Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Глава 16 Налоговая проверка

Статья 111. Виды налоговой проверки

Налоговая проверка, осуществляемая налоговым органом, может быть камеральной и выездной.

Статья 112. Камеральная налоговая проверка

1. Камеральной налоговой проверкой без выезда на место деятельности налогоплательщика на основании финансовой отчетности, налоговых деклараций, справок, заключений, расчетов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган иных документов и данных, имеющихся в налоговом органе, а также объяснений, полученных от налогоплательщика, и анализа учетной документации, устанавливается соответствие исполнения налогоплательщиком налоговых обязательств требованиям, предусмотренным настоящим Кодексом.

2. Камеральную налоговую проверку осуществляет уполномоченное должностное лицо налогового органа в соответствии со своими служебными полномочиями, на основании письменного приказа руководителя налогового органа/его заместителя.

3. При камеральной налоговой проверке налоговый орган вправе согласно статье 102 настоящего Кодекса требовать от налогоплательщика представления объяснений и учетной документации.

4. Если в результате камеральной налоговой проверки в документах, представленных налогоплательщиком, выявлены ошибки, об указанном должно быть сообщено налогоплательщику, который должен внести соответствующие исправления в эти документы.

5. Если ошибки, выявленные в результате камеральной налоговой проверки, повлекут изменение суммы налога (сокращение или увеличение), уполномоченное лицо, осуществляющее камеральную налоговую проверку, составляет акт о налоговой проверке и подписывает его. Указанный акт утверждает начальник налогового органа/его заместитель.

6. О начисленной сумме налога в результате камеральной налоговой проверки налогоплательщику направляется "налоговое требование" в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 113. Выездная налоговая проверка

1. Выездной налоговой проверкой предусматривается полная или выборочная проверка документации, связанной с исчислением налога на месте деятельности налогоплательщика. Выездная налоговая проверка может включать также процедуры налогового контроля по наблюдению за деятельностью налогоплательщика.

2. К приказу о назначении выездной налоговой проверки должен прилагаться перечень действий, подлежащих выполнению в процессе выездной налоговой проверки, предусмотренных программой проверки.

3. Проведение выездной налоговой проверки допускается только в рабочие часы или(и) во время фактической работы налогоплательщика.

4. Выездная налоговая проверка может быть плановой или контрольной.

5. Плановая выездная налоговая проверка проводится по решению начальника налогового органа/его заместителя не более одного раза в течение календарного года, о чем налогоплательщику за 10 дней до проведения проверки направляется письменное уведомление. В уведомлении должны быть указаны основание и предмет плановой выездной налоговой проверки, а также предполагаемое время проведения проверки.

6. Контрольная выездная налоговая проверка проводится без письменного уведомления. Решение об обращении в суд в целях контрольной выездной налоговой проверки или проведении безотлагательной контрольной выездной налоговой проверки принимает начальник налогового органа/его заместитель, если:

а) при последней налоговой проверке были выявлены факты значительных нарушений налоговых обязательств налогоплательщиком или существуют иные факты, подтверждающие случаи таких нарушений;

б) имеется достоверная информация, ставящая под сомнение происхождение финансовых и материальных средств налогоплательщика;

в) имеется достоверная информация о документально неподтвержденном увеличении имущества или иного объекта налогообложения;

г) налоговыми декларациями и иными документами, представленными в налоговый орган, не подтверждается реальность объектов налогообложения и исчисленных налогов;

д) не представлена налоговая декларация или документы, необходимые для исчисления или(и) уплаты налога;

е) предприятие/организация изменила организационно-правовую форму.

7. Выездная налоговая проверка может продолжаться не более 2 месяцев. В случае необходимости налоговый орган вправе продлить этот срок не более чем на 1 месяц.

8. Начальник налогового органа/его заместитель после принятия решения о назначении выездной налоговой проверки обязан создать группу по налоговой проверке.

9. Группа по налоговой проверке обязана представить налогоплательщику свидетельства, удостоверяющие личности членов указанной группы, приказ начальника налогового органа о создании группы по налоговой проверке, программу проверки и разъяснительную записку о правах налогоплательщика. Кроме вышеперечисленных документов, налогоплательщику также должны быть представлены: при контрольной выездной налоговой проверке (кроме случаев, предусмотренных подпунктами "д" и "ж" части 2 статьи 99 настоящего Кодекса) - приказ судьи о назначении контрольной выездной налоговой проверки, а при плановой выездной проверке и контрольной выездной налоговой проверке, предусмотренной подпунктами "д" и "ж" части 2 статьи 99 настоящего Кодекса, - приказ начальника налогового органа/его заместителя о назначении соответствующей выездной налоговой проверки.

10. Налогоплательщик обязан группе по налоговой проверке при выездной налоговой проверке создавать такие условия работы, какие обычно существуют у налогоплательщика.

11. Если уполномоченное должностное лицо налогового органа сочтет, что документы, подтверждающие налоговое правонарушение, могут быть уничтожены, скрыты, исправлены или заменены, он правомочен требовать и получить заверенные налогоплательщиком копии учетной документации, связанной с налоговым обязательством, или(и) информации, связанной с налогообложением. В случае неисполнения указанного обязательства налогоплательщиком должностное лицо налогового органа правомочно изъять подлинники указанных документов или иных материалов. В связи с этим он должен составить акт об изъятии указанных документов или иных материалов, один экземпляр которых передается налогоплательщику, снять копии указанных документов или иных материалов и в 5-дневный срок возвратить подлинник налогоплательщику.

Статья 114. Безотлагательная контрольная выездная налоговая

проверка

1. В случаях, определенных частью 6 статьи 113 настоящего Кодекса, налоговый орган в пределах безотлагательной необходимости на основании письменного приказа начальника налогового органа вправе без предварительного уведомления проводить безотлагательную контрольную выездную налоговую проверку.

2. Случай безотлагательной необходимости наступает, когда налоговый орган сочтет, что налогоплательщик планирует уклониться от исполнения налоговых обязательств путем выезда из Грузии, передачи активов другому лицу, уничтожения документов, подтверждающих налоговое правонарушение, скрытия, исправления или заменой либо проведением иных мероприятий.

3. Налоговый орган обязан в течение 48 часов с начала безотлагательной контрольной выездной налоговой проверки обратиться в суд и получить разрешение суда на проведение контрольной выездной налоговой проверки

4. До получения разрешения суда члены группы по налоговой проверке не вправе начать процедуры безотлагательной контрольной выездной налоговой проверки. Представители налогового органа имеют право только на опечатывание налоговых документов и товарно-материальных ценностей налогоплательщика, необходимых для проведения контрольной выездной налоговой проверки.

Статья 115. Допуск должностного лица налогового органа на

территории или(и) в здания и сооружения в целях

проведения выездной налоговой проверки

1. Налогоплательщик обязан при наличии условий, определенных частью 9 статьи 113 настоящего Кодекса, беспрепятственно допускать группу налоговой проверки на свои территории или(и) в здания и сооружения, кроме жилой квартиры физического лица, допуск в которую возможен только по решению суда. В этом случае недопущение должностного лица налогового органа на территории или(и) в здания и сооружения будет считаться налоговым правонарушением и влечет ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Если налогоплательщик не допустит уполномоченного лица налогового органа на территории или(и) в здания и сооружения для проведения налоговой проверки, должностное лицо налогового органа составляет акт, который подписывают проверяющее лицо и налогоплательщик.

Статья 116. Экспертиза

1. В случае необходимости при выездной налоговой проверке может быть назначена экспертиза.

2. Экспертиза назначается, если вопросы, возникшие при налоговой проверке, требуют специальных знаний в науке, искусстве, технике или иных сферах.

3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и заключения, требуемые от него, не должны выходить за пределы специальных знаний эксперта.

4. Экспертиза назначается по приказу начальника налогового органа/его заместителя.

5. Лицо приглашается в качестве эксперта на основании договора.

6. Эксперт имеет право ознакомиться с материалами проверки, связанными с предметом экспертизы, и ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов. Эксперт может отказать в даче заключения, если материалы, представленные ему, недостаточны для дачи заключения или поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний.

7. При назначении и проведении экспертизы налогоплательщик имеет право:

а) представлять дополнительные вопросы и получить о них заключение эксперта;

б) присутствовать при экспертизе и давать объяснения эксперту;

в) ознакомиться с заключением эксперта.

8. Должностное лицо налогового органа, вынесшее постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить налогоплательщика с этим постановлением и разъяснить ему предусмотренные настоящим Кодексом его права и составить соответствующий протокол.

9. Эксперт от своего имени дает письменное заключение. В заключении эксперта указываются осуществленные им исследования, заключения, вынесенные в результате исследований, и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при проведении экспертизы установит обстоятельства, имеющие значение для дела, он вправе факты об указанных обстоятельствах включить в вынесенное им заключение.

10. Заключение или заявление эксперта о невозможности выдачи заключения представляется налогоплательщику. Налогоплательщик имеет право дать объяснения в связи с заключением эксперта, а также требовать постановки дополнительных вопросов эксперту или назначения дополнительной либо повторной экспертизы за свой счет.

11. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности и полноты заключения и её проведение поручается тому же или другому эксперту.

12. Повторная экспертиза проводится, если заключение эксперта необоснованно или его правильность сомнительна. Повторная экспертиза поручается другому эксперту.

13. Дополнительная или(и) повторная экспертиза назначается с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.

14. Невыполнение или ненадлежащее исполнение экспертом обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, влечет ответственность в порядке, установленном законодательством Грузии.

Статья 117. Приглашение специалиста

1. В случае необходимости в целях осуществления конкретного действия налогового контроля на договорной основе может быть приглашен специалист, имеющий необходимые знания и навыки и не заинтересованный в результатах дела.

2. Невыполнение или ненадлежащее исполнение специалистом обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, влечет ответственность в порядке, установленном законодательством Грузии.

Статья 118. Компенсация специалиста или(и) эксперта

1. Специалист или(и) эксперт вправе согласно договору требовать возмещения расходов, понесенных в связи с его вызовом.

2. Специалист или(и) эксперт обязан отказаться от приглашения, если у него - конфликт интересов, вызванный личными или иного рода мотивацией, или(и) он заинтересован в результатах процедур налогового контроля.

3. Специалист или(и) эксперт имеет право получать вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме случаев, когда эти обязанности выполняются в пределах служебного поручения.

4. Размер компенсаций и вознаграждения специалиста или(и) эксперта и порядок их выплаты устанавливает правительство Грузии, и они финансируются из бюджета Грузии.

Статья 119. Общие требования к протоколу, составляемому при

осуществлении налогового контроля

1. При осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляется протокол. Протокол составляется на государственном языке.

2. В протоколе должны быть указаны:

а) его наименование;

б) место и дата проведения конкретного действия;

в) время начала и окончания действия;

г) должности и фамилии лица, составившего протокол, и лица (лиц), осуществившего контрольное действие;

д) имена и фамилии участников действия, а в случае необходимости - их адрес;

е) содержание действия и последовательность его проведения;

ж) существенные факты и обстоятельства, выявленные в связи с делом при осуществлении действия.

3. Протокол представляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в производстве действия. Указанные лица вправе высказать замечания, которые отражаются в протоколе.

4. Протокол подписывают: лицо, составившее протокол, лица, осуществившие процедуру налогового контроля (кроме налоговой проверки) и налогоплательщик или его представитель, а также приглашенный специалист (если участвует в процедурах налогового контроля). В случае отказа налогоплательщика или его представителя в подписании протокола в нем делается соответствующая запись

Статья 120. Акт о налоговой проверке

1. О результатах налоговой проверки составляется акт, в котором должны быть указаны:

а) дата и место составления акта (наименование населенного пункта);

б) имена, фамилии и должности проверяющих лиц;

в) формальное основание проверки (приказ руководителя налогового органа/его заместителя или решение суда (дата и номер);

г) срок и программа проверки;

д) имя, фамилия (наименование) проверяемого субъекта, идентификационный номер, даты и номера судебной и налоговой регистрации, другие реквизиты (в случае необходимости);

е) факт вручения проверяемому субъекту разъяснительной записки о его правах и обязанностях (при выездной налоговой проверке);

ж) имена, фамилии и должности лиц (директор/руководитель), бухгалтер, аудитор, адвокат и другие), участвующих в проверке со стороны проверяемого субъекта (при выездной налоговой проверке);

з) фактические основания проверки и их обоснование;

и) по каждому пункту программы проверки результатов проверки - точные даты возникновения требований и обязательств в отношении налогоплательщика (если указанное возможно установить), размер налога, исчисление пеней и штрафов, общая сумма, подлежащая уплате или получению, реквизиты (в случае необходимости - копии) документов, которыми подтверждаются возникновение этих требований и обязательств; содержание приложений к акту;

к) вопросы, с которыми налогоплательщик не согласен (при выездной налоговой проверке);

л) полностью подлежащая выплате или получению сумма - основное обязательство, штраф, пеня.

