Кодексе.

3. Налог, начисленный в соответствии с настоящим Кодексом, предс- тавляет собой обязательство перед государством и подлежит уплате в го- сударственный бюджет.

Статья 5. Налог

Налогом является установленный настоящим Кодексом платеж в госу- дарственный бюджет (далее - "бюджет"), носящий обязательный и индиви- дуально безэквивалентный характер.

Статья 6. Налоги Республики Таджикистан

1. Налоги Республики Таджикистан состоят из общегосударственных налогов и местных налогов.

К общегосударственным налогам относятся:

1) подоходный налог с физических лиц (налог с доходов физических лиц);

2) налог на прибыль юридических лиц;

5) налог на добавленную стоимость;

4) акцизы;

5) социальный налог;

6) земельный налог;

7) налоги на недропользователей;

8) налог с пользователей автомобильных дорог;

9) налог, уплачиваемый по упрощенной системе;

10) единый налог для производителей сельскохозяйственной продук- ции;

11) таможенная пошлина и другие таможенные платежи;

12) государственная пошлина;

13) налог с продаж (хлопка-волокна и алюминия первичного);

14) минимальный налог на доходы предприятий;

15) налог на продукты переработки товаров;

16) иные обязательные общереспубликанские платежи.

2. К местным налогам относятся:

1) налог на недвижимое имущество;

2) налог с владельцев транспортных средств;

3) налог с розничных продаж;

4) иные обязательные местные платежи.

3. Поступления от общегосударственных налогов распределяются меж- ду республиканским бюджетом и местными бюджетами в соответствии с бюд- жетным законодательством Республики Таджикистан. Платежи по местным налогам поступают в соответствующие местные бюджеты.

4. Налоги исчисляются в денежном выражении и уплачиваются в наци- ональной валюте Республики Таджикистан, если иное не установлено зако- нодательством Республики Таджикистан.

5. Сбор налогов, приведенных в специальной части настоящего Ко- декса, за исключением налога с владельцев транспортных средств, обес- печивается налоговыми органами. Сбор налога с владельцев транспортных средств обеспечивается Государственной автомобильной инспекцией Минис- терства внутренних дел Республики Таджикистан.

6. С учетом части 7 статьи 2 настоящего Кодекса, освобождение от любого общегосударственного налога или изменение налоговой ставки, предусмотренных настоящим Кодексом, может осуществляться путем внесе- ния изменений и дополнений в настоящий Кодекс, а в отношении местных налогов - на основании решений соответствующих местных Маджлисов на- родных депутатов.

Статья 7. Порядок установления, изменения и отмены налогов

1. Установление новых, помимо предусмотренных настоящим Кодексом, налогов, а также изменение или отмена существующих налогов осуществля- ются исключительно принятием Закона Республики Таджикистан о внесении изменений в настоящий Кодекс по представлению Правительства Республики Таджикистан.

При установлении налогов должны быть определены все элементы на- логообложения, а именно: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога; в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - налоговые льготы и основания для их получения (использования) налогоп- лательщиком.

2. Предложения о внесении изменений и дополнений в Налоговый ко- декс Республики Таджикистан сопровождаются экономическими и иными обоснованиями.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок