Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Глава 11 НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья 214. Общие принципы осуществления налогового контроля

(1) Целью налогового контроля является проверка соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства за определенный период или за несколько налоговых периодов.

(2) Налоговый контроль проводится налоговым органом и/или иным органом, осуществляющим полномочия по налоговому администрированию, в пределах его компетенции с выездом на место и/или в помещении соответствующего органа.

(3) Процедура налогового контроля состоит из комплекса методов и операций по организации и проведению контроля, а также реализации его результатов. Налоговый контроль с выездом на место и/или в помещении органа, указанного в части (2), может быть организован и осуществлен с использованием следующих методов и операций: фактическая проверка, документальная проверка, общая проверка, частичная проверка, тематическая проверка, оперативная проверка, встречная проверка. Конкретные методы и операции, используемые при организации и проведении налогового контроля, определяются на основе настоящего кодекса инструкциями внутреннего характера Главной государственной налоговой инспекции.

(4) Деятельность налогоплательщика может быть подвергнута налоговому контролю за период, не превышающий установленные статьей 264 сроки давности для определения налоговых обязательств.

(5) В ходе осуществления налогового контроля с выездом на место и/или в помещении органы, указанные в части (2), вправе требовать от других лиц любую информацию и документы, касающиеся их связей с соответствующим налогоплательщиком.

(6) Органы, осуществляющие полномочия по налоговому администрированию, могут проводить повторный налоговый контроль в случае, когда результаты ранее проведенного налогового контроля являются неубедительными, неполными или неудовлетворительными, или в случае, если впоследствии были выявлены обстоятельства, подтверждающие наличие признаков налогового нарушения, и вследствие этого возникает необходимость проведения нового контроля.

(7) Повторный налоговый контроль может проводиться в процессе рассмотрения жалобы на решение налогового органа или действия налогового служащего и в иных случаях по решению руководства органов, указанных в части (6).

(8) Запрещается повторное проведение с выездом на место налогового контроля в отношении одних и тех же налогов (пошлин) и сборов за налоговый период, который ранее уже был подвергнут контролю, за исключением случаев, когда повторное проведение налогового контроля продиктовано реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, связано с инспектированием деятельности налогового органа вышестоящим органом, обусловлено деятельностью налоговых постов или обнаружением после проведения контроля признаков налоговых нарушений, когда это является встречной проверкой, когда контроль осуществляется по запросу правоохранительных органов и органов, предусмотренных частью (5) статьи 131, когда необходимость этого возникла вследствие рассмотрения дела о нарушении налогового законодательства или обжалования. Основанием для осуществления повторного налогового контроля с выездом на место в связи с инспектированием деятельности налогового органа вышестоящим органом может служить только решение последнего при соблюдении требований настоящей статьи.

(9) Налоговый контроль проводится в рабочее время органа, осуществляющего налоговый контроль, и/или в рабочее время налогоплательщика.

Статья 215. Налоговый контроль в помещении налогового органа или

другого органа, осуществляющего полномочия по

налоговому администрированию

(1) Налоговый контроль в помещении налогового органа или другого органа, осуществляющего полномочия по налоговому администрированию, (далее - камеральный налоговый контроль) заключается в проверке правильности составления налоговых отчетов, других представленных налогоплательщиком документов, которые служат основанием для начисления и уплаты налогов (пошлин) и сборов, другой документации, которой располагает налоговый орган или другой орган, осуществляющий полномочия по налоговому администрированию, а также в проверке других обстоятельств, относящихся к соблюдению налогового законодательства.

(2) Камеральный налоговый контроль производится налоговыми служащими или должностными лицами других органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, в соответствии с должностными обязанностями, без принятия в письменной форме решения по данному вопросу. Этот контроль должен быть осуществлен в срок не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налогового отчета, другого установленного налоговым законодательством документа, если этим законодательством не предусмотрено иное.