2. Акт о налоговой проверке подписывают:

а) со стороны налогового органа - члены группы по налоговой проверке;

б) со стороны налогоплательщика: директор (руководитель), бухгалтер, а также аудитор и адвокат, если они участвовали в процессе налоговой проверки. Если сторона налогоплательщика отказалась подписаться под актом (при выездной налоговой проверке), в нем делается соответствующая запись.

3. Если специфика налоговой проверки требует проведения проверки в несколько этапов, после каждого этапа составляется промежуточный акт, который должен удовлетворять требованиям, определенным частями первой и 2 настоящей статьи.

Статья 121. Вынесение решения по результатам рассмотрения

материалов налоговой проверки

1. Начальник налогового органа/его заместитель по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки принимает решение:

а) о начислении налогов и суммы налоговых санкций;

б) о проведении дополнительных мероприятий.

2. На основании вынесенного решения налогоплательщику/налоговому агенту направляется "налоговое требование" об уплате просроченной налоговой задолженности, суммы налоговых санкций и устранении выявленных нарушений.

3. Копия решения налогового органа и "налоговое требование" вручаются налогоплательщику/налоговому агенту.

4. Если физическое лицо-предприниматель или должностное лицо предприятия/организации за нарушение налогового законодательства подлежит привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, осуществляющее налоговую проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и применение административного взыскания осуществляются налоговыми органами в соответствии с Кодексом Грузии об административных правонарушениях.

5. В случае выявления в результате налоговой проверки признаков преступления соответствующие материалы незамедлительно направляются надлежащему следственному органу по подчиненности. При этом в случае выявления факта налогового правонарушения уголовное преследование не начинается, если в течение 15 рабочих дней после получения "налогового требования" по результатам налоговой проверки будут покрыты основная сумма налога, подлежащая дополнительной уплате, и сумма санкций.

Статья 122. Налоговая тайна

1. К налоговой тайне относится любая информация о налогоплательщике, полученная налоговым органом, кроме:

а) наименования и адреса налогоплательщика НДС;

б) информации об идентификационном номере налогоплательщика;

в) информации об уставном капитале предприятия.

2. Налоговый орган, его должностное лицо, приглашенный специалист или(и) эксперт обязаны хранить тайну данных о налогоплательщике, которая стала им известна при исполнении служебных обязанностей. Они имеют право передавать идентифицированную информацию об отдельных налогоплательщиках только следующим лицам:

а) сотрудникам системы Министерства финансов Грузии и членам Совета по рассмотрению споров, основанного при Министерстве финансов Грузии, - в целях исполнения последними служебных обязанностей;

б) правоохранительным органам - на основании приказа судьи о лицах, преследуемых законом за налоговое правонарушение;

в) суду - в целях определения налоговых обязательств или ответственности налогоплательщика по делу, находящемуся в производстве суда;

г) налоговым органам других государств - в соответствии с международными договорами;

д) судебным исполнителям - в процессе исполнения решения, принятого в связи с налоговым спором.

3. Сотрудники налоговых органов обязаны соблюдать тайну информации, полученной при исполнении служебных обязанностей, и использовать её только для достижения цели, в связи с которой им разрешается выдача этой информации.

4. Лицо, получившее определенную настоящей статьей информацию, не имеет права разглашать тайну этой информации и обязано отражающие ее документы возвратить налоговому органу, кроме случаев, когда информация получена согласно части 2 настоящей статьи.

5. Разглашением налоговой тайны считается использование в личных целях информации о налогоплательщике, полученной должностным лицом налогового органа, приглашенным специалистом или(и) экспертом при исполнении своих обязанностей, либо передача её другому лицу.

6. Настоящая статья не применяется в отношении годовых отчетов, предназначенных для опубликования, предусмотренного частью 2 статьи 54 настоящего Кодекса.

7. Имеющаяся в налоговых органах информация, содержащая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и обработки. К информации, содержащей налоговую тайну, могут быть допущены только должностные лица, определенные Министром финансов Грузии.

8. Утеря документов, содержащих информацию о налоговой тайне, или разглашение такой информации влечет ответственность в соответствии с законодательством Грузии.

9. В случае письменного разрешения налогоплательщика информация о налогоплательщике может быть передана другому лицу.

10. Сведения о налогоплательщике с момента взятия его на учет считаются налоговой тайной, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок