Офшоры: Минфин доработает проект ФНС
Налоговая политика на 2013-2015 годы учитывает офшорный вопрос
03.05.2012Российский налоговый порталТы помнишь, как все начиналось?
Все официально началось 21 декабря 2011 года, когда Премьер Владимир Путин обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить (средства. – прим. авт.) где-то за рубежом – пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим».
По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара». Как отметил Владимир Путин, отсутствие конечного бенефициара отпугивает инвесторов. Странно, но преимущественно «анонимные» офшоры по официальной статистике и являются основными инвесторами российской экономики, и владельцами многих российских прибыльных предприятий.
Очевидно, что именно государство как инвестор не может работать с «чужими».
Конечно, в отношении многих офшоров и иностранных структур собственники и контролирующие лица уже известны, однако пока в России еще нет законодательства, позволяющего вменить таким лицам “получение” общеизвестно причитающихся им доходов (полученных их зарубежными структурами), чтобы принудить уплатить с них налоги в России, если будет возможно доказать, что доходы “были получены” во время нахождения таких лиц в статусе налоговых резидентов Российской Федерации.
Ведь общеизвестно, что никто не запрещает иметь наряду с гражданством России, гражданство Кипра, Швейцарии, США, Великобритании, и, наконец, даже Финляндии, и одновременно быть налоговым резидентом третьей страны.
А для чего бенефициар нужен налоговой? Ни для кого не секрет, что многие прогрессивные люди используют в своей практике офшоры для изменения своих конституционных обязанностей налогоплательщика, то есть фактически для откладывания во времени наступления своих налоговых обязательств.
Некоторые вообще ошибочно полагают, что такой обязанности у них нет.
Любому понятно, что пока ты не получил доход лично, платить налоги ты не должен.
Поэтому офшор – это реальный соблазн даже для среднего статитистического налогоплательщика, а также интереснейшая возможность аккумулирования свободных доходов вне территории России до налогообложения!
Антиофшорный проект ФНС России
И вот, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 марта 2012 года № ВП-П24-1269 ФНС представило первый в истории проект антиофшорных изменений письмом (письмо ФНС России от 30 марта 2012 года № СА-20-7/348). Предлагается внести изменения как в Налоговый кодекс, так и в Типовое российское соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество.
Первым ключевым элементом предлагаемого пакета ФНС является введение понятия “конечный бенефициар” в Налоговый кодекс и в Типовое соглашение. Смысл введения в законодательство этого понятия состоит в том, чтобы определить и установить конкретное физическое или юридическое лицо в России, которое путем использования, принадлежащего ему или контролируемого им офшора, держит свои доходы за границей, и предумышленно избегает их получение в России, и, как следствие, не платит по этой простой причине с них налоги.
*Термин используемый законопроектом ФНС России: «конечный бенефициар – это физическое либо юридическое лицо, которое напрямую или через участие в других организациях либо иным способом является получателем дохода данной организации, обладающее правом владеть, пользоваться и распоряжаться данным доходом, то есть фактическим правом на определение дальнейшей экономической судьбы дохода, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно пользоваться и (или) распоряжаться данным доходом. При определении конечного бенефициара организации принимается во внимание фактическое право на владение, пользование и распоряжение доходов, а не формальное закрепление такого права. Конечным бенефициаром не признается физическое или юридическое лицо, такое как агент, доверительный управляющий или иное уполномоченное лицо, действующее от своего имени, но за счет других заинтересованных сторон».
Как ранее и было отмечено, основной проблемой является тот факт, что офшоры – это компании, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях с низким или нулевым национальным налоговым бременем. Их налоги российские налоговые инспекторы собрать в принципе не в состоянии. Таким образом, взять налоги с офшоров в российский бюджет можно только тогда, когда соответствующие суммы перечисляются российскими организациями или физическими лицами по договорам или иным правовым основаниям в пользу офшоров.
Именно по этой причине вторым ключевым элементом пакета является введение законодательства против злоупотребления использования контролируемых иностранных компаний для уклонения от налогообложения, как юридическими, так и физическими лицами. Что в последнем случае не совсем обычно, учитывая мировую практику. Важно заметить, что в проекте ФНС России понятие “контролируемая иностранная компания” отсутствует.
Сразу стоит заметить, что российские организации почти не используют на практике контролируемые иностранные компании в офшорах по списку Минфина, что сразу относит к первоочередной группе риска именно физических лиц.
Проектом ФНС предложено стимулировать налогоплательщиков к самостоятельному раскрытию конечных бенефициаров. Если российский налогоплательщик раскроется как бенефициар, то уплатит только 9 процентов от суммы, уплаченной офшору. А если налоговые органы сами установят такой факт, то ставка составит уже 20 процентов, и никто не отменял при этом налоговую и уголовную ответственность за умышленное уклонение от налогообложения. Также согласно изменениям выплаты в адрес офшоров предложено не признавать расходами.
С другой стороны, законопроект также предусматривает и условия, при выполнении которых к российскому налогоплательщику не применяются антиофшорные меры. Он не должен быть конечным бенефициаром. Он сможет документально доказать наличие деловой цели у офшора, предоставить данные о конечном бенефициаре, информацию о фактическом нахождении офшора, а также о размере уплаченной сумме налога офшором. Если сумма налога, уплаченного в офшоре, меньше 50 процентов от суммы налога, подлежащего уплате в России, то такая разница должна быть уплачена российским налогоплательщиком.
Однако наличие таких условий может создать почву для должностных злоупотреблений, поскольку должностному лицу налогового органа предоставлено усмотрение в отношении критериев достаточности информации, которая может подтверждать конкретного бенефициара офшора, также как и иностранный компетентный орган совершенно точно не сможет документально удостоверить у офшора наличие деловой цели (обычно это происходит в иностранных компетентных судах).
В России приобретение офшорных компаний является очень доступной возможностью для широкой публики, которая преимущественно не усложняет свою жизнь высокой ценой такого иногда сомнительного приобретения и дорогостоящими консультациями дипломированных специалистов - практиков. Поэтому большинство владельцев просто сокрыто за номиналами (могут быть юридическими или физическими лицами), а некоторые не боятся даже числиться директорами и акционерами, ведь утрата контроля над компанией – главный страх состоятельных россиян.
Куда ведет борьба с офшорами Россию?
Минфин России опубликовал Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (см. со стр. 45 в отношении борьбы с офшорами)
http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/04/ONNP_2013-2015.pdf
1. Минфин отметил, что принято принципиальное решение о необходимости заключения рекомендуемых ОЭСР межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией с офшорами, а также внесения в типовое соглашение РФ об избежании двойного налогообложения (очевидно, и в действующие) обновленной статьи об обмене информацией и статьи, направленной на предотвращение необоснованного применения льгот (Limitation of benefits).
2. Как отмечает Минфин, “вместе с тем, одним из основных элементов противодействия уклонению от налогообложения в России с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения, является институт налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний, который заключается в том, что не распределяемый между учредителями (собственниками) доход иностранной контролируемой компании или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль организаций как доход ее владельца (т.е. материнской компании). Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок”.
- Необходимо законодательно определить понятие контролируемой иностранной компании, основываясь на определении взаимозависимых лиц, а также стратегического участия в организации.
- Необходимо ввести обязанность для российских компаний или компаний, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, обязанность указывать в налоговых декларациях все свои иностранные аффилированные компании. Обязательно здесь предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании. Уклонение от исполненения этого обязательства должно быть приравнено к налоговому правонарушению и наказываться взиманием штрафов.
- Необходимо ввести конкретные условия, при которых у российских налогоплательщиков возникает обязанность уплаты налог на прибыль в отношении доходов, полученных их иностранными контролируемыми компаниями.
3. “Действующее налоговое законодательство Российской Федерации не использует термин “юридическое лицо – налоговый резидент Российской Федерации”, употребляя вместо него термин “российская организация”.
Данное определение является очень узким, и главный его недостаток состоит в том, что оно не учитывает как экономическую связь между организацией и ее учредителями, так и между организацией и ее дочерними компаниями.
В среднесрочной перспективе в налоговое законодательство будет внесено понятие налогового резидентства организаций на основе нескольких критериев, аналогичных используемых в международных налоговых соглашениях Российской Федерации”.
4. “Помимо указанных изменений в Кодекс будут также внесены поправки, устанавливающие понятие фактического получателя дохода (лица, имеющего фактическое право на доход), что также позволит использовать некоторые инструменты противодействия уклонению от налогообложения в международных налоговых отношениях”.
Таким образом, Минфин России отошел от предложения ФНС России по введению понятия “конечный бенефициар”, вероятно, в связи с необходимостью разграничения понятия “бенефициара” для целей противодействия легализации средств, полученных преступных путем, и понятия “beneficial owner” для целей налогообложения.
Итак, единственной загадкой на настоящий момент остается то, каким образом, все-таки, Минфин России собирается бороться со злоупотреблением офшорами физическими лицами – налоговыми резидентами Российской Федерации. Сохранит ли оно подход, предложенный ФНС России в названном проекте, или будут выработаны новые механизмы поощрения российских налогоплательщиков – физических лиц за отказ от использования офшоров, и за добровольное декларирование ранее сокрытых доходов с последующей уплатой соответствующего налога (так называемая, процедура налоговой регуляризации).
Ясно одно, российские налогоплательщики - физические лица в стороне не останутся, поскольку налоговое резидентство компании будет определяться с учетом экономической связи с бенефициарными участниками или акционерами такой компании (станет возможным при наличии соответствующих договоренностей об обмене информацией).
С другой стороны, обмен налоговой информацией потребует также достаточного количества времени для его установления на основе специальных правил, которые должны быть введены в национальное законодательство государств, участвующих в таких договоренностях. Требуется установить конкретный перечень оснований, когда российский налоговый орган вправе обратиться к иностранному компетентному органу. Такое обращение должно быть единственным возможным средством установления и подтверждения информации, на основании которой российский налог сможет быть окончательно определен и взыскан.
В этой связи представляется также важным установление обязанности налогового органа извещать конкретное российское лицо о направлениии запроса в компетентный иностранный орган о предоставлении информации в отношении такого лица на основе имеющихся данных (обоснованность запроса, исключающая fishing expeditions). Такой обязанности налогового органа должно корреспондировать право российской лица на оспаривание таких действий в судебных инстанциях, а также право российского налогоплательщика заключать соглашения о досудебном урегулировании налоговой задолженности, исключающие применение к нему, например, уголовной ответственности.
30% налог на доход за непредставление документов о получателе или его бенефициарах
Использовать привычные простые и экономичные средства офшорной защиты осталось год-два, не больше
До конца года в России появится проект закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний. Это лишь одна из мер по борьбе с налоговыми уклонистами, но она способна серьезно изменить ситуацию в этой сфере
Темы: Международное налогообложение  
-
Александра Баязитова
Корреспондент Известия -
Александр Бастрыкин
Председатель Следственный комитет России -
Александр Бороухин
Возглавляет практику «Энергетика и коммунальный комплекс» Адвокатске бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры» -
Александр Захаров
Партнер Paragon Advice Group -
Александр Очаковский
Независимый обозреватель Независимый обозреватель -
Александр Починок
экономист, министр труда и социального развития россии в 2000-2004 гг. - -
Алексей Кудрин
председатель комитет гражданских инициатив -
Алена Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алёна Ускова
PR-менеджер Synerdocs -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Алиса Муратова
Бизнес-аналитик сервиса обмена электронными документами Synerdocs.ru -
Анастасия Жигина
Старший юрист Пепеляев Групп -
Анатолий Аксаков
депутат Госдума -
Анатолий Вассерман
журналист, политический консультант - -
Анатолий Черняков
Генеральный директор ЗАО «Асон-Аудит» (г. Москва) -
Андрей Ярковой
Руководитель юридической службы Производственная компания -
Антон Вашкевич
старший юрист Goltsblat BLP -
Антон Рахманов
генеральный директор УК «Тройка Диалог» -
Антон Соничев
Адвокат компании «Деловой фарватер» -
Арина Холина
журналист - -
Аркадий Брызгалин
Руководитель Группы компаний «Налоги и финансовое право» Группа компаний «Налоги и финансовое право» -
Бижанов Махач
Управляющий Партнер Юридическая фирма Legal Consulting Group -
Борис Грозовский
экономический обозреватель forbes.ru -
Борис Титов
уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей - -
Вадим Зарипов
руководитель аналитической службы Юридическая компания «Пепеляев Групп» -
Валентин Гаврилов
Директор отдел исследований рынка CBRE -
Валерий Саркисов
Адвокат, руководитель проекта АК «Судебный адвокат» АК «Судебный адвокат» -
Вера Ситнина
Корреспондент Slon -
Вероника Хан
частный консультант -
Владимир Громковский
совладелец ГК «Финематика» -
Владимир Назаров
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Институт экономической политики им.Гайдара -
Владимир Фролов
Президент Ассоциация «Налоги России» -
Владислав Земляной
Генеральный Директор и Руководитель Департамента Юридических Практик ООО «ПКИК» -
Владислав Иноземцев
директор Центр исследований постиндустриального общества -
Гарамита Валентин
Заместитель генерального директора ЗАО «Юрэнерго» Группа компаний «Юрэнерго» -
Григорий Бирг
аналитик компания «Инвесткафе» -
Даниил Авдеев
Партнер Компания «Соллерс Траст» -
Дмитрий Костальгин
Управляющий партнер Юридическая компания «Taxadvisor» -
Дмитрий Сокуренко
корреспондент агентство «Прайм» -
Дмитрий Фадеев
Заместитель директора Юридического департамента Торгово-промышленная палата РФ -
Дмитрий Хитров
Председатель правления некоммерческого партнерства «Электронный арбитраж», разработчик системы для осуществления коммерческого онлайн-правосудия в РФ Компания «Электронный арбитраж» -
Евгений Воловик
Эксперт Финансовая газета -
Евгений Кобзев
Руководитель проекта «Электронный бухгалтер «Эльба» ЗАО «ПФ «СКБ Контур» -
Екатерина Кузнецова
Старший менеджер группы по оказанию услуг в области налогового и бухгалтерского КПМГ в России и СНГ -
Екатерина Румянцева
председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Group -
Елена Зиязова
юрист -
Иван Кабулаев
Управляющий директор «Инвесткафе» -
Игорь Базилевский
юрист -
Игорь Индриксонс
управляющий инвестициями в недвижимость, основатель портала Indriksons.ru -
Илья Жуков
Руководитель проекта, консультант www.taxanalytics.ru -
Илья Соколов
эксперт Институт Гайдара -
Илья Трунин
Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов -
Карина Кассис
Аналитик Synerdocs -
Кирилл Никитин
Директор Центр налоговой политики Экономического факультета МГУ -
Кирилл Титаев
ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения -
Константин Ворович
внештатный корреспондент Forbes.ru -
Константин Захаров
Пенсионер МВД -
Константин Петров
генеральный директор «ВТБ регистратор» -
Константин Сасов
Ведущий юрист ООО «Пепеляев Групп» -
Лысенков Антон
юрист Правовой центр Фиолент -
Магомедов Марад
Портал "Швейцария Деловая", www.business-swiss.ch -
Максим Агалаков
Генеральный директор ЗАО «В.И.Г.- БизнесКонсалтинг» -
Максим Кваша
Спецкорреспондент ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» -
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям и модератор форума "Налогообложение" -
Мария Шклярук
научный сотрудник Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге -
Михаил Галятин
Свободен советник по юридическому маркетингу, бывший адвокат МГКА -
Михаил Делягин
Директор Институт проблем глобализации -
Михаил Орлов
партнер КПМГ -
Михаил Соболев
Партнер Consulco Group, ведущий налоговый консультант на рынке СНГ Consulco International -
Наталья Ларионова
глава Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития -
Наталья Свистунова
юрист, главный редактор Российский налоговый портал -
Николай Левичев
Председатель «Справедливая Россия» -
Оксана Дмитриева
доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» «Справедливая Россия» -
Ольга Плешанова
Юрист Редакция Закон.ру -
Павел Гагарин
Председатель совета директоров Аудиторско-консалтинговая группа «Градиент Альфа» -
Петр Попов
Ведущий юрист «Пепеляев Групп» -
Роман Романенко
Заместитель начальника Юрист сообщества Правовед.ру -
Рустам Вахитов
Руководитель департамента налогового консультирования International Tax Associates -
Сергей Алексашенко
экономист - -
Сергей Беляков
Заместитель министра Министерство экономического развития -
Сергей Воропаев
Партнер Deloitte -
Сергей Пепеляев
Управляющий партнёр «Пепеляев групп» -
Сергей Старцев
руководитель Представительство РИА Новости в Италии -
Татьяна Суфиянова
Консультант по налогам и сборам Российский налоговый портал -
Ульяна Коровкина
бизнес-аналитик Synerdocs -
Фаина Филина
Корреспондент Российский налоговый портал -
Филипп Стеркин
- - -
Элла Панеях
Ведущий научный сотрудник Институт проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге -
Эриг Берглоф
Главный экономист Европейский банк реконструкции и развития -
Юрий Печенкин
Должность не раскрывается Место работы не раскрывается -
Ян Арт
директор-главный редактор информационного агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России ООО «Банкир.Ру» (Информационное агентство Bankir.Ru) -
Ярослав Романчук
основатель и директор Центр им. Мизеса, Минск