(3) При выявлении ошибок и/или противоречий между показателями представленных отчетов и документов орган, осуществляющий налоговый контроль, обязан сообщить об этом налогоплательщику, требуя при этом изменения соответствующих документов в установленный срок.

(4) В отступление от положений частей (2) и (3) в случае, когда выявление налогового нарушения возможно в ходе камеральной налоговой проверки и отсутствует необходимость контроля с выездом на место, налоговые служащие или должностные лица других органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, могут составить акт налогового контроля с соблюдением требований частей (6) и (8) статьи 216.

Статья 216. Налоговый контроль с выездом на место

(1) Целью налогового контроля с выездом на место является проверка соблюдения налогового законодательства налогоплательщиком или другим лицом, подвергаемым контролю, проводимая в местах его нахождения налоговыми служащими или должностными лицами других органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию. В случае, если налогоплательщик или другое лицо, подвергаемое контролю, не располагает помещением или офисом либо находится по домашнему адресу, и в иных случаях, когда не имеется надлежащих условий для работы, указанный налоговый контроль проводится в помещении органа, осуществляющего налоговый контроль, с соблюдением всех положений частей (2) - (6) статьи 145, в том числе с обязательным составлением акта об изъятии у налогоплательщика необходимых документов.

(2) Налоговый контроль с выездом на место может быть осуществлен только на основании письменного решения руководства органа, осуществляющего контроль. Необходимость проведения встречных проверок у отдельных лиц, с которыми налогоплательщик, подвергнутый контролю, поддерживал хозяйственные и финансовые отношения, для установления их достоверности определяется самостоятельно налоговым служащим или другим должностным лицом, осуществляющим контроль.

(3) Налоговый контроль с выездом на место у одного налогоплательщика может охватывать как один, так и несколько видов налогов (пошлин), сборов. Запрещается проведение в течение одного календарного года более одного налогового контроля с выездом на место по одним и тем же видам налогов (пошлин), сборов за один и тот же налоговый период. Этот запрет не распространяется на случаи, когда: налоговый контроль с выездом на место осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика; после проведения контроля выявлены признаки налоговых нарушений; осуществляется встречная проверка; контроль обусловлен деятельностью налоговых постов; контроль проводится по запросу правоохранительных органов и органов, предусмотренных частью (5) статьи 131, либо в связи с инспектированием деятельности налогового органа вышестоящим органом; необходимость контроля возникла вследствие рассмотрения дела о нарушении налогового законодательства или обжалования.

(4) Продолжительность одного налогового контроля с выездом на место не должна превышать двух календарных месяцев. В исключительных случаях руководство органа, осуществляющего контроль, может принять решение об увеличении продолжительности контроля на срок не более трех календарных месяцев или приостановить его. Период приостановления контроля и представления документов не включается в период проведения контроля, при этом последний исчисляется со дня его начала до дня подписания соответствующего акта включительно.

(5) По завершении налогового контроля с выездом на место составляется акт налогового контроля. На налоговых постах акт налогового контроля заполняется только в случае выявления нарушения налогового законодательства. При выявлении хотя бы одного налогового нарушения орган, осуществляющий контроль, принимает соответствующее решение. В отступление от положений настоящей части, если налоговое нарушение выявлено службой по сбору местных налогов и сборов, соответствующее решение принимается налоговым органом с соблюдением положений части (2) статьи 159.

(6) Акт налогового контроля является документом, который составляется налоговым служащим или другим должностным лицом органа, осуществляющего контроль, и в котором приводятся результаты налогового контроля. В акте должны быть объективно, четко и точно изложены нарушения налогового законодательства и/или порядка учета объектов налогообложения со ссылкой на соответствующие документы учета и другие материалы с указанием нарушенных нормативных актов. В акте должен быть отражен каждый налоговый период в отдельности с указанием выявленных в нем налоговых нарушений.

(7) Налоговый контроль с выездом на место филиалов, отделений и/или представительств налогоплательщика по инициативе налогового органа организуется и осуществляется государственной налоговой инспекцией, в зоне обслуживания которой находится создавший их налогоплательщик с участием государственной налоговой инспекции, в зоне обслуживания которой находится филиал, отделение и/или представительство.

(8) Налогоплательщик, в том числе через руководителя или другого его представителя, обязан, в случае надобности, обеспечить надлежащие условия для осуществления контроля, участвовать в его проведении и подписать акт налогового контроля даже в случае несогласия с ним. В последнем случае он обязан представить в письменном виде в течение семи календарных дней обоснование несогласия, приложив соответствующие документы.

Статья 217. Фактическая проверка

(1) Фактическая проверка применяется в случаях проведения налогового контроля с выездом на место посредством прямого наблюдения за объектами, процессами и явлениями, а также изучения и анализа деятельности налогоплательщика.

(2) Задачей фактической проверки является констатация ситуаций, не отраженных в документах или не явствующих из них.

Статья 218. Документальная проверка

Документальная проверка применяется в случаях как камерального налогового контроля, так и контроля с выездом на место и заключается в сверке налоговых отчетов, учетных документов и другой информации, представленных налогоплательщиком, с документами и информацией о налогоплательщике, которыми располагает орган, осуществляющий налоговый контроль.

Статья 219. Общая проверка

(1) Общая проверка применяется в случаях налогового контроля с выездом на место по всем действиям и операциям, связанным с определением объектов налогообложения (налогооблагаемой базы) и погашением налоговых обязательств в период после последнего налогового контроля.

(2) Общая проверка является одновременно документальной и фактической проверкой исполнения налогоплательщиком налогового законодательства.

Статья 220. Частичная проверка

Частичная проверка применяется в случаях как камерального налогового контроля, так и налогового контроля с выездом на место и заключается в проверке погашения определенных видов налоговых обязательств, выполнения других обязательств, предусмотренных налоговым законодательством, за определенный период на основе полной или выборочной проверки документов или деятельности налогоплательщика.

Статья 221. Тематическая проверка

Тематическая проверка применяется в случаях как камерального налогового контроля, так и налогового контроля с выездом на место и заключается в проверке погашения определенного вида налогового обязательства или выполнения другого обязательства, предусмотренного налоговым законодательством, на основе проверки документов или деятельности налогоплательщика.

Статья 222. Оперативная проверка

(1) Оперативная проверка применяется в случаях налогового контроля с выездом на место и проводится во время осуществления производственных и финансовых процессов одновременно с выполнением связанных с этими процессами действий и операций с целью их подтверждения, а также выявления и предупреждения нарушений налогового законодательства.

(2) Оперативная проверка проводится внезапно путем фактической и/или документальной проверки. В случае выявления нарушений налогового законодательства, требующих для проверки всех обстоятельств много времени, материалы передаются соответствующим подразделениям органа, наделенного функциями налогового контроля, для проведения налогового контроля с использованием других технических методов.

Статья 223. Встречная проверка

Встречная проверка применяется как при камеральном налоговом контроле, так и при налоговом контроле с выездом на место и заключается в одновременной проверке налогоплательщика и лиц, с которыми он имеет или имел экономические, финансовые или иного рода отношения, с целью подтверждения этих отношений и осуществленных операций.

Статья 225. Косвенные методы и источники оценки налогового

обязательства

(1) При определении правильности исчисления суммы налогового обязательства в ходе налогового контроля орган, осуществляющий налоговый контроль, вправе использовать в случаях, предусмотренных частью (2) статьи 189, косвенные методы и источники.

(2) Косвенные методы и источники охватывают:

а) вид и характер деятельности, практикуемой налогоплательщиком;

b) размер капитала налогоплательщика;

c) объем доходов от продаж налогоплательщика;

d) количество наемных работников налогоплательщика;

e) качественный и количественный состав клиентуры налогоплательщика;

f) различия в количественных и качественных характеристиках сырья, других приобретаемых и используемых в процессе производства материалов;

g) анализ изменения чистой стоимости собственности налогоплательщика;

h) стоимость найма недвижимого имущества, используемого налогоплательщиком при ведении дела;

i) оборот денежных средств и их остаток на банковских счетах налогоплательщика;

j) сопоставление расходов налогоплательщика с его доходами;

k) доход других лиц, действующих в тех же или в сходных с налогоплательщиком условиях;

l) собственность должностного лица (жилье, автомобиль и т.п.), приобретенная или используемая в личных целях, ее физическое состояние, принадлежность лица к различным кругам, количество его домашней прислуги;

m) сведения о совершенных налогоплательщиком сделках и операциях, полученные от финансовых учреждений (их отделения или филиала), нотариальных контор, таможенных органов, органов полиции, Государственного агентства земельных отношений и кадастра, бирж, и данные о нем;

n) другие объекты, процессы и явления, сведения и данные, свидетельствующие о налоговом обязательстве налогоплательщика, предусмотренном настоящим кодексом.

Статья 226. Повестка о вызове в налоговый орган, в том числе

банковская повестка, и процедура слушания

(1) Повестка о вызове в налоговый орган является письменным требованием к указанному в ней лицу явиться в налоговый орган для подачи документов или представления иного рода информации, важных для определения налогового обязательства. Налоговый орган вправе вызвать любое лицо для дачи показаний или представления документов.

(2) Форма повестки определяется Главной государственной налоговой инспекцией. В ней указываются цель вызова, время и место, куда лицо должно явиться, обязанности и ответственность вызванного лица.

(3) Порядок вызова должен соответствовать следующим требованиям:

а) повестка подписывается руководством налогового органа;

b) повестка вручается вызываемому лицу не позднее чем за три рабочих дня до дня, когда соответствующее лицо должно явиться, если иное не предусмотрено законодательством;

с) в случае, если предусматривается представление учетных документов или иного рода информации, они должны быть указаны;

d) по просьбе вызываемого лица налоговый орган может изменить время или место явки;

e) вызываемое лицо имеет право давать показания в присутствии своего представителя;

f) налоговый орган вправе требовать от вызываемого лица представления имеющихся документов, но не вправе требовать составления и/или подписания каких-либо документов, за исключением протокола.

(4) До начала слушания устанавливается личность вызванного лица, ему разъясняются его права и обязанности, оно предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Все это вносится в протокол и удостоверяется подписью вызванного лица. При переходе к слушанию указанного лица ему предлагается рассказать все, что ему известно в связи с делом, по которому оно приглашено. После того как лицо закончило свои показания, налоговый служащий может задавать ему вопросы. Показания заносятся в протокол, подписываемый давшим их лицом.

(5) Банковская повестка представляет собой адресованное финансовому учреждению (его отделению или филиалу) письменное требование особого характера о представлении им информации о лице, подвергшемся или подлежащем налоговому контролю, и документов, относящихся к операциям, осуществленным по банковским счетам этого лица.

(6) Банковская повестка должна соответствовать следующим требованиям:

а) составляться по форме, утвержденной Главной государственной налоговой инспекцией;

b) составляться в двух экземплярах, каждый из которых подписан руководством налогового органа;

с) направляться, в зависимости от обстоятельств, финансовому учреждению (его отделению или филиалу) или филиалу (отделению), в котором налогоплательщик имеет открытый банковский счет, либо финансовому учреждению (его отделению или филиалу), если его филиал (отделение) не известен или если налогоплательщик имеет или предположительно имеет банковские счета в нескольких филиалах этого финансового учреждения (его отделения или филиала);

d) содержать период рассмотрения затребованных документов, продолжительность которого не должна превышать десяти дней со дня получения документов.

(7) В течение трех дней после получения банковской повестки финансовое учреждение (его отделение или филиал) должно обеспечить подбор всех имеющихся в нем документов, относящихся к банковскому счету налогоплательщика и ко всем операциям по этому счету за изучаемый период (периоды), и представить их налоговому органу.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок