Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Дмитрий Костальгин

Дмитрий Костальгин


Работа: Юридическая компания «Taxadvisor»

Должность: Управляющий партнер

Биография: Налоговый консалтинг, налоговые споры

Новости / Мнения / Старые песни о главном: проблемы в сфере налогового администрирования не решены

Старые песни о главном: проблемы в сфере налогового администрирования не решены

Более того: ими никто не занимается, считает наш автор Дмитрий Костальгин

12.05.2010Российский налоговый портал

В этой статье я предлагаю провести беспристрастный анализ системы налогового контроля и обсудить предложения по ее улучшению. Я буду рад, если читатели поделятся своими замечаниями и предложениями.

1. Начнем с того, что вся наша система контроля глубоко порочна. И вот почему. Нам всем прекрасно известно – эта система построена на плановых доначислениях. Повторю еще раз - по результатам проверки обязательно нужно доначислить налоги, даже если нет законных оснований доплатить. Мы все привыкли к этому, и нас не ужасает тот факт, что речь, фактически, идет о вымогательстве. Например, в конце 2009 года по небольшим производствам прошел «предновогодний чёс» (требовали 1 – 1,5 млн. руб. с заводиков с оборотом в 20-30 млн. руб. в год)[1]. Внутри налоговых органов такая система мотивации работает на «выдавливание» тех сотрудников, которых мучают угрызения совести при доначислениях невиновным.

Парадоксально, но в такую систему, похоже, верят. Получается, государству в целом все равно, что некоторые налогоплательщики не платят десятки миллионов налогов. Главное - взять миллиончик с тех, кто честно все платит.

Второй столп контроля - различные комиссии. Их цель - вымогать деньги у предпринимателей. Кстати, прикрываясь комиссиями, формально отчитываются о снижении количества проверок и якобы о снижении бремени администрирования. Не новость, что на комиссии, могут настойчиво попросить отказываться от амортизационной премии, или даже понизить зарплату - чтобы была прибыль. Либо предлагают пойти на «сделку»: налогоплательщик сначала заявляет прибыль и платит. Налоговики «успешно» отчитываются наверх о проделанной работе. Потом налогоплательщик подает «уточненку» и показывает реальный убыток.

2. Теперь взглянем на «внутреннюю кухню». Реальной работы по повышению эффективности контроля не ведется. Все действия нацелены на последующий анализ уже совершенных операций. Действует принцип «Вы делайте, как хотите, в потом мы придем и доначислим». В результате, налогоплательщик не может четко прогнозировать результат учета операций и риски. А налоговая служба воспринимается, как дополнительное обременение, а не сервис.

Предложение: Возможным вариантом изменения ситуации могли бы быть аналоги предварительных налоговых одобрений – промежуточный налоговый контроль.

Потери в результате неэффективного контроля не подсчитываются, либо тщательно скрываются. Оно и понятно: к примеру, миллиарды уплачиваются государством в виде процентов за несвоевременный возврат налогов.

2.1 Улучшить контроль сиюминутными мерами не получится, нужен комплексный подход. По этой причине большого PR на таких изменениях не получить (а для кого-то эти улучшения - вообще неприемлемы). Поэтому серьезных решений не принимается. Хотя некоторые меры лежат на поверхности. К примеру, за 10 лет в ФНС смогли выделить один день и загрузить программистов очевидно необходимой работой. А именно – сделать так, чтобы в требовании об уплате налога была расшифровка расчета пени. Это нужно, чтобы иные реквизиты указывались в соответствии с НК РФ. До сих пор служба не может настроить процесс взыскания налогов и не пропускать сроки. Неужели этого нельзя сделать? Ведь бюджет теряет десятки миллиардов рублей – наших с вами миллиардов.

В итоге действующая система контроля заставляет бизнесменов «выправлять» свою работу – только чтобы соответствовать критериям налоговиков в ущерб экономической эффективности. Правила игры предпринимателям не ясны. И они стараются любой ценой надо избежать проверки. Бизнесмены воспринимают налоговый контроль как давление, а не как помощь, и знают – увы, иногда проще быть «в тени».

Продолжение следует…


[1] В начале года появилась информация, что минимальные доначисления с выездной проверки хотят поднять с 1 млн. руб. до 3 млн. руб. Можно представить, какими методами это будет достигнуто.

Разместить:
Борьба с «однодневками»: имитация бурной деятельности

Действующие законы позволяют налоговикам ловить крупных уклонистов, новые идеи силовиков могут привести лишь к проблемам для честного бизнеса

Кручу, верчу, рыночные цены найти хочу!

Национальные особенности деятельности оценщиков

Игорь
18 мая 2010 г. в 21:53

свежая инфа с клерка.ру

УФНС по г. Москве в своем внутреннем письме призвало инспекции пересмотреть свои планы выездных проверок на 2010 год. Управление требует исключить из списков кандидатов на ревизию все однодневки. Для проверок нужно отобрать тех налогоплательщиков, с которых действительно можно взыскать доначисленные суммы. По мнению столичного УФНС, инспекторы должны выявить по цепочке однодневок реальные компании, которые используют схемы, и сосредоточить на них свое внимание.

При этом инспекции заинтересованы «раскапывать» даже схемы, ведущие в другие ИФНС. Столичное управление ФНС пообещало за каждого найденного уклониста, состоящего на учете в другой инспекции, начислять дополнительные «аналитические баллы».

зы: эта музыка будет вечной (с)

Василий
18 мая 2010 г. в 22:03

Уважаемый Дмитрий!

Налоговая кухня многообразна, в каком звене Вы там варились?

То, что доначисления в определенных суммах планируются - это правда. Но ведь такая схема и в других НЕ УШЕДШИХ ОТ КПСС-КИХ государственных органах! Что, в ГАИ ушли от плановых сборов нарушений ПДД? Что, показатель милиции оценивается от УМЕНЬШЕНИЯ преступлений?

Порочность заложена в самом переходном периоде от фашистского "КПСС-го" режима к нормальному рыночному. Почему высказываются такие заявления? Да потому что по-прежнему начальник инспекции - выходец из ТЕХ рядов определяет назначение сроков проверки: одним ни разу за десять лет, а другим-строптивым - как предписано Кодексом. Одним - доначисления по полной программе, а другим - постоянная корректировка налогов в проекте акта проверки - до слез инспектора!

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок