Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Михаил Соболев

Михаил Соболев


Работа: Consulco International

Должность: Партнер Consulco Group, ведущий налоговый консультант на рынке СНГ

Новости / Мнения / Новации кипрского налогового законодательства

Новации кипрского налогового законодательства

И их возможное влияние на эффективность использования кипрских компаний

23.09.2011

26 августа кипрский парламент одобрил первый пакет мер по улучшению государственных финансов республики. Они касаются сокращения государственных расходов и увеличения доходов бюджета, без ущерба для репутации страны как международного финансового центра.

Законопроект еще не утвержден окончательно, но так деловые круги уже проинформированы, давайте посмотрим, что важно знать о нем российским предпринимателям, использующим кипрские компании в целях налогового и корпоративного планирования.

1. Все кипрские компании теперь будут обязаны платить Регистрару компаний ежегодный сбор в размере 350 евро. От этого сбора освобождены лишь предприятия, которые можно признать абсолютно бездействующими, то есть такими, которые не только не ведут никакой активной деятельности, но и не имеют активов.

Если речь идет о большой группе компаний, то сумма ежегодного сбора для нее не может быть больше 20 тыс. евро.

Планируется, что первый раз этот сбор надо будет оплатить до 31 декабря 2011 года, а затем каждый год до 30 июня.

Если оплата не произведена вовремя, то предложены следующие штрафные санкции:

10% при оплате сбора в течение первых двух месяцев после установленного срока,

30% при оплате сбора в срок более 2-х месяцев, но не более 5-ти,

если оплата не произведена в течение 5-ти месяцев, то Регистратор компаний может принять решение о закрытии компании. Если компания после этого решит восстановить свою регистрацию, то предварительно ей придется заплатить ранее неуплаченный штраф, а также дополнительный штраф в размере 500 евро, если прошло не более 2-х лет с момента неуплаты сбора, или 750 евро, если прошло более 2-х лет.

Эта новация коснется подавляющего числа компаний. Но так как размер установленных выплат мизерный (сравним, например, со стоимостью проживания в отеле за сутки-двое), то она никак не повлияет на привлекательность кипрских компаний.

2. Предлагается увеличить ставку специального взноса на нужды обороны республики, взимаемого с процентного дохода, с 10 до 15-ти процентов (его еще называют «налогом на оборону»). Это коснется как физических, так и юридических лиц.

Вместе с тем, если речь идет о компаниях, действующих в интересах иностранных бизнесменов, то надо понимать, что этот специальный взнос распространяется только на компании, которые являются налоговыми резидентами Кипра, то есть, управление и контроль которых осуществляются с территории страны. Кроме того, если иностранец (например, россиянин) не проживает на Кипре более 183 дней, то он не является налоговым резидентом республики и поэтому не платит этот специальный взнос.

Также надо учесть, что в основном с процентных доходов кипрские компании платят не налог на оборону, который взимается с выручки, а налог на прибыль по ставке 10%, который взимается с разницы между доходами и расходами. Это происходит, если процентные доходы относятся к основной деятельность компании или тесно связаны с таковой. Но надо помнить, что к основной деятельности сложно отнести финансирование компаний, никак не связанных с предприятиями собственной группы (на самом деле случаи, когда кипрские фирмы выдают займы неафилированным структурам, бывают чрезвычайно редко), а также получение процентов по банковским депозитам.

Принимая во внимание перечисленное выше, можно сказать, что возможно небольшое повышение налоговой нагрузки тех компаний, что получают проценты по банковским депозитам. Но возможно, некоторые такие компании постараются, не выводя деньги с кипрских банков, перевести их легальными способами на депозитные счета своих бенефициаров или афилированных компаний, не являющихся налоговыми резидентами.

3. Ставка специального взноса на нужды обороны республики, взимаемого с дохода в виде дивидендов, как предполагается, будет увеличена с 15 до 17-ти процентов. Это также коснется как физических лиц, так и компаний.

Но вновь, если речь идет об акционерах кипрских компаний, которые являются нерезидентами Кипра, такие акционеры (и бенефициары – нерезиденты страны) не платят этот взнос. По этому вопросу вскоре ожидается отдельное разъяснение руководителя Налоговой службы.

А в случае, если кипрская компания получает дивиденды из зарубежных источников, ее доход облагается этим взносом только если предприятие, выплачивающее дивиденды, платит налог за рубежом по ставке, существенно меньшей, чем платило бы на Кипре (на практике: менее 5%), и одновременно более половины ее доходов получены от инвестиционной деятельности. Понятно, что если такие компании и создаются, то их акционерами не бывают кипрские компании. Конечно, чтобы правильно структурировать группу предприятий, надо предварительно проконсультироваться у компетентных специалистов.

Как видим, и в этом случае новации не коснутся российских бизнесменов и их структур.

4. Ожидается увеличение ставки подоходного налога высокооплачиваемых физических лиц. Их доход в сумме, превышающей 60 тыс. евро в год, будет облагаться налогом по ставке 35%.

Но опять же, это касается только резидентов Кипра, то есть тех лиц, которые проживают в стране более 183 дней.

5. Если же человек ранее был нерезидентом Республики Кипр, но стал жить и работать на острове и получать доход в размере более 100 тыс. евро в год, он сможет воспользоваться льготой, направленной на привлечение высокооплачиваемых специалистов. Она предусматривает 50% освобождение от налога в течение первых пяти лет. Это правило, как ожидается, вступит в силу с 1 января 2012 года.

Эта мера направлена на повышение мотивации высокооплачиваемых специалистов выбрать местом своего жительства и работы Республику Кипр, как страну, позволяющую получать высокие доходы с небольшими налоговыми издержками. Не секрет, что во многих странах налогообложение подоходным налогом (в отличие, например, от России) происходит по прогрессивной шкале, и налоговая ставка для доходов богатых резидентов может доходить почти до 50%.

6. Следующая идея законодателей касается налогообложения недвижимого имущества, находящегося на Кипре. Сейчас его владельцы платят весьма щадящий налог, если сравнить его ставки и правила с установленными в других европейских странах, например, с такой популярной для покупки недвижимости Испанией. Вот какова картина сейчас:

Стоимость имущества по состоянию на 1 января 1980 года, €

Ставка налога, %

0 - 170.860

0

170.861 – 427.150

0,25

427.151 – 854.300

0,35

854.301 и более

0,4

Новые правила предлагается применять с 1 января 2012 года, и они будут следующими:

Стоимость имущества по состоянию на 1 января 1980 года, €

Ставка налога, %

0 - 120.000

0

120.001 – 170.000

0,4

170.001 – 300.000

0,5

300.001 – 500.000

0,6

500.001 – 800.000

0,7

800.001 и более

0,8

Необходимо особо обратить внимание на то, что стоимость имущества определяется не в соответствии с рыночными ценами, а по состоянию на 1 января 1980 года.

Как видим, налоговые выплаты владельцев недвижимости останутся невысокими, изменения не затронут сравнительно небогатые слои населения. Но благодаря этим изменениям можно обеспечить значительную прибавку к бюджету, что благотворно скажется на доходах государства, но одновременно не отпугнет иностранцев, желающих приобрести или построить домик на острове.

Одновременно устанавливается льгота по НДС для тех киприотов, которые приобретают или строят свое первое жилье, если площадь объекта не превышает 300 квадратных метров. Для таких сделок будет применяться пониженная ставка НДС в размере 5% (обычная ставка – 15%), но только в отношении 200 квадратных метров объекта. Как ожидается, правило будет действовать с 1 ноября 2011 года. Вряд ли эта мера коснется существенно числа россиян, но, например, их детям, получившим кипрское гражданство, полезно знать об этом.

Ряд мер направлен на то, чтобы несколько устранить неравенство между налогообложением доходов госслужащих и других резидентов Кипра. Например, сейчас с зарплат госчиновников не отчисляются выплаты в пенсионный фонд, но пенсии свои они будут получать исправно, как и любой другой, имеющий на это право. Предложено ввести 3% отчисление в пенсионный фонд, что несколько отличается от общих правил, но все же дает дополнительные доходы в бюджет и хоть как-то устраняет существующую социальную несправедливость. Это условие вступит в действие немедленно после опубликования в правительственной газете.

Кроме того, временно, на 24 месяца, введены дополнительные налоговые выплаты для госслужащих и тех чиновников, которые уже находятся на пенсии. Они зависят от уровня зарплаты, и если она превышает (превышала) 1,5 тыс. евро в месяц, то прогрессивная ставка отчислений установлена в размере от 1,5 до 3,5%.

Эти меры никак не касаются международного бизнеса.

Как видим, властями предложены меры, направленные на увеличение доходов бюджета без ущерба для небогатых слоев населения и для международного бизнеса. Во втором пакете мер, как ожидается, будут предложения по увеличению ставки НДС с 15% до 17%, снижению бюджетных расходов и повышению привлекательности страны для иностранных инвесторов.

Разместить:
Геннадий
25 сентября 2011 г. в 15:45

Довольно справедливый законопроект. Я всегда был за социальное равенство

Крыжовник
26 сентября 2011 г. в 22:13

Кипрское налоговое законодательство очень радует. России далеко до него, а жаль.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Экономика  

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